Обличители или стукачи? В Украине придумали новый способ борьбы с коррупцией

630

Верховная Рада 252 голосами приняла закон о защите обличителей, с помощью которого парламентарии рассчитывают вести активную борьбу с коррупцией. По словам главы фракции партии «Слуга народа» Давида Арахамии, депутаты рассчитывают, что украинцы, которые знают о противоправных действиях, могут о них сообщить так как им гарантируют защиту и вознаграждение в случае доказательства коррупционного преступления в суде. Эксперты уже раскритиковали инициативу парламента, назвав ее «законом о стукачестве». В первую очередь, их настораживает тот факт, что обращение относительно коррупционного преступления может быть анонимным, при этом правоохранительные органы обязаны рассмотреть все сообщения, которые получат. Также не предусмотрено никакой ответственности для обличителей за предоставление недостоверной информации. Таким образом, считают аналитики, власти могут получить мощный инструмент по дискредитации политических оппонентов, анонимно обвинив их в «преступлениях», которые те могли и не совершать. Также эксперты опасаются, что закон для борьбы с коррупцией может наоборот ей способствовать – то есть правоохранители, получив «наводки», могут за деньги закрывать дела.

В Украине приняли закон об обличителях

На прошлой неделе народные депутаты 252 голосами поддержали закон «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» относительно обличителей коррупции» (№ 1010). За него проголосовали 233 парламентария из фракции «Слуга народа», 15 – из «Голоса», два – внефракционных депутата и два из «Батькивщины». Депутаты от «Европейской солидарности» и «Оппозиционной платформы – За жизнь» либо воздержались, либо голосовали против или не голосовали вообще.

Заместитель главы комитета по вопросам антикоррупционной политики Галина Янченко называет принятый закон «законом об обличителях». В нем определено, что обличитель — физическое лицо сообщившее о возможных фактах коррупционных правонарушениях совершенных другим лицом, если такая информация стала ему известна в связи с его детальностью. Законом предусмотрено, что право на вознаграждение имеет обличитель, сообщивший о коррупционном преступлении, денежный размер предмета которого или нанесенный государству ущерб от которого в пять тысяч и более раз превышают размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (около 10 млн. гривен), установленный законом на момент совершения преступления. Размер вознаграждения обличителя составляет 10% от денежного размера предмета коррупционного преступления или размера причиненного государству ущерба от преступления после вынесения обвинительного приговора суда. Также законом определено, что обличитель, его близкие уволенные с работы в связи с сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, подлежат немедленному восстановлению на предыдущей работе (должности), а также им выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула, но не более чем за один год.

При этом в законе прямо разрешено заявлять о коррупции анонимно. Эти сообщения должны обязательно проверяться в течение 15 дней с момента получения. По словам Янченко, ответственным за работу с обличителями будет Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК).

В свою очередь глава фракции партии «Слуга народа» Давида Арахамия подчеркнул, что в настоящее время есть много людей, которые знают о коррупционных действиях, но боятся сообщать об этом в правоохранительные органы. По его словам, есть гипотеза, что если материально стимулировать этих людей, то они будут меньше бояться, более тщательно собирать информацию и получать материальное вознаграждение. Правда, он отметил, что пока не понятно сработает ли эта гипотеза.

Не обличители, а стукачи?

Не всем народным депутатам нравится закон об обличителях, в том числе критикуют его и депутаты из провластной партии «Слуга народа». Так, народный депутат Александр Дубинский считает, что после вступления в действие этого закона правоохранительные органы ждет шквал звонков и сообщений о коррупционных преступлениях в Украине. По его словам, это приведет к небывалому росту проверок со стороны Национальной полиции, Государственного бюро расследований и СБУ так как, согласно принятому закону силовики не смогут игнорировать обращения граждан и будут обязаны их проверять. При этом народный депутат не исключил, если правоохранительные органы будут открывать уголовные производства, то могут найтись правонарушители, которые за деньги попытаются их закрыть. Поэтому Дубинский предполагает, что «заработки» сотрудников правоохранительных органов могут вырасти в разы. При этом депутат подчеркнул, что главы МВД, СБУ и ГБР «должны просто молиться на авторов этого закона, так как это клондайк».

Раскритиковал принятый закон и народный депутат Сергей Власенко. По его словам, закон об обличителях коррупции, который приняла Верховная Рада, не относится к реальным обличителям, поскольку обличитель — это человек, который находится внутри системы и знает, как устроен коррупционный процесс и заявляет об этом. Поэтому, говорит нардеп, обличителю предоставляются гарантии и даются достаточно широкие права в защите его от преследования. Так этот механизм устроен и работает во всех цивилизованных странах. В украинском же законе, подчеркивает Власенко, предлагается другая модель, в которой предусмотрено, что обличителем может быть абсолютно любой человек, который может обвинить в коррупции абсолютно кого угодно и при этом получить множество преференций от государства, в том числе получить статус обвинителя. Также депутату не нравится возможность предоставлять информацию анонимно. По его оценке, речь идет не о законе об обличителях, а законе о «стукачестве». Также депутат обратил внимание на то, что процедура выплаты 10% от суммы нанесенного ущерба, выписана плохо и не ясно, когда обличитель получит деньги – после решения суда или после того, как эти деньги будут изъяты у коррупционера.

НАПК может не выдержать количеств доносов

Критикуют принятый закон и эксперты. Так, политолог Андрей Смолий считает, что с помощью закона об обличителях можно будет уничтожать всех политических оппонентов. По его словам, есть вероятность, что закон может принести хаос в сферу бизнеса, ведь каждый может анонимно оклеветать своего конкурента.

Согласен с таким мнением и политтехнолог Алексей Голобуцкий. По его словам, закон легализировал анонимный донос и создает инструмент для расправы с политическими оппонентами и конкурентами на рынке.

В свою очередь политолог Сергей Быков считает, что теперь НАПК погрязнет в фейковых жалобах на коррупционеров, а разрушить репутацию любого чиновника или политика будет проще простого.

По мнению политолога Кирилла Молчанова, закон об обличителях может привести к «юридическому спаму». Если каждый будет заниматься всеми анонимками — это, по сути, заблокирует работу НАПК и приведет к краху этой структуры, отмечает эксперт.

В свою очередь юрист Анна Маляр считает идею с обличителями неплохой и отмечает, что она имеет право на жизнь. По ее словам, нужно постоянно искать новые инструменты противодействию коррупции, а институт обличителей неплохо зарекомендовал себя за рубежом.

Называет неплохой идею с обличителями и политик Игорь Шевченко. Тем не менее он считает, что нововведение не даст значительного эффекта. По его словам более действенным механизмом стало бы введения презумпции вины в коррупционных преступлениях.

Как считает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак, в теории идея с задействованием обличителей коррупции может способствовать снижению коррупционного уровня в стране. И у тех, кто совершает или намерен совершить коррупционные действия, появится главный барьер перед совершением преступления — страх за то, что кто-то из окружения, даже из друзей, ради собственной выгоды может сдать лицо. Учитывая то, что коррупционные схемы, особенно если это касается Госбюджета, составляют не менее миллиона гривен, вознаграждение на уровне 10% – серьезный мотиватор, чтобы как минимум не быть соучастником схемы, а разоблачить ее и получить свой законный процент, подытожил Новак.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org