Раскаявшийся оппозиционер или жертва пыток? Протасевич дал интервью и попросил прощения

1 Comment 931

Оппозиционер Роман Протасевич, задержанный в Минске, дал интервью беларусскому провластному телеканалу, в котором признал свою вину в организации беспорядков. Он заявил, что беларусскую оппозицию финансируют из-за рубежа, восхитился президентом Александром Лукашенко, раскаялся во всех своих действиях и даже расплакался, подчеркнув, что хочет жить нормальной жизнью. При этом, в кадр во время интервью попали его руки, на которых видны следы пыток, что позволило многим политикам говорить о том, что Протасевич согласился на интервью под давлением. Многие политологи заявили, что после этого, против Лукашенко и Беларуси должны быть введены дополнительные санкции из-за применения пыток. Впрочем, есть мнение, что теперь Минск получил свою Надежду Савченко. Говорят, что теперь Протасевича «возьмут в оборот», и он будет работать на раскол оппозиции.

В четверг, третьего июня, провалстный беларусский телеканал ONT опубликовал фрагмент интервью с задержанным оппозиционным журналистом Романом Протасевичем. В нем он признал вину по статье об организации массовых беспорядков в Беларуси. Протасевич рассказал, что был одним из тех людей, которые опубликовали призывы выйти на улицу. Также он заявил, что внутри белорусской оппозиции рассматривался силовой сценарий захвата власти. Якобы он говорил об этом лично с лидером оппозиции Светланой Тихановской. По его словам, существовало четыре-пять групп, которые могли взять власть силой: речь шла о 20 семьях топ-силовиков. Также журналист добавил, что до сих пор в Беларуси есть несколько спящих ячеек.

Кроме того, Протасевич заявил, что штаб Тихановской «живет» на деньги литовских налогоплательщиков, бизнес-элит и беларусской эмиграции. Также, добавил он, финансирование протестов шло из Польши. Журналист признал, что призывал к санкциям против власти Беларуси для того, чтобы разрушить экономику страны и заставить людей голодать. При этом Протасевич заявил, что поначалу критиковал президента Беларуси Александра Лукашенко, но чем больше втягивался в политическую деятельность, тем больше стал понимать, что многие вещи, за которые критиковали его, на самом деле это просто попытка давления, и во многих моментах он поступал, как «человек со стальными яйцами».

В конце интервью Протасевич попросил прощения, расплакался и заявил, что больше не хочет заниматься политикой, и желает жить нормальной жизнью, с семьей и детьми.

При этом отец Романа Дмитрий Протасевич не исключает, что его сын во время интервью находился в состоянии глубокого стресса, так можно объяснить его «веселость», или же под воздействием психотропных препаратов. Также он убежден, что его сын говорил под давлением КГБ, что его шантажируют, тем более, в соседней камере сидит его девушка.

В свою очередь беларусские оппозиционные СМИ отмечают, что на Протасевича давят и угрожают, поэтому он был вынужден дать интервью. Они отмечают, что Протасевич и его девушка София Сапега находятся в заложниках у государственных террористов. Интервью, данные в условиях пыток, являются неэтичными, поэтому в прессе не принято их публиковать, именно по этим причинам европейские СМИ не стали размещать признаний Протасевича и Сапеги, написала «Беларусь головного мозга». По мнению же основателя телеграм-канала Nexta Степана Путило, интервью Протасевича – это результат невыносимых пыток. При этом он добавил, что оппозиционер не озвучил ни одного соответствующего действительности факта. Кроме того, Путило убежден, что Протасевич подвергался и медикаментозной обработке для повышения его разговорчивости и развития бурной фантазии на основании однажды услышанных где-то слухов. По его словам, об этом может говорить и нервный срыв Романа в конце беседы-допроса.

