Нож в спину добровольцам или историческая победа? Суд в Гааге намерен расследовать события в Украине

1 071

Международный уголовный суд в Гааге завершил предварительное изучение событий, связанных с вооруженным конфликтом на востоке Украины, и намерен расследовать предполагаемые военные преступления. Известно, что суд собирается расследовать преступления, совершенные во время боестолкновений, совершенные во время задержаний, а также преступления на территории украинского полуострова Крым, аннексированного Россией весной 2014 года. В Украине завершение предварительного этапа считают чуть ли не победой. Так, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба приветствовал позицию суда в Гааге, и добавил, что международное правосудие не быстрое, но неотвратимое. Наступит день, когда российские преступники обязательно предстанут перед судом, сказал министр. В свою очередь вице-премьер Ольга Стефанишина подчеркнула, что готовность Международного уголовного суда в Гааге начать полноценное расследование военных преступлений и преступлений против человечности в Крыму и на Донбассе свидетельствует о признании роли России в событиях в Украине. При этом многие политики уже заявили о том, что решение Международного суда – это их заслуга. В частности, бывший премьер Арсений Яценюк и депутаты от «Европейской солидарности» подчеркнули, что это именно они обращались в Гаагу и собрали большую часть доказательств против России. Тем не менее, некоторые политики и эксперты отмечают, что на самом деле, у Украины нет особого повода радоваться. Во-первых, говорит бывший нардеп Игорь Луценко, уголовный суд в Гааге будет расследовать события в Украине, как внутренний конфликт, что для страны плохо. Во-вторых, добавляет юрист Геннадий Друзенко, под ответственность могут попасть все добровольцы, которые защищали целостность страны в 2014-2015 годах.

На прошлой неделе Международный уголовный суд (МУС) в Гааге завершил предварительное изучение событий, связанных с вооруженным конфликтом на востоке Украины, и намерен расследовать предполагаемые военные преступления, об этом заявила прокурор Международного уголовного суда госпожа Фату Бенсуда. Она подчеркнула, что существуют достаточные основания полагать, что в этом регионе был совершен широкий спектр деяний, представляющих собой военные преступления и преступления против человечности, подпадающие под юрисдикцию суда. Деяния поделены на три группы — преступления, совершенные во время боестолкновений, совершенные во время задержаний, а также преступления на территории украинского полуострова Крым, аннексированного Россией весной 2014 года. Украинская система правосудия «недоступна» на территориях, занятых пророссийскими сепаратистами, поэтому официальный Киев не может получить доступ к доказательствам или привлечь к ответственности виновных, добавили в МУС.

Бенсуда сообщила, что следующим шагом станет обращение к судьям Палаты предварительного производства МУС с просьбой о предоставлении санкции на возбуждение расследований. Этот вопрос она намерена также обсудить с новым прокурором после его избрания в рамках консультаций, которые она собирается проводить в процессе передачи полномочий. Бенсуда также добавила, что она рассчитывает на всемерную поддержку со стороны органов власти Украины и надеется на сотрудничество с представителями всех сторон конфликта.

В свою очередь заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов заявил, что завершение предварительного изучения ситуации является важным шагом и гарантией правосудия, в том числе над высшим политическим и военным руководством страны-оккупанта. По его словам, доказательства, собранные национальными правоохранительными органами и прокуратурой совместно с украинскими и международными неправительственными организациями, стали достаточным основанием и убедительными аргументами для самой международной инстанции в сфере уголовной юстиции.

В то же время министр иностранных дел Дмитрий Кулеба приветствовал позицию суда в Гааге. Он подчеркнул, что международное правосудие не быстрое, но неотвратимое. Наступит день, когда российские преступники обязательно предстанут перед судом, добавил министр.

По мнению же вице-премьера по вопросам евроинтеграции Ольги Стефанишиной, готовность Международного уголовного суда в Гааге начать полноценное расследование военных преступлений и преступлений против человечности в Крыму и на Донбассе свидетельствует о признании роли России в событиях в Украине. При этом она признала, что некоторые дела в Гааге рассматривают десятилетиями, но вице-премьер надеется, что для Украины это будет более короткий период.

