Почем нынче свобода? Выйти под залог стало возможным
Жизнь под залогом намного приятней, чем в СИЗО. Правда, при этом подозреваемому придется постоянно ждать вызова к следователю и в суд, появляться там по первому зову, запрещено будет выезжать за пределы города и необходимо извещать о каких-либо изменениях в жизни – смена адреса проживания или работы. Но все равно такие неудобства ничто, если сравнивать с «проживанием» за решеткой.
Подследственные на Украине получили возможность откупиться от пребывания в СИЗО в январе этого года. Именно тогда в силу вступил закон о гуманизации. В результате, на протяжении первых шести месяцев около 190 человек вышли из СИЗО под залог. Это были преимущественно предприниматели, чиновники и люди, которые обвинялись в торговле наркотиками. Судам этот закон помог собрать за полгода примерно 21 миллион гривен.
В целом, как мера пресечения залог в Украине и ранее существовал. Но вот использовали его очень редко. Очень много неточностей было – сколько требовать, куда и когда вносить сумму, как долго хранить её и где. Сейчас все нормы прописаны в законе. Вносить сумму необходимо на протяжении первых пяти дней с того момента, как суд вынесет решение о данной мере пресечения. Хранить деньги нужно в суде, на депозите того органа, который и принимает о внесении залога решение. На остальные вопросы ответы тоже будут, их можно найти в новом Криминально-процессуальном кодексе, который в силу вступает в ноябре.
Откупиться от преступлений
«Откупные» подозреваемые подыскивают сами. Специализированные компании, которые соглашаются выдавать кредит подследственному, в Украине еще не работают, нет такой практики. А вот в западных странах это давно распространенная практика. В Америке и вовсе есть поручители под залог, к услугам которых обращаются в том случае, если подозреваемый не имеет средств для оплаты своей свободы от СИЗО. Поручители залог вносят за подозреваемого, а у него потом взимают определенный процент.
Информационный портал job-sbu.org выяснил, кто на Украине из нарушителей «экономических» статей сумел в этом году остаться за пределами СИЗО благодаря внесению залога.
Составить рейтинг крупных залогов в стране удалось благодаря данным из Единого реестра судебных решений. В нем указаны все меры пресечения, которые применяли в виде залога с момента появления закона о гуманности, который вступил в силу 17 января 2012 года. Благодаря данному документу подход к определению и применению суммы залог изменился.
Все постановления были тщательно отсортированы и выбраны дела, которые связаны с коррупцией и хозяйственной деятельность. Сумма залога по таким делам составила не менее 50 000 гривен. Уже из этого списка и выбрали основные 10 дел. Сбор информации о подозреваемом по каждому делу осуществлялся только из открытых источников. Правда, в связи с этим найти информацию удалось не обо всех фигурантах, так как в Едином реестре судебных решений нет сведений и физических лицах, которые участвуют в процессе.
Олег Горбаль являлся заместителем директора Киевской региональной дирекции Укргазбанка. Сумма залога для него составила 5 миллионов гривен. Этот залог стал пока рекордным для Украины, но перед этим Горбалю пришлось около полугода провести в СИЗО. Горбаля вместе с некоторыми иными сотрудниками Украгазбанка подозревают в растрате средств, которые государство выдало с целью поддержать ликвидность банка в период кризиса. Также следствие подозревает, что по решению сотрудников банка и Горбаля был выдан крупный кредит неплатежеспособной компании. За это подсудимому грозит лишение свободы на срок от 7 до 12 лет и конфискация имущества.
Сергей Максимов является акционером VAB Банк. Обвиняется в выдаче кредитов компаниям, которые сам контролирует. Счет идет на десятки миллионов. За это Максимову грозит от 7 до 12 лет лишения свободы и конфискация имущества. Сумма залога составила 5 миллионов гривен, предварительно Максимов пять месяцев провел в СИЗО.
Евгений Гантимуров занимал пост директора департамента юридического обеспечения Госфинуслу. В СИЗО попал как один из главных фигурантов очень громкого дела Василия Волги. Гантимурову первому удалось выйти под залог среди всех участников дела, самому Волге это так и не удалось. Сумма залога составила 2 миллиона гривен.
Директору ЧП «Джокар» за свою свободу пришлось заплатить 1,6 миллионов гривен. Его обвиняли в уклонении от уплаты налогов. Сумма уклонения составила более 1,5 миллионов гривен, поэтому суд решил, что если и выпускать под залог, то на сумму, которая будет не меньше, чем сумма ущерба.
Директор ЧП «Енхол» также уклонялся от налогов, а дополнительно занимался подделкой документов, за что на него и завели уголовное дело. Размер залога 1,24 миллиона гривен, эта сумма также равна сумме неуплаты налогов. Выйти из СИЗО подсудимому удалось буквально спустя два дня с момента заключения.
В Печерском районном суде одного подозреваемого выпустили под залог по состоянию здоровья. До этого ему пришлось провести в СИЗО около 10 месяцев по обвинению в получении взятки. Подсудимому грозило от 5 до 10 лет лишения свободы и конфискация имущества. Но в связи с серьезными проблемами с сердцем, по причине которых много раз приходилось вызывать скорую помощь прямо в здание суда, суд принял решение отпустить подсудимого под залог, сумма которого составила 717 300 грн.
Николай Полищук являлся директором ООО «Регион-инвест». Он был участником скандала, который разгорелся вокруг банка «Киев». По версии следствия именно ООО «Регион-инвест» получило один из подставных кредитов от банка. Николаю Полищуку грозило от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Известно, что спустя три дня с момента задержания подозреваемого выпустили по залог. За свободу от СИЗО пришлось заплатить 289 000 грн
Анатолий Дзюбак являлся членом управления «Укрпрофтур». Его обвиняют в злоупотреблении полномочиями, а также в предложении взятки и передаче её. Спустя неделю после взятия под стражу Дзюбак получил свободу под залог в размере 170 000 грн.
Один из соучастников крупного скандала на Киевской таможне вышел под залог благодаря сумме 76 500 грн. Тогда задержали двух участников по подозрению во взяточничестве. Но обоих отпустили под залог. Второй участник коррупционного скандала Сергей Наумов занимал должность заместителя директора Киевской областной таможни. По некоторой информации он продолжает работать на таможне, но уже как инспектор Южной таможни.
Валерий Козорезов мог лишиться свободы на срок от 7 до 10 лет и при этом получить штраф. Директор Киевского авиационного завода «Авиант» обвиняется в том, что превышал свои полномочия. Следствие отмечает, что Козорезов один из цехов завода сдавал в аренду «Международному медиа центру –СТБ», который проводил на территории съемки. Это нанесло значительный ущерб как самому заводу, так и государственному бюджету. Выйти из СИЗО подозреваемому удалось под залог на сумму 76500 гривен. Но сейчас его объявили во всеукраиснкий и международный розыск.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org