Откровения экс-сотрудника СБУ

1 925

Никита Кныш об обысках в IT-компаниях, дурацких приказах, курьезах, прослушке и блокировке российских ресурсов, безопасном мессенджере и Ebanoe.IT

Как СБУ работала в условиях российской агрессии? Почему давила на мобильных операторов и IT-компании? Как проводила обыски и почему так часто задерживала людей? Как офицеры переживали безденежье, глупые приказы и прочие неприятности?

Все это сложные вопросы, ответы на которые найти совсем не просто. Но иногда выпадает шанс поговорить с человеком «оттуда», с инсайдером, который долго вынашивал все в себе и наконец согласился на большой откровенный разговор.

Журналист Liga.Tech побеседовал с экс-сотрудником СБУ, специалистом по кибербезопасности Никитой Кнышем. Он работал в службе в “жаркое” время — 2014-2015 годах. Сначала в контрразведке по информационной безопасности в центральном аппарате СБУ. Потом на других должностях в Харькове и зоне АТО.

В конце 2015 года, решив, что коммерческие и политические интересы все чаще заменяют работу во благо родины, он уволился со службы и основал собственную компанию — ProtectMaster.

С 2017 по конец 2018 года руководил направлением информационной безопасности в международном стартапе по кибербезопасности Hacken, проводил тренинги для сотрудников Киберполиции, НАБУ, СБУ.

С октября 2017 года до 2019 года был внештатным советником главы Администрации президента Игоря Райнина.

В 2019 году Никита Кныш основал и возглавил компанию HackControl.

В очень большом интервью он рассказывает о работе в СБУ, методах работы спецслужбы в то время. Также Никита оценивает кибербезопасность украинских госпредприятий и рассказывает о слежке за украинцами. Говорит о нардепах Дубинском и Федиенко, блокировке российских ресурсов, самом безопасном мессенджере.

Как я попал в СБУ

Меня нашли, когда я учился на магистратуре Национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского “ХАИ” по специальности “Радиоэлектронные приборы, системы и комплексы”. Есть определенные форумы… Пришли и говорят: «Слушай, тут люди рассказывают, что ты что-то умеешь в плане хакерства». Слово за слово — и я в Киеве. Разговор на собеседовании был ни о чем, общие вопросы, потом технические. «Внутри» я оказался где-то через год, все это время шли проверки. Формально меня зачислили на работу 9 января 2014 года в разгар Майдана.

«СБУ больше нет»

Я начал работать в ДКИБ (департаменте контрразведывательной защиты государства в сфере информбезопасности — Ред.). Но у меня еще не было допуска к секретной информации, не было компьютера и оружия. Чтобы все это получить, нужно было собрать огромное количество бумажек, пройти тесты и сдать экзамены. Там форму получи, там тушенку. Бред полный.

Где-то через неделю после начала моей реальной работы меня похлопали по плечу и сказали: “Все! СБУ больше нет”. Председатель сбежал, командования нет.

“Все! СБУ больше нет”. Председатель сбежал, командования нет.

А дальше прямо сказали: “Теряйся. Куда хочешь. Прячься, все” (смеется) на неделю уехал в Харьков. Там тогда был нереальный движ, пытались сделать какое-то ХНР и так далее.

Через неделю мне позвонили, мол, все нормально — возвращайся. Я был в шоке.

Как весь Крым внезапно стал ботнетом

Когда я вернулся в Киев, началась активная смена руководства. У меня генерал менялся, наверное, раз в неделю. Приходили полные дебилы, каждому новому я рассказывал, что такое IP-адрес и чем он отличается от доменного имени. Они мне говорили, что не должны этого знать.

Но когда тебе приходит какой-нибудь международный запрос, то крайне сложно, ничего не зная, понять, что от тебя хотят. Многие говорили отмазки в стиле “мне нужно быть менеджером, а не технарем”. Так-то оно так, только что ты менеджить собрался, если даже терминов не понимаешь?

Так как я был “молодым сотрудником”, передо мной не ставили серьезных задач. Это было: «подай», «принеси», «не мешай», настрой компьютер или еще какую-то ерунду. Но вскоре все пошло быстрее.

Нам прислали информацию о том, что весь Крым, в котором проходила аннексия, внезапно стал ботнетом и атакует топовые украинские издания, в частности Цензор.нет. Кладет информационные ресурсы. Как будто все пользователи Крыма начали лупить по госресурсам и СМИ. Это был первый кейс, когда я более-менее начал работать.

Нам прислали информацию о том, что весь Крым, в котором проходила аннексия, внезапно стал ботнетом и атакует топовые украинские издания, в частности Цензор.нет.

Знаете, на сайтах размещаются счетчики LiveInternet? Крымские СБУшники предали Украину и переключили всех провайдеров. Фактически все эти счетчики они заменили на скрипты и вместо LiveInternet условно указали топовые информационные ресурсы.

