РФ педалирует тему мирных переговоров. Зачем это нужно Кремлю

297

Россия готова к переговорам с Украиной без каких-либо предварительных условий, об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко. В то же время известно, что ключевым условием со стороны Киев для возобновления переговоров является вывод российских войск со всей территории Украины. Как отмечают эксперты, РФ демонстрирует готовность к переговорам, чтобы «заморозить» конфликт на некоторое время. Это ей нужно для того, чтобы укрепить защиту оккупированных территорий, провести мобилизацию и качественное обучение мобилизованных, пополнить запасы оружия и подготовить новые наступательные операции. По словам экспертов, именно поэтому украинские власти на переговоры с РФ не пойдут. Хотя есть мнение, что Киев мог бы согласится на переговоры, чтобы помочь западным партнерам, которые начали говорить о том, что их нужно проводить. По их мнению, переговоры – это дипломатические игры, и власти должны в них научиться играть с максимальной пользой для страны. Именно поэтому, добавляют они президент Владимир Зеленский должен несмотря ни на что ехать на саммит «Большой двадцатки», который на следующей неделе пройдет на Бали. Хотя аналитики отмечают, что если вдруг туда прибудут Зеленский и глава Кремля Владимир Путин, то очень сомнительно, что они проведут там переговоры, поскольку оба лидера этого не хотят.

После того, как некоторые западные лидеры начали говорить о том, что между Украиной и Россией должны состоятся переговоры, в Киеве заявили, что готовы к ним, но для этого Кремль должен выполнить определенные условия. Так, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов сообщил, что главное условие для переговоров с Россией – восстановление территориальной целостности Украины, гарантия его выполнения – современные средства противовоздушной обороны, авиация, танки и дальнобойные ракеты. При этом президент Владимир Зеленский заявил, что готов пойти на переговоры с Россией при условии восстановления территориальной целостности Украины с возвратом присоединенных к Российской Федерации территорий. Он также потребовал компенсировать все убытки, которые понесла страна за время войны, и наказать каждого военного, кто принимал в ней участие. Зеленский также потребовал от России гарантий, что подобное больше не повторится. В то же время российский политолог Арсений Губанов уверен, что при таких условиях президент РФ Владимир Путин не пойдет на переговоры с Зеленским, поскольку якобы выставленные условия – нереальны. По его словам, даже трудно представить, при каких условиях глава Кремля согласился бы их выполнить.

К слову, издание Politico утверждает, что подталкивания администрации президента США Джо Байдена привели к смягчению позиции Зеленского о том, что мирные переговоры с Россией не могут начаться при президентстве Владимира Путина. Издание обратило внимание на то, что Зеленский указал на пять условий для переговоров, в том числе озвученные ранее. Среди них — восстановление территориальной целостности Украины, наказание за военные преступления и репарации. В отличие от прошлых заявлений, президент Украины не сказал о том, что Путин должен уйти с должности, прежде чем такие переговоры могут состояться. Это изменение, по словам одного из источников издания, произошло после нескольких дней переговоров между Киевом и Вашингтоном, в частности после личного визита к Зеленскому советника по национальной безопасности Байдена Джейка Салливана. По словам высокопоставленного чиновника администрации, чиновники США не говорили Зеленскому и его помощникам непосредственно, чтобы они изменили свою позицию, но передали, что Киев должен продемонстрировать свою готовность разумно и мирно закончить войну. В администрации надеются, что это покажет миру, что именно Украина, а не Россия, хочет закончить войну. Хотя, отмечает издание, это не означает, что им нужно сесть за стол переговоров сейчас.

В то же время заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко заявил, что у России нет никаких требований для начала переговоров с Киевом. Правда, добавил он, есть главное условие — чтобы Украина проявила добрую волю.

На самом деле, говорит российский политолог Тимофей Бордачев, если какая-то из сторон заявляет о предварительных условиях, то она, скорее всего, просто не хочет мирного урегулирования. При этом он подчеркнул, что оккупированные территории не могут быть предметом переговоров, поскольку они вошли в состав РФ, и их судьбу обсуждать никто не будет. То есть, подчеркнул он, Россия не может делать предметом обсуждения вопросы, связанные с ее территориальной целостностью. Раньше не оспаривался только статус Крыма, теперь в этот перечень добавились новые регионы, добавил Бордачев. В свою очередь российский политолог Сергей Марков заявил, что переговоры между Украиной и Россией сейчас невозможны, так как страны Украины «не существует», поскольку она по сути «оккупирована» США. Поэтому, говорит он, реальные переговоры возможны только между Россией и Соединенными Штатами. По его мнению, заявления же Москвы о готовности к диалогу с Киевом нужны для того, чтобы «понравиться» дружественным странам, чтобы с их помощью обходить санкции США и Европейского Союза.

