Новая цензура: запреты для медийщиков

297

На днях журналистские, медийные и общественные организации, представители СМИ и блоггеры составили официальное обращение президенту, руководству Верховной Рады и профильным комитетам, высказавшись против законопроекта №2693, посвященного медийной политике. Данный законопроект предложили вместо прежней версии, которую почти полгода разрабатывали представители министерства культуры и депутаты монобольшинства. К тому документу также было множество претензий, в результате его отправили на доработку. Профильный комитет по вопросам гуманитарной политики пытался сгладить разгорающийся скандал, нардепы убеждали журналистов, что все их претензии будут учтены. Впрочем, в новой версии законопроекта оказались все скандальные нормы из прежнего документа, вдобавок некоторые из них даже ужесточили и расширили. Сам законопроект оказался гораздо более жестким в отношении медийщиков. В самом заявлении те уже поддержали негативную оценку со стороны ОБСЕ и главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Эксперты практически единогласно раскритиковали предлагаемые нормы, отметив, что они нарушают право на свободу выражения взглядов и вводят колоссальные ограничения.

К прежней версии документов у медийщиков было множество претензий. Основной упор делался на то, что власть пыталась предоставить неограниченные полномочия Национальному совету по вопросам телерадиовещания. Этому органу хотели поручить контроль за всеми медиа в стране, но на данный момент он занимается только радио и телевидением. Кроме того, Нацсовету собирались отдать полномочия по блокировке любых сайтов. Законопроект «О медиа» собирались по-быстрому принять в авральном режиме, однако шквал критики, которая обрушилась на документ со стороны медийщиков и международных организаций остепенила «Слугу народа». Монобольшинству пришлось приостановить процесс и даже отозвать документ на доработку. В середине июня выяснилось, что доработанная версия почти готова. В комитете по гуманитарной политике утверждают, что почти полгода сотрудничали с зарубежными экспертами и всеми заинтересованными лицами и вносили множество правок, а на голосование этот документ попадет после 1 июля. Проблемы с разработкой были из-за ситуации с Нацсоветом, так как было непонятно – кому будет подконтролен орган, которому собираются отдать огромные полномочия? На данный момент большая часть Нацсовета контролируется не президентом, а представителями олигархов. Впрочем, планируется, что будет проведена ротация, а парламент выразит нынешнему составу Нацсовета недоверие, и частично туда будут заведены новые люди, подконтрольные Банковой. То есть, когда закон будет принят, Нацсовет уже будет подконтролен Зеленскому, во всяком случае, этого хотели бы в офисе президента. Очевидно, этот план далеко не все поддержат в парламент.

Количество статей в новой версии документа почти не изменилось – их стало на две больше. Там уточнили некоторые определения и даже попытались вывести блоггеров из-под действия этого закона, однако там же указаны нормы, что информация должна распространяться на платформах общего доступа к информации или на личных страницах в соцсетях, что автоматически превращает блогеров в медиаресурс. Добавили понятия «конечных бенефициаров» и «прямое и непрямое влияние на деятельность СМИ». Отмечается, что большая часть дополнений сделана Татьяной Смирновой – по некоторым данным она является юристом канала «1+1». Контролировать медиарынок как и в прошлой версии будет Нацсовет – в новом документе лишь снизили критерии к его членам. Организовать его деятельность будет специальная патронатная служба. Полномочия же Нацсовета расширили. Так регулятору дадут возможность обращаться к любым собственникам платформ или соцсетям, в том числе иностранным и требовать ограничить доступ к какой-либо информации. Аналогичный процесс можно применять и к поисковикам с требованием исключить из результатов выдачи запрещенную в Украине информацию. В общей сложности предусматривается пять видов санкций – от штрафа до полного запрета ресурса. Нацсовет сможет устанавливать штрафы самостоятельно, аннулирование лицензии и или блокировка будет происходить на основании решения суда. Также Нацсовет сможет потребовать от регистратора доменных имен прекратить регистрацию доменов UA или УКР, если этот ресурс подлежит запрету. С иными доменными зонами провайдеров могут обязать заблокировать этот ресурс на своем уровне. Также Нацсовет сможет требовать блокировать каналы YouTube, если там на это согласятся. В документ также внесли запрет на высказывания, провоцирующие дискриминацию по гендерной идентичности.

Законопроект вводит жесткую цензуру на любые положительные упоминания о деятелях СССР. Теперь запрещено даже одобрять работу советской милиции. Запрету подлежат материалы с демонстрацией коммунистической символики. К грубым нарушениям отнесли публикацию информации, запрещенной целым разделом закона «Ограничения, связанные с вооруженной агрессией». Эта норма практически копирует предыдущую версию законопроекта. Как ни странно в документе Россия не упоминается, а говорится лишь о «государстве-агрессоре». Запрещается и любое освещение в положительном ключе работы органов власти государства-агрессора. Фактически теперь можно только критиковать все, что происходит за границей или за линией разграничения. Запрещены и трансляции выступления российских чиновников, где они могут упоминать о достижениях. Запрещены альтернативные точки зрения текущей жизни на Донбассе. Теперь любое положительное событие из России в обязательном порядке необходимо подвергать критике. В противном случае ресурс могут заблокировать или оштрафовать/

В целом практически прямая цензура перекочевала из прошлой версии документа в новую. Сохранились и быстрые судебные решения по блокировке медиа, не были учтены замечания со стороны ОБСЕ и международных экспертов. К чему это приведет – покажет время.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org