«Непотопляемый» Петро. Логика политической игры Порошенко

1 172

Сегодня в Украине активно формируется конфигурация политического расклада на президентские выборы 2015 года. В этот электоральный цикл государство входит чрезвычайно несбалансированным, что делает принципиальным вопрос его дальнейшей модели существования. Именно этим вопросом сейчас очень озабочены украинские олигархи.

«Когда я начинаю размышлять над главной причиной краха правящих классов, перед глазами мелькают разные события и люди, случайные или поверхностные причины. Но поверьте, что главная причина, по которой люди теряют власть, в том, что они недостойны ее иметь и ею пользоваться»

Алексис де Токвилль “Воспоминания”

Масштаб социально-экономического кризиса с каждым днем приобретает все более угрожающие черты, что недавно продемонстрировала ситуация во Врадиевке.

Врадиевский бунт четко обозначил, что существующая политическая система стремительно разрушается и де-факто не имеет легитимности. Это четко осознают ключевые акторы политической системы и каждый пытается найти свой оптимальный путь выхода из кризиса.

«Хвиля» уже не раз рассматривала сценарии развития ситуации в Украине в ближайшие 2-5 лет.

Базовых может быть три — новый олигархический консенсус, бунт переходящий в революцию с созданием нового политического режима, бунт переходящий в гражданскую войну, которая закончится дезинтеграцией Второй украинской республики.

Данной статьей мы начинаем цикл статей, посвященных анализу стратегий выживания различных политических акторов. Первый материал будет посвящен Петр Порошенко.

История Петра Порошенко — это яркий пример успешного приспособления к быстро меняющимся условиям в Украине. Точнее говоря, история Порошенко — это история эволюции Второй украинской республики, начиная от ее рождения 24 августа 1991 года и заканчивая сегодняшним упадком.

Порошенко можно с полным основанием отнести к числу людей, которые создали это государство со всеми его пороками и достоинствами, потому наблюдая за его поведением можно уловить ключевые тенденции, определяющие будущее и настоящее Украины.

В начале 90-х он формирует свои базовые экономические активы. Насколько нам известно, Порошенко никогда не покупал активы у государства, только у частных лиц. Такой подход позволил ему их обезопасить от рейдерских атак и, вообще, проблем с законом.

Есть также еще одна интересная черта Порошенко — на протяжении своей политической карьеры он постоянно сближался с политическими силами, которые позже набирали вес, а потом расходился с ними.

В 1998 году он сблизился с СДПУ(о) и стал членом парламентской фракции эсдеков.

В 2001 году он оказался в числе создателей Партии регионов (как следствие, он сохранил хорошие отношения с Николаем Азаров).

В конце 2001 году он уходит в «Нашу Украину» Виктора Ющенко, сыграв одну из ключевых ролей в его победе в 2004 году и в формировании модели парламентский-президентской республики 2004-2009 годов. Как заявил в 2007 году Нестор Шуфрич, «в декабре 2004 изменения в Конституцию (политреформа) были приняты благодаря Порошенко и Литвину, которые сразу хотели подпилить власть за спиной Ющенко. Они хотели принять закон 3207-1, чтобы изменения в Конституцию вступили в действие с 1 сентября 2005 года… Порошенко, который рассчитывал стать премьер-министром, вместе с Литвином стали бы двумя полновластными хозяевами Украины».

С момента ухода из СНБОУ Порошенко расширял свое бизнес влияние, тем более, что позиции главы наблюдательного совета Нацбанка была мощным рычагом влияния.

После победы Януковича на президентских выборах в 2010 году Порошенко также сумел вписаться в новую политическую архитектуру. 23 февраля 2012 года он стал Министром экономического развития и торговли. Впрочем, министром он был недолго, поскольку на парламентских выборах 28 октября 2012 года прошел по мажоритарке в Верховную Раду, где стал членом комитета по европейской интеграции.

