Послы по объявлению. Почему глава МИД Кулеба ищет кадры через интернет

391

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сообщил о кадровом голоде в его ведомстве. По его словам, министерство не может найти послов в 21 страну, поэтому было принято решение создать открытый механизм, позволяющий и дипломатам изнутри системы, и людям снаружи предложить свою кандидатуру на должность посла. Соответствующая страница уже создана на сайте МИД в разделе «Вакансии». Глава МИД признал, что его ведомство получит огромное количество анкет от кандидатов, которые не смогут стать послами, но все же надеется найти кого-то уникального в этом потоке резюме. Инициативу Кулебы не восприняли многие эксперты. По их словам, он развалил министерство и сейчас занимается дискредитацией института послов. Они не исключают, что, возможно, «победители» на должности послов уже определены, и под их назначения, чтобы избежать скандалов, готовят информационное прикрытие в виде конкурса. Впрочем, есть мнение, что инициатива Кулебы правильная и нестандартная, она позволит привлечь в министерство профессионалов.

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба объявил, что его ведомство впервые проведет открытый набор на должности послов в 21 стране. По его словам, МИД пошло на такой шаг на фоне кадрового голода и роста темпов «дипломатической экспансии» Украины. В связи с этим, сказал министр, его ведомство решило пойти на нестандартный шаг и создать открытый механизм, позволяющий и дипломатам изнутри системы, и людям снаружи предложить свою кандидатуру на должность посла. Соответствующая страница уже создана на сайте МИД в разделе «Вакансии». Министр отметил, что открытый поиск послов позволит системе расширить горизонты, а достойным кандидатам — «попробовать себя там, куда раньше можно было попасть только через закрытые институционные механизмы». Кулеба подчеркнул, что особый фокус сейчас на странах Африки. Подача в эти страны автоматически увеличивает шансы кандидата. Кроме того, по его словам, при условии равных профессиональных показателей он будет отдавать предпочтение женщинам. Просто потому, что дипломатия много десятилетий была несправедлива к их карьерному росту, отметил министр.

Формально, говорит народный депутат, бывший дипломат Богдан Яременко, посол – это самый высокий представитель своего государство в иностранной стране. По сути – это политик, который в равной степени должен быть наделен рядом тщательно откалиброванных личных качеств и профессиональных навыков, а также иметь высокий уровень доверия со стороны своей и иностранной страны. Это очень сложное сочетание, говорит политик. По его мнению, послами могут быть кадровые дипломаты или выходцы из политической системы. Они в равной степени могут быть хорошими представителями своих государств за рубежом.  При этом Яременко подчеркивает, что идеальный посол – это человек, который знает все тонкости дипломатии и политики, который имеет доступ к высшему руководству своей страны. Именно поэтому, по его мнению, поиск кандидатов на должности послов «из народа», малоэффективный механизм решения проблемы кадрового голода. Самая большая проблема в этом случае, говорит нардеп, это политическое доверие, которое может возникнуть только на основании истории кандидата. Он считает, что формирование политического доверия к кандидату на основании одного-двух собеседований с министром иностранных дел и встречи с президентом, в конце концов, как и проверка знаний и навыков исключительно на уровне тестов, — рискованный и сомнительный путь. Не публичная процедура отбора, а публичная процедура согласования перед назначением через заслушивание кандидатов в парламентских комитетах может минимизировать риски кадровых ошибок при назначении послов. Но в конце концов – кропотливая селекция, как результат командной работы, – единственный вариант, добавил Яременко.

Критикует такую инициативу МИД и народный депутат Ирина Геращенко. Во-первых, говорит она, это серьезная демотивация для самой дипслужбы. Карьерные дипломаты годами приобретают опыт, нарабатывают контакты, чтобы стать послами. По ее словам, в МИДе есть немало профессиональных людей, которые с удивлением прочли пост министра об отсутствии компетентных людей в службе и необходимости поиска их по интернету. Во-вторых, мировой опыт говорит и об эффективности политических назначений на должности послов. И у Украины есть такой опыт в виде назначения послом Украины в США экс-министра финансов Оксаны Маркаровой. Геращенко считает, что идея привлечения новых людей очень хорошо сработала бы в расширении консульских служб, поскольку там сейчас очень большая нагрузка и не хватает рук.

