Пенсии и зарплаты бюджетникам под угрозой? Сможет ли Украина обеспечить свои обязательства без внешней помощи

180

Украине, вероятно, придется отложить выплату пенсий и зарплат государственным служащим. Это произойдет, если ЕС и США не окажут обещанную финансовую помощь в начале следующего года, заявила министр экономики Юлия Свириденко. Кроме того, министр финансов Сергей Марченко также подчеркнул, что имеются риски финансирования государственного бюджета Украины в январе-феврале 2024 года. Впрочем, по его словам, ситуация не критична, но есть понимание того, что в этот период нужно максимально полагаться на внутренний ресурс. О том, что в первые месяцы нового года апокалипсиса не буде, заявил также глава комитета Верховиной Рады по вопросам финансов Даниил Гетьманцев. По его словам, Украина имеет три больших транша прямой бюджетной помощи на финансирование социальных расходов. В свою очередь министр социальной политики Оксана Жолнович постаралась успокоить пенсионеров, подчеркнув, что львиная доля поступлений, которые распределяются Пенсионным фондом, — это внутренние поступления, которые обеспечиваются украинскими плательщиками налогов. По ее словам, в данном случае Пенсионный фонд стабильно держится на украинских средствах, но, если оправдаются риски недополучения помощи, возможно не удастся провести индексацию пенсий. Тем не менее, стало известно, что премьер-министр Денис Шымгаль попросил международных доноров об экстренной встрече из-за возможной задержки финансовой помощи Украине. В письме главы Кабмина отмечается, что Украине финансирование нужно уже в следующем месяце. Оно должно быть направлено на нужды основного бюджета. Шмыгаль подчеркнул, что Украина не может ждать марта, чтобы финансировать социальные нужды. Впрочем, эксперты считают, что правительство столкнулось не с «высокой неопределенностью бюджета», а с последствиями своей работы. Они считают, что Шмыгаль должен уйти в отставку, поскольку его работа не отличается компетентностью.

Потребность Украины в международной помощи на 2024 год снизилась почти на четыре миллиардов долларов – до 37,3 млрд долларов. Об этом сказал министр финансов Сергей Марченко. По его словам, в 2024 году ключевыми задачами являются военная кампания и социальная поддержка. И если оборона и безопасность финансируется исключительно за счет внутренних доходов бюджета, то для обеспечения потребностей социальной сферы Киев рассчитывает на помощь международных партнеров, сказал министр.

По его данным, в 2023 году Украина уже получила 39 млрд. долларов внешнего финансирования. К концу текущего года помощь доноров составит около 42,3 млрд долларов. Это позволило сохранить финансовую и экономическую устойчивость в стране. При этом Марченко утверждает, что в 2023 году экономика Украины демонстрирует устойчивость и развитие. Рост ВВП прогнозируется на уровне до 5%, инфляция снизилась с 26,6% в прошлом году до 5,1% в ноябре этого года. За 11 месяцев 2023 года поступления в государственный бюджет от таможни и налоговой увеличено на 4,4 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Впрочем, Марченко заявил, что имеются риски финансирования государственного бюджета Украины в январе-феврале 2024 года. По его словам, в январе-феврале решений, принятых партнерами, недостаточно для финансирования потребностей бюджета на этот период, чтобы мы самостоятельно могли справиться. Поэтому, подчеркнул глава Минфина, сейчас работает механизм «плана Б». Он сообщил, что министерство финансов будет максимально приближать те ресурсы, которые может приблизить, на январь-февраль. Среди таких мер министр назвал авансовую уплату дивидендов госкомпаний, а также увеличение объема заимствований на внутреннем рынке. При этом Марченко утверждает, что ситуация не критична, но есть понимание того, что в этот период нужно максимально полагаться на внутренний ресурс.

В то же время, как заявила министра экономики Юлия Свириденко, Украине, вероятно, придется отложить выплату пенсий и зарплат государственным служащим. По ее словам, это произойдет, если ЕС и США не окажут обещанную финансовую помощь в начале следующего года. Она сообщила, что дефицит внешней поддержки подтолкнет украинскую экономику обратно к режиму «выживания» после того, как она начала восстановление в 2023 году с ростом ВВП, по оценкам МВФ, в 4,5%. Министр рассказала, что в следующем году Украине понадобится 37 млрд долларов внешней поддержки. В настоящее время запрос президента США Джо Байдена на 60 млрд долларов в «тупике» в Конгрессе, а пакет поддержки ЕС на 50 млрд евро заблокирован из-за вето Венгрии. Свириденко надеется, что ЕС одобрит помощь Украине в феврале и предоставит средства до конца марта. Свириденко добавила, что приоритетом для Украины будет оборона и обслуживание долга, именно поэтому, возможно, придется задержать выплату заработной платы для 500 тысяч государственных служащих и 1,4 млн учителей, а также выплаты 10 млн пенсионеров, если Запад не даст деньги.