Даже этот беглый и поверхностный взгляд на политическую карьеру Порошенко показывает, что он каждый раз успешно вписывается в новую конфигурацию политического расклада. Это было бы невозможно без системной позиции, которую он конвертирует в более сильные возможности на каждом витке эволюции политической системы.

На протяжении последних месяцев трудно не заметить, что Петр Порошенко стал проявлять все большую политическую активность. Он обозначает свою позицию практически во всех резонансных событиях (заявление о бойкотировании Верховной Рады внефракционными депутатами, «дело Титушко», штурм во Врадиевке, освобождение Луценко и т.д.) Его выступление в эфире Шустера, посвященного 22 июня выглядело так, будто он ведет президентскую кампанию. Может быть ведет?

Рассмотрим логику политической игры Порошенко, а также его стратегические позиции в контексте 2015 года.

Начнем с целеполагания, которое определяет характер политической игры.

Очевидно, что Порошенко, как и любой другой олигарх его уровня, прежде всего, думает о том, как сохранить текущие позиции, прежде всего, экономические активы.

Именно собственная экономическая база позволяет Порошенко вести самостоятельную игру и двигаться в том направлении, где он удовлетворяется его интерес.

Однако, помимо этих рациональных мотивов есть иррациональные, связанный с человеческой природой. Порошенко определенно амбициозный игрок, которому мало власти экономической, но хочется и власти политической. Люди знающие его лично, утверждают, что у Петра Алексеевича есть некое понимание своей миссии в отношении страны.

Также хорошо известно, что Порошенко выстроил свои дела ведет по-семейному принципу. Принцип кумовства, ставший притчей во языцах при Ющенко отражает естественное стремление Порошенко укрепить свои позиции путем скрепления отношений с другими субъектами в бизнесе и политике родственными узами. Заметим, что вокруг собственности Порошенко не было громких скандалов, в том числе и потом, что бизнесами управляют «свои» люди в прямом смысле этого слова. Как известно, в кумовьях у Порошенко ходят Виктор Ющенко, Юрий Луценко, Юрий Стець. Также хорошо известно, что Порошенко сыграл не последнюю роль в освобождении Юрия Луценко, используя свои связи на Западе. Так что для Порошенко слово семья — не пустой звук.

Силу позиции Порошенко обеспечивают ряд факторов:
Диверсифированные экономические активы, включая зарубежные (Россия, Европа), стоимость которых превышает миллиард долларов.
Собственная медиа, включая новостной «5 канал»
Наличие базового электорального региона (Винницкая область), который обеспечивает присутствует в законодательных органах власти
Хорошие связи на Западе и в России, что позволяет заручаться их поддержкой в нужные моменты.

Слабости позиции Порошенко:
Конкуренция с другими олигархами, которым выгоднее «чистый политик» во власти, чем наличие субъекта с собственными экономическими интересами. Развитие «Семьи» — яркая иллюстрация того, что получается, когда такой субъект начинает концентрировать в своих руках исполнительную вертикаль.
Отсутствие собственной раскрученной политической силы на которую можно опереться.
Мощная конкуренция в оппозиционном лагере, где на старте имеются игроки, обладающие более мощными электоральными резервами, а Порошенко претендует именно на этот сегмент.
Имидж олигарха, а олигархов в Украине, мягко говоря, не любят.

Какие задачи необходимо решить Порошенко в контексте 2015 года?

Задача №1. Не допустить такой ситуации, когда нужно будет бежать из Украины. В этом случае теряется контроль над базовыми активами.

Задача №2. Не допустить ослабления текущих позиций.

Задача №3. После 2015 получить инструменты власти, которые позволят удовлетворить политические амбиции и расширить экономическое влияние.

Первые две задачи — минимум, последняя максимум. Поскольку ключевыми приоритетами является предотвращение рисков, то стратегия Порошенко должна быть осторожной, чтобы победа любого лагеря в 2015 его не ослабляла. Это означает, что он будет играть на противоречиях противостоящих лагерей, пока не определиться победитель с которым он постарается иметь ровные позитивные отношения.