По словам же беларусского политолога Александра Шпаковского, после интервью Протасевича его «иностранные кураторы» заявят, что он сошел с ума от «психологических пыток», либо он — агент КГБ. Эксперт считает, что «Запад сел в грязную лужу». В свою очередь российский писатель, который воевал на стороне «ДНР», Захар Прилепин отметил, что после интервью Протасевич у него вызывает чувство омерзения.

После интервью, есть разочаровавшиеся и в Украине. При этом нардеп Ирина Геращенко говорит, что эти люди удивляют, поскольку никто не может давать оценку действиям человека, которому грозит смертная казнь, и на руках, а также лиц которого видны следы пыток.

О том, что Протасевича пытали, говорит и журналист Юрий Бутусов. По его словам, КГБ не заметило, что запястья Протасевича искалечены тугими наручниками, руки опухшие, и эти страшные руки попали в кадр. Это один из видов пыток, когда руки немеют и теряют чувствительность, и это явно не все, что с ним делают, отмечает журналист. По его словам, трудно представить, что делали в тюрьме с ним и его подругой, чтобы он с такими руками так старательно демонстрировал непринужденное общение с приставленным КГБ ведущим. Бутусов считает, что за это интервью надо вводить против Лукашенко и его банды дополнительные санкции.

В свою очередь бывший народный депутат Борислав Береза говорит, что у него есть знакомы, которые прошли российский плен и концлагерь «Изоляцию», они рассказывали о страшных пытках, и о готовности признаться во всем, чтобы их прекратить. По его словам, вероятно, применили пытки и к Протасевичу, поскольку он готов признаться во всем. Береза считает, что журналист себя оговорил, чтоб прекратить пытки или не дать свершиться чему-то жуткому над его девушкой. У Лукашенко и его обслуги нет никаких сдерживающих моральных или этических факторов понятно всем, добавил политик. По его мнению, интервью с Протасевичем стал не триумфом Лукашенко, а его приговором, поскольку он тот, кто допустил пытки, и должен быть за это осужден.

Садистам нужна была «картинка», говорит политолог Виктор Таран, и чтобы ее получить, они сначала мучили психологично Протасевича, а потом и били, возможно, угрожали изнасиловать его самого и его девушку. После этого, считает эксперт, появился «добрый следователь», который предложил варианты сотрудничества. Поэтому, добавляет Таран, не стоит осуждать Протасевича, это его выбор и право.

На самом деле, говорит юрист Анна Маляр, речь идет об интервью арестованного. Именно поэтому, считает она, тут не может быть дискуссии по сути этого интервью, это исключительно контент для правозащитников. Для всех остальных – это интервью в условиях принуждения, которое нельзя рассматривать как позицию человека, добавила Маляр.

Из всего сказанного Протасевичем, добавляет в свою очередь политтехнолог Алексей Голобуцкий, складывается впечатление, что сценарий этого «раскаяния» Лукашенко писал сам, поскольку в нем очень много его вкусов, склонностей, слабостей и маний. А Протасевич практически все, что от него требовали, выполнил: в частности, даже публично зачитал заученный текст с упоминанием фамилий всех, кто нужен был спецслужбам. Теперь из него, вероятно, слепят образцового оппозиционера, «вернувшегося в лоно пресвятой матери нашей церкви», в смысле, «в здоровое общество»: после покаяния и слез его, конечно, пожурят и простят, считает Голобуцкий. Хотя, добавляет он, Лукашенко обязательно проявит честность: «виноват – отсиди!». Впрочем, возможно, недолго: пара месяцев – и найдут повод для амнистии особо раскаявшихся, добавил эксперт.

На самом деле, говорит политолог Юрий Романенко, теперь можно поздравить оппозицию Беларуси — у нее есть своя Надя Савченко. Удобный, послушный, предсказуемый человек, который будет колоть оппозиционный лагерь и сеять недоверие.

Нет сомнений, что Лукашенко возьмет Протасевича в оборот и будет использовать по полной и это также будет бить по позициям Запада, уверен политолог.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org