сли не вдаваться в подробности, получалось, что когда крымчанин заходил на любой сайт в интернете, он фактически атаковал украинские медиа. Идея была очень прикольная, они подменяли сайты. Чтобы это все фильтровать, нам пришлось блокировать вообще весь Крым с точки зрения айпишников и подсетей. Мы начали понимать, что они не подчиняются, и это все разваливается. Тогда еще часть руководства считало, что можно туда писать, звонить, ставить задачи. Наивные были.

Как за 5 минут получить доступ к гостайне без экзамена

Фишка была в том, что никто из руководства ничего особо не понимал, я им на пальцах объяснял, что и как происходит. Технарей в ДКИБ было мало, большая часть — это оперативники, переведенные из других подразделений.

Я захожу к руководителю, он дает мне текст на английском и говорит, что не понимает, что от нас хотят. Я читаю в верхнем правом углу “Таємно” и говорю, что у меня нет допуска к информации такого уровня. “Зачетка, методичка… Как вообще выдается доступ?», — спрашивает он, срочно вызывает “секретный отдел”, и в течение одного дня мне предоставляют доступ. «Считай, что ты сдал экзамен», — сказал тогда начальник, и я получил допуск. Как оказалось, доступ к гостайне и допуск — это совсем разные вещи.

Был даже такой внутренний термин — “подвесить контрразведывательные яйца”. Это означало оправдать какое-то действие контрразведывательным интересом.

Суть в том, что когда им очень нужно, то они нарушают все рамки и законы. Я это понял не сразу. Для СБУ практически не существует законов, ведь все, что незаконно, можно просто засекретить или оправдать государственной необходимостью. Был даже такой внутренний термин — “подвесить контрразведывательные яйца”. Это означало оправдать какое-то действие контрразведывательным интересом. Так работают все спецслужбы, не только наша.

О дурацких приказах

«Мидл левел» офицеров (состава) не сильно “шарил”. Я был специфический парень, дурацкие приказы не выполнял. Например, был приказ оставаться на рабочем месте. Мы называли это «команда обос*аться». Нужно ничего не делать, но тем не менее вы должны быть на месте. Зачем? Почему? Такого никто не объяснял.

Мы очень много сидели и ничего не делали. Нам говорят, что наша задача — мониторинг. Грубо говоря, мы что-то смотрели по ключевым словам. Но я уже настроил мониторинг. Спрашиваю: “Что дальше?”

Я понимал, что в Киеве никакого экшена не будет. А так, как я пришел не штаны протирать, то попросил перевести меня в Харьков, где в то время было очень жарко: каждый день митинги, взрывы, ХНР объявляют…

Формально, это было понижение, потому что раньше я мог им (регионам) ставить задачи, а теперь задачи ставили мне.

Полную версию статьи можно прочесть по ссылке https://tech.liga.net/technology/interview/otkroveniya-byvshego-sbushnika-kak-jila-i-chem-zanimalas-slujba-vo-vremya-goryachey-fazy-voyny

Напомним, ДКИБ СБУ печально известен среди собственников IT-команий.

Подробнее: ДКИБ СБУ. Крышевание, вымогательство, взятки

Генерал СБУ, який керує обшуками в ІТ: запис вимагання грошей, триповерховий будинок та ІТ-дружина

Cотрудники и руководители департамента: Сапалёв Александр Владимирович (зам. начальника 4-го технического управления), Артем Викторович Шило (в.о. начальника 2-го оперативного управления ДКИБ), Литвинов Максим Юрьевич (заместитель начальника ДКИБ), Николай Валерьевич Кулешов (экс-глава Департамента КИБ) неоднокртано становились героями публикаций в связи с своей часто незаконной, деструктивной и антигосударственной деятельностью. Экс-руководитель ДКИБ Николай Кулешов (уволен сдолжности указом Президента в декабре 2019 года) был замешан в громком международном шпионском скандале с прослушкой президента Зеленского, предположительно в интересах лидера демократической партии США Джона Байдена. Что явно как минимум противоречило интересам действующего президента США Дональда Трампа. Что не может не вредить репутации и реализации вешней политики Украины в целом.

Подробнее: ПОЛКОВНИК СБУ НА СЛУЖБЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ США

Другие сотрудники ДКИБ не отстают от бывшего шефа и судя по уже ставшей публичной информации, причастны к прослушке премьера Гончарука.

Подробнее: ДКИБ против Украины?

Стоит отметить, что по данным наших источников, внутри коллектива тоже не все гладко. По словам коллег, Александр Сапалев неоднократно жаловался на то , что его непосредственный начальник Артем Шило поручает ему самую грязную работу, о которую сам не желает пачкать руки, и нередко такая работа граничит с откровенным криминалом.

prozorost.livejournal.com