В свою очередь юрист, бывший представитель президента в Крыму Борис Бабин подчеркнул, что решение Офиса прокурора МУС о начале расследования военных преступлений и преступлений против агрессии достаточно важно. Хотя этот этап и промежуточный, но он открывает дорогу уже к судебному разбирательству. Например, говорит он, теперь в любом случае будет решение судей МУС по ситуации в Украине, как минимум в части открытия уголовного производства. По его словам, международный суд должен определить природу конфликта в Украине – внутренний он или международный, так как это влияет на квалификацию военных преступлений. Также МУС должен определиться со своей юрисдикцией по Крыму, поскольку он полномочен в этом деле расследовать преступления только на территории Украины. Бабин говорит, что в обоих случаях достаточно очевидное, прогнозируемое решение МУС об украинском Крыме и межгосударственном конфликте на Востоке будет крайне болезненным для Российской Федерации. Кроме того, он добавил, что базовый вал доказательной базы для международного суда был собран в 2014-2015 годах, а также значимую его часть помогли сформировать правозащитные организации.

Действительно, многие политики уже заявили о том, что именно их заслуга в том, что в Гааге будут рассматривать дело о ситуации в Украине. Например, бывший премьер-министр Арсений Яценюк подчеркнул, что его правительство стало инициатором многих международных судебных процессов.

В свою очередь нардеп от «Европейской солидарности» Ирина Геращенко подчеркнула, что именно ее команда собирала и документировала факты всех преступлений на Донбассе и в Крыму. Она добавила, что иски против России были поданы по директивам экс-президента Петра Порошенко.

Тем не менее, журналист, представитель переселенцев в Трехсторонней контактной группе Сергей Гармаш обратил внимание на то, что есть один нюанс, который в суде не играет в пользу Украины, а именно то, что власти с началом войны не ввели военное положение. По его словам, в Украине сегодня де-юре нет войны с Россией, что очень осложняет взаимоотношения с международными организациями, даже с ООН, где Киев говорит об агрессии, но фактически не обращался за признанием этой агрессии, подчеркнул Гармаш.

Вообще не в восторге от того, что МУС будет расследовать ситуацию в Украине бывший нардеп и доброволец Игорь Луценко. По его словам, дело в том, что международный суд считает, что на востоке идет гражданская война. Да, говорит политик, МУС признает случи вмешательства со стороны России, но трактует события, как внутренний конфликт. А использование вооруженных сил против собственных граждан — это военное преступление без срока давности, добавил политик. То есть, добавляет он, все добровольцы, которые с оружием защищали Украину, для международного суда станут преступниками.

Как известно, говорит Луценко, в событиях н востоке участвовали три категории человек. Первая — это российские граждане. Вторая — примкнувшие к россиянам украинские граждане. И третья — это украинцы, которые воевали на стороне Украине. При этом, считает политик, приговор МУС угрожает только добровольцам, поскольку Россия не признает юрисдикцию международного суда и не выдаст своих граждан. Также сепаратисты могут выехать в РФ и избежать наказания, а вот добровольцы могут отвечать в полной степени за всех. Луценко призвал поблагодарить «правозащитников» за такой мощный удар в спину. Теперь, говорит он, у аферистов с МУС появилась прекрасная возможность «попить нашей крови».

Согласен с таким мнением и ветеран АТО, юрист Геннадий Друзенко. По его словам, приговоры для «разных гиркиных, российских чиновников и украинских коллаборантов» не будут иметь прямых юридических последствий, поскольку Россия не ратифицировала Римский устав и не признает юрисдикцию Международного уголовного суда. Более того, РФ недавно отозвала свою подпись под этим международным соглашением. А вот украинский парламент наоборот признает юрисдикцию так называемой «Гаагской Фемиды» в отношении событий, связанных с российской агрессией и аннексией Крыма. И таким образом украинские добровольцы, у которых не было статуса комбатов, становятся первой и главной мишенью, считает юрист.

По его словам, если допустить, что МУС когда-нибудь признает, что отдельные военные преступления совершали как боевики Гиркина, так и бойцы ДУК ПС (которые с точки зрения международного права никогда не были военными, а значит, принимали участие в вооруженном конфликте как гражданские лица), то боевики и дальше будут спокойно жить на территории РФ или «ЛДНР», а украинских добровольцев их родина будет вынуждена отдать Гааге. Именно поэтому, считает Друзенко, заявления Международного уголовного суда должны вызывать не радость, а настороженность.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org