В свою очередь политолог Максим Джигун обратил внимание на то, что РФ отказалась от своих изначальных условий для проведения переговоров, как, например «денацификация» Украины. По его словам, этому послужила ситуация на фронте и то, что РФ не смогла провести блицкриг по захвату Украины. Он подчеркнул, что с каждым днем руководство врага понимает, что шансы на то, чтобы получить хотя бы что-нибудь из озвученных своих целей, будут все сложнее. Тем не менее, он обращает внимание на то, что появилась информация, будто США хотят, чтобы Украина хотя бы публично заявила о готовности ведения переговоров с РФ, для того чтобы ее позиция выглядела сильнее на международной арене, дескать страна готова к диалогу, но на своих условиях. По его словам, разведка США на непубличном уровне контактирует с российскими официальными представителями, и очевидно, там есть большая воля для того, чтобы общаться с Украиной, но уже в несколько иной конфигурации.

На самом деле, говорит журналист Юрий Бутусов, Россия впервые заговорила языком компромиссов и отказалась от ультиматумов, но делает это не для того, чтобы остановить войну. По его словам, России нужны переговоры, чтобы выиграть время. Главе Кремля Владимиру Путину нужна пауза, чтобы попытаться повлиять на позицию США после выборов в Конгресс и остановить углубление разрыва между Западом, считает журналист. Кроме того, подчеркивает он, РФ нужно добиться временной остановки боевых действий, чтобы усилить оборону захваченных территорий, подготовить свои войска и начать новое масштабное наступление.

Согласен с таким мнением экс-нардеп Борислав Береза. По его словам, РФ ищет варианты для переговоров по нескольким причинам. Во-первых, говорит он, России необходимо время для восстановления боеспособности армии и материально ее обеспечить, а также для проведения мобилизации с качественным обучением мобилизованных. Во-вторых, РФ необходимо время для обеспечения обороны захваченных территорий и для выстраивания своей политики на оккупированных территориях с продвижением нарративов «Россия тут навсегда», «Украина перемирием подтвердила отказ от захваченных РФ территорий». В-третьих, считает Береза, России необходимо найти варианты для восстановления израсходованного арсенала за счет собственного производства, которое находится под санкциями, и закупки вооружения по всему миру, включая «черный рынок». То есть, подчеркнул политик, Россия хочет переговоры, чтобы накопить силы, восстановиться, провести работу над ошибками и продолжить войну. При этом, как считает нардеп Владимир Арьев, если Россия получит такую паузу, она ее использует максимально, чтобы через два-три года организовать новое вторжение, которые будет еще более жестоким.

В то же время бывший народный депутат Сергей Высоцкий считает, что декларативная готовность к переговорам – это не сдача интересов, а дипломатическая игра, чтобы помочь Вашингтону и Лондону сохранить поддержку Украины в своих государствах. Дело в том, говорит он, что правительствам западных государств нужны аргументы для своих избирателей в поддержку Украины, чтобы продолжать финансовую или любую другую помощь на достаточном уровне. Поэтому, считает политик, вопрос переговоров – это не более чем маневр. Украине просто нужно продемонстрировать, что именно она, в отличие от РФ готова к переговорам.

К слову, есть мнение, что президенты Украины и РФ могли бы встретиться на саммите «Большой двадцатки», который должен пройти на Бали 15-16 ноября. Правда, до сих пор не понятно, примут ли главы государств в нем участие и в каком формате, ведь известно, что Зеленский заявил, что не полетит на Бали, если туда прибудет Путин. В то же время, как подчеркнул спикер главы государства Сергей Никифоров, Зеленский в любом случае примет участие в саммите G20, вероятнее всего, в онлайн-формате.

Также пока не известно, в каком формате будет принимать участие в саммите Путин. Как сообщают российские Телеграм-каналы, одной из главных причин, которая останавливает главу Кремля от очного участия в «Большой двадцатки» — это вопрос безопасности, который очень трудно обеспечить на Бали. Кроме того, якобы разведка РФ сообщила Путину, что один из лидеров западных государств, хочет в буквальном понимание этого слова дать ему пощечину. Сейчас якобы глава Кремля хочет получить гарантии, что на саммите он с этим лидером никаким образом не пересечется. Если таких гарантий не будет, утверждают соцсети, то якобы Путин не поедет на G20.

При этом политолог Константин Бондаренко считает, что если до конца этой недели окажется, что на саммите нет перспектив встречи Путина с американским президентом, британским премьером или еще с кем-то из лиц, влияющих на конфликт в Украине, то Путин на Бали не поедет. Он не собирается вести переговоры с Зеленским и готов обсуждать ситуацию в нашей стране только с США или Великобританией, считает эксперт. По его словам, это принципиальная позиция нынешнего российского руководства, которая вряд ли изменится. Там считают, что Украина – не субъектна. И для Путина не существует войны с Украиной, он уверен, что ведет войну с Западом, с НАТО, с США – не территории Украины, говорит Бондаренко.

В то же время, многие политики считают, что Зеленскому в любом случае нужно ехать на саммит «Большой двадцатки», поскольку Украина должна быть агрессивной на международной арене. Кроме того, там будет уникальная возможность встретиться с главами таких государств, как Китай, Индия, Саудовская Аравия, Бразилия, Южная Африканская Республика, с которыми нужно говорить и убеждать в том, что РФ против Украины ведет ужасную войну с целью ее уничтожить. По мнению политика Павла Розенко, не ехать на саммит, значит показать политическую слабость и потерять шанс расширить проукраинскую коалицию.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org