В свою очередь журналист Юрий Бутусов напомнил, что под руководством министра Кулебы с четвертого марта 2020 года работают сотни дипломатов в составе трех директоратов, шести департаментов, шести территориальных департаментов МИД, также в системе министерства работает Академия дипломатической службы, многие отечественные заведения готовят дипломатов и имеют среди преподавателей профессиональных дипломатов — это Институт международных отношений, где работает четыре факультета, и который окончил сам Кулеба, работают и другие научные центры — Киево-Могилянская академия, Львовский университет и т.д. На все это тратятся миллиарды государственных средств ежегодно. Судя по заявлению министра, говорит журналист, за три года господин Кулеба развалил кадровую работу в МИД, и теперь там уровень дипломатов настолько низкий, что уже некого назначать, и надо просто сокращать расходы, и набирать по объявлению, вместе с министром. При этом он не исключает, что, возможно, Кулебе опять нужно назначить послом чью-то девушку, и объявление конкурса – это просто прикрытие.

Согласен с таким мнение бывший министр соцполитики Павел Розенко. Он считает, что вскоре Украину ждет целый ряд скандальных назначений. Чтобы общественность не возмутилась, придумали конкурс, считает экс-чиновник и добавляет, что его победители уже давно определены.

О том, что объявлением конкурса на должности послов пытаются оправдать будущие скандальные назначения, говорит и экс-нардеп Борислав Береза. При этом он добавил, что если в министерстве нет достойных дипломатов, то, наверное, с этим ведомством что-то не так.

На самом деле, Кулеба дискредитирует профессию дипломата, считает политолог Виталий Бала. Он уверен, что на пост дипломата нужно назначать профессионалов с соответствующим образованием, знаниями и большим опытом работы в этой сфере. По его словам, случайные люди не только не имеют необходимых знаний, но и личных контактов среди зарубежных коллег, что очень важно. При этом Бала считает, что в Украине достаточно профессионалов, но они якобы не хотят работать со властью, поскольку роль МИД свелась к обслуживанию интересов Офиса президента.

Тем не менее директор Центра Ближневосточных исследований Игорь Семиволос оценивает подход МИД к такому специфическому подбору кадров позитивно. По его словам, в нынешних условиях необходимы быстрые и нестандартные решения, поэтому предложение МИД – один из таких вариантов. Он отметил, что большинство заявок не будут проходить, но это – возможность отыскать немало интересных, неординарных, талантливых людей, настроенных эффективно продвигать украинские интересы в мире. В свою очередь политолог Руслан Бортник считает, что открытый конкурс, открытое объявление о доборе послов может добавить репутации дипломатичной службе и привлечь к ней новые профессиональные кадры – из бизнеса, экспертной, политической среды. При этом, по его мнению, в презентованной инициативе не хватает внутренней прозрачности. Податься может тысяча человек, но не понятна процедура рейтинга, отбора. Получается, все отдается на мнение министра иностранных дел и его окружения, добавил эксперт. Также он добавил, что такая инициатива появилась не случайно — это своеобразная попытка компенсировать многочисленные скандалы вокруг дипкорпуса Украины. Особенно это касается назначения, очевидно, не достаточно компетентного человека на пост украинского посла в Болгарии.

В свою очередь политолог Юрий Романенко не исключает, что набор послов по объявлению – это такой ход Кулебы перед отставкой. Он, ссылаясь на источники в Офисе президента отмечает, что лично к министру претензий нет, а вот к работе посольств — полно. За организацию этой работы отвечает министр. Но публично заявить, например, что послы в ЕС и НАТО все провалили — это выстрел в ногу, такие вопросы решаются тихо, говорит политолог. По его мнению, глава МИД специально заострил внимание на кадровом голоде, чтобы более-менее комфортно уйти. При этом Романенко не исключил, что потом Кулебу переведут послом в Британию, а Владимира Пристайко вернут на какую-то административную должность.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org