Учитывая оппозиционную риторику и его участие в продвижении «возвращенного» из тюрьмы Луценко, все выглядит так, как будто Петр Порошенко скорее допускает победу оппозиционного лагеря, чем Януковича. Или же рассчитывает использовать оппозиционные настроения для укрепления своих позиций. Скорее всего, верно последнее.

Чтобы выйти из президентской кампании 2015 укрепившимся, Порошенко нужно будет совершить ряд принципиальных шагов.

До момента официального старта президентской кампании ему необходимо максимально набрать политический вес. От этого зависит в качестве кого и на чьей стороне он будет играть в самой во время президентских выборов.

Для роста политического веса ему нужно:

Во-первых, создать свою политическую силу, если он претендует на президентские позиции и вообще на роль мощного политического субъекта.

Во-вторых, расширить электоральную базу за пределы Подолья.

В-третьих, отойти от имиджа олигарха.

Рассмотрим по пунктам.

Первое. В 2013 году Порошенко начал реанимацию своей карманной партии «Солидарность» во главе со своими кумом Юрием Стецем. Вышедший на волю Юрий Луценко, который сейчас носится по Украине, собирая различных активистов под откровения «узника совести», выполняет роль над партийного, пардон, «надпартийного» идеолога. Цели этого проекта очевидна — затащить в свои сети многочисленную прослойку «противсихов», которые держатся в стороне от раскрученных оппозиционных брендов. Вовлечение «противсихов» в игру с Луценко-Стесем представляет собой попытку получения реальной социальной базы под свой проект.

Вторая составляющая лежит в плоскости захвата Киева. Сегодня взятие Киева для Порошенко является ключом к последующим успехам.

Раскрою данный тезис более детально.

В отличие от Кличко, который отказался от схватки за Киев из-за целого ряда рациональных причин (хочет избежать понижения существующего политического статуса, нежелание допустить промахов на посту мэра накануне президентской кампании), Порошенко кровь из носу нужен Киев.

Во-первых, победа в оппозиционном Киеве изменит олигархический имидж Порошенко в лучшую сторону.

Во-вторых, победный результат дает понимание реальной электоральной поддержки, которую он сможет разменивать на президентских выборах.

В-третьих, Порошенко получает определенный административный ресурс, который будет очень важен в 2015 году.

Представьте финал президентских выборов. В городе проходят мощные митинги в поддержку той или иной стороны, а ты имеешь власть разрешить их или нет, блокировать работу тех или иных городских структур и наоборот.

Власть в такой ключевой точке дает огромный ресурс и пространство для политического маневр.

В-четвертых, Киев это мощный экономический центр, раскрывающий новые возможности для бизнеса Порошенко. Что немаловажно опять-таки в контексте президентских выборов.

Допустим, что Порошенко побеждает на мэрских выборах в Киеве, что это означает для политических сил?

Для оппозиции это создает проблемы, потому что победа подогреет амбции Порошенко и будет толкать его в президентскую кампанию. Если Петр Алексеевич идет на президентские выборы, то оппозиционный лагерь оказывается еще более разжиженным, что приводит к усилению там грызни.

Для Партии регионов победа Порошенко в Киеве с одной стороны неприятна, потому что ее кандидат — Александр Попов. Попов имеет свой «бюджетный электорат» в 15-20%, который будет голосовать за него даже после многочисленных провалов этого «эффективного менеджера».

С другой стороны, регионалы прекрасно осознают, что на мэрских выборах в столице им мало что светит, потому победа Порошенко является меньшим злом, чем победа любого подорванного оппозиционера. Поэтому, они не будут особо сопротивляться, если Порошенко лихо утилизирует оппозицию. В самой оппозиции, как мы видим нет единства относительно кандидатуры. В последнем интервью депутат из Батькивщины Дмитрий Андриевский честно признал, что кандидатура Порошенко оппозицией рассматривается серьезно.