Хотя министр социальной политики Оксана Жолнович поспешила успокоить пенсионеров. По ее словам, львиная доля поступлений, которые распределяются Пенсионным фондом, — это внутренние поступления, которые обеспечиваются украинскими плательщиками, в частности, военными, поскольку они платят ЕСВ. Она подчеркивает, что Пенсионный фонд стабильно держится на украинских средствах, но, если оправдаются риски недополучения помощи, возможно не удастся провести индексацию пенсий. Правда, говорит Жолнович, есть еще дополнительные социальные выплаты такие, как пособия малообеспеченным, ВПЛ, которые финансируются международными партнерами. Но сейчас в конце года министерство соцполитики заключило соглашение INSPIRE со Всемирным банком на почти два миллиарда долларов, и эти средства на первые месяцы покроют именно базовые социальные расходы, добавила Жолнович.

Советует не паниковать и председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетьманцев. Он утверждает, что финансовой катастрофы в январе не будет. По его словам, Украина имеет три больших транша прямой бюджетной помощи на финансирование социальных расходов: 1,5 млрд. евро последнего транша макрофинансовой помощи от ЕС; 1,34 млрд. долларов от Всемирного банка (финансирование обеспечено Японией, Швейцарией и США); 900 млн. долларов займа от правительства Японии через проект «Инвестиции в социальную защиту для повышения охвата, устойчивости и эффективности» (INSPIRE).

Хотя, как известно, премьер-министр Денис Шмыгаль забил тревогу по поводу финансов страны, потребовав срочной встречи с международными донорами, поскольку Киев сталкивается с «исключительно высокой неопределенностью» по поводу будущего бюджета в начале следующего года. Как пишет Bloomberg, в письме главы Кабмина указано, что для поддержания макроэкономической стабильности крайне важно получить достаточное, оперативное и предсказуемое внешнее финансирование, начиная с января 2024 года.

Премьер-министр заявил, что MDCP, который был создан лидерами «Большой семерки» в декабре 2022 года для координации международного финансирования, должен сосредоточиться на неотложных бюджетных потребностях — поддержании работы правительства на выплатах учителям, государственным служащим и пенсиях — а не на более долгосрочных задачах. Доноры должны провести встречу в январе перед запланированной встречей в следующем месяце, сказал он. Неясно, как получатели отреагировали на письмо и согласились ли они на встречу раньше. При этом Шмыгаль подчеркнул, что Украина не может ждать до марта, чтобы финансировать социальные нужды. Кроме того, глава правительства призвал доноров начать координацию действий по направлению замороженных российских активов на помощь в восстановлении Украины.

По мнению экономиста Виталия Шапрана, экономический блок правительства обеспокоен именно ликвидностью системы государственных финансов в январе и феврале. Как правило, говорит он, эти месяцы для Украины сезонно самые тяжелые. Отсрочка помощи создает в бюджете кассовый разрыв, который покрыть полностью невозможно без временного вмешательства НБУ или государственных банков из-за выкупа ОВГЗ. При этом экономист считает, что высокой оценки заслуживает попытка премьера, пользуясь возможностью поднять вопрос передачи Украине замороженные российские активы.

В свою очередь экономист Олег Пендзин напомнил, что Украина приняла бюджет на 2024 год. Он мало чем отличается от бюджета в 2023 году — расходная часть составляет 3,3 триллиона гривен, выходная – 1,7. Для того чтобы обеспечить все необходимые расходы, не хватает 1,6 триллиона гривен. Один из пунктов расходов бюджета, говорит экономист, социальный пакет — заработные платы бюджетникам, помощь малоимущим, пенсии. Общая сумма расходов по выполнению Украиной своих социальных обязательств составляет примерно 1,5 триллиона гривен. То есть, говорит Пендзин, если отбросить всю запланированную помощь от партнеров, то украинская экономика в виде налогов и сборов планирует собрать 1,7 триллиона гривен на 2024 год. Из них 1,5 триллиона пойдут на указанные социальные расходы, 200 миллиардов остается на войну. Расходы на войну в 2023 году – 1,5 триллиона, отметил эксперт. На следующий год Украина намерена отдать на войну 1,7. То есть разница между тем, что реально зарабатывает экономика Украины, и тем, что нужно на войну, – фактическая. А это означает, подчеркивает Пендзин, если не удастся собрать деньги в размере 1,7 триллиона, то не будет возможности финансировать войну. Он считает, что экономика Украины находится в неудовлетворительном состоянии.

Согласен с таким мнением и экономист Юрий Гаврилечко. По его словам, правительство Шмыгаля столкнулось не с «высокой неопределенностью бюджета», а с последствиями своей работы и деятельности парламента в социально-экономической сфере. При этом он подчеркнул, что во время войны экономику нужно переводить на военные рельсы. Мобилизация, по его словам, должна начинаться с «мобилизации станков», а не людей, поскольку невозможно вести длительную войну за счет исключительно внешней помощи. Гаврилечко уверен, что Кабмину Шмыгаля следует не проводить встречи с донорами, а готовить передачу дел другому новому правительству.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org