С другой стороны, на Киев уже нацелен Николай Катеринчук, который уже успел порядком поднадоесть своей бессмысленной и беспощадной рекламой «с крысами» еще до того момента, как началась избирательная кампания в столице. Для Катеринчука битва за Киев также важна, как и для Порошенко с той разницей, что это может быть последняя попытка выйти на более серьезный уровень политической игры, куда Микола никак не может взобраться со своими постными идеями о построении «европейской Украины».

Остальные кандидаты пока не проявляются, ну кроме неугомонного Ляшко, уже вышедшего на достойный уровень цирко-политического искусства.

Самый же идеальный вариант для регионалов, когда выборы проходят, а мэра города Киев опять не получает. Ну, невозможно определить, как это у нас бывает, результаты голосования. В этом случае, можно будет дальше разводить Порошенко и прочих участников выборов в Киеве на ресурсы, тем самым ослабляя их в контексте президентской кампании. А городом дальше будет рулить Попов до прояснения, так сказать, политической ситуации.

Перенесение голосования законов по евроинтеграции на осень вместе с выборами в Киеве и мажоритарным округам показывает, что Янукович будет разыгрывать вопросы по Киеву в пакете с договоренностями по получению ассоциацию с ЕС.

В свою очередь, сделка с ЕС будет также наверняка содержать в себе гарантии неприкосновенности Януковича в случае проигрыша на президентских выборах в 2015 году. Поэтому, позиция регионалов по Киеву зависит от итогов саммита Украина-ЕС в ноябре этого года. Получение ассоциации снизит их мотивации бороться за Киев любой ценой, неподписание — наоборот.

Вернемся к Порошенко. Если он выигрывает Киев, то его вес увеличивается и, соответственно, расширяется пространство для торгов с оппозицией и Партией регионов.

Если же он проигрывает выборы, то он все равно участвует в торгах, поскольку в политическом плане Порошенко будет использовать электоральный результат как козырь.

Этот этап займет весну-лето 2014 года. Это будет время, когда Порошенко будет определяться — идти или не идти на президентские выборы. Ключевым здесь будет характер договоренностей с другими олигархами, а также каким будет формат президентских выборов.

Если Янукович испугается перспектив потерять власть, то он попытается реализовать сценарий изменений Конституции и попробует размыть власть путем превращения Украины в парламентскую республику. Этот вариант неплох для Порошенко, потому что усиливает его мотивации играть в свою политическую силу, которая будет претендовать на часть власти в случае прохождения в Раду.

Если этот вариант по тем или иным причинам не получится (пока опустим их), то среди олигархов начнутся торги относительно поддержки наиболее безопасной фигуры.

По мотивам описанным выше, я сомневаюсь, что Ахметов или Фирташ позарятся на перспективы Порошенко стать президентом. Тем более, что у них есть уже политические инструменты в лице подконтрольных политических фигур. Все зависит в кого (Янукович, Яценюк, Кличко, Тягнибок и т.д.) будет играть тот или иной пул олигархов. Чем более он будет консолидирован, тем меньше шансов у Порошенко на самостоятельную игру, соответственно, тем выше будет вероятность, что он будет принимать участие как технический кандидат, если вообще будет участвовать в избирательной кампании. Наоборот, рост конкуренции между олигархами увеличивает шансы (пусть сегодня и очень призрачные) Порошенко. Можно определенно сказать, что кто бы не победил в 2015 году в лагере победителей, в худшем случае, где-то не очень далеко, будет Петр Порошенко.

Однако, есть еще один фактор, который мы не рассматривали — народ. Учитывая экономическую ситуацию в стране и резкий рост озлобленности людей режимом, нельзя исключать социального взрыва, как это мы сегодня наблюдаем во Врадиевке. Так вот, в случае масштабного бунта все указанные сценарии летят под откос. В стране либо начнется революция, либо гражданская война, либо творческий симбиоз того и другого. Как мы все понимаем, в этом случае уже будет не до олигархических консенсусов и будут востребованы другие люди, идеи и, как бы мягче сказать, инструменты.

По материалам: hvylya.org