Харьковские оборотни в погонах

1 585

Месяца не проходит без того, чтобы Харьковщину не сотрясали скандалы, в главных “героях” которых фигурируют сотрудники милиции. 32 уголовных дела по обвинению “оборотней в погонах” в совершении различных преступлений — начиная от злоупотребления должностными полномочиями и заканчивая торговлей оружием из милицейских ареналов — приняли к рассмотрению суды области в минувшем году. А в первом полугодии нынешнего — уже 20.

Включаешь любой местный телеканал, открываешь газету — и на тебя выливается очередной ушат грязи. Не успели в январе обыватели-слобожанцы посмаковать новость о показательном увольнении из органов внутренних дел начальника отделения ГАИ Нововодолажского райотдела милиции, который на поверку оказался элементарным взяточником, как на смену этой почти святочной истории пришли откровения о “шалостях” сотрудников районных и городского подразделений ОБНОН в самом областном центре. Трое из них с помощью наркотиков наладили свой нехитрый бизнес — сперва продавали “зелье” наркозависимым клиентам, а затем требовали от них же откупные, грозя в противном случае возбуждением уголовных дел. Четверо других, рангом повыше, действовали еще более изощренно и цинично — решив отобрать у небедного харьковчанина понравившийся им “Ниссан”, они подбросили ему наркотик, заставив с помощью шантажа, угроз и насилия нотариально оформить автомобиль на подставное лицо. Еще дальше пошел оперативник угро одного из райотделов области, который сколотил банду, замышлявшую похищение, а затем убийство местного предпринимателя с целью завладения его деньгами и имуществом.

На фоне этой “жести” последнее по времени происшествие, ставшее достоянием общественности, выглядит почти невинно. И вполне могло бы остаться незамеченным, когда бы не вмешались его очевидцы. 9 июля в интернете появилось озвученное видео с места ДТП, случившегося накануне вечером на выезде из Харькова неподалеку от поста ГАИ “Песочин”. На нем явно нетрезвый водитель в милицейской форме, только что выбравшийся из-за руля вылетевшей в кювет ВАЗ-21093, пытался заплетающимся языком обьяснить свидетелям происшествия, что ничего необычного не произошло ни с ним, ни с машиной, ни с ее пассажирами. Милицейское начальство обьяснениям нарушителя, однако, не вняло — уже на следующий день по результатам служебного расследования, проведенного оперативно прибывшими на место ДТП руководителями областного управления ГАИ, не так давно принявший бразды правления слобожанскими правоохранителями начальник ГУМВД Украины в Харьковской области Олег Демченко подписал приказ об увольнении из органов внутренних дел 26-летнего сержанта, который оказался …инспектором роты дорожно-патрульной службы по обслуживанию стационарных постов ГАИ.

И поступил абсолютно правильно, ведь у всех еще на слуху другое резонансное происшествие подобного рода, обернувшееся необратимыми последствиями. Тогда лихачество находившегося за рулем нетрезвого сотрудника милиции привело к гибели одного и серьезным травмам двух других пассажиров автомобиля, вылетевшего с трассы и врезавшегося в дерево. Исковеркал себе жизнь и сам виновник аварии — приговором апелляционного суда Харьковской области на днях он был осужден к 5 годам лишения свободы.

Читая сообщения об этом и других аналогичных судебных вердиктах, любой здравомыслящий человек не может не задаваться вопросом: а можно ли действенно бороться в наших сегодняшних реалиях со всеми этими негативными явлениями, которые еще совсем недавно были несовместимы с деятельностью людей в милицейских погонах? Как вообще попадают в их ряды и почему длительное время чувствуют себя в них безнаказанно случайные люди, не говоря уже об “оборотнях”? Рассуждать о глобальных причинах, связанных с незавидным социальным положением в обществе сотрудников органов внутренних дел, сейчас не буду. Повысить им жалование до размера, хотя бы вдвое превышающего среднюю зарплату в стране (уже не говорю об увеличении на порядок выше ее, как это сделано в цивилизованных державах), обеспечить серьезным социальным пакетом в виде льгот, кредитов на приобретение или строительсьтво жилья, достойной пенсии, — все это прерогатива Верховной Рады и правительства, а отнюдь не МВД. Хотя нынешний министр внутренних дел Виталий Захарченко, надо отдать ему должное, делает все от него зависящее, чтобы повысить хотя бы денежное содержание своих подчиненных, параллельно пытаясь проводить чистку в их рядах с тем, дабы решительно избавляться от нерадивых и несостоятельных, не говоря уже о тех, кто сознательно преступает закон.

Заданный министром жесткий курс взяли на вооружение и рукодители областных милицейских подразделений, что видно на примере того же Демченко. Новая метла всегда чисто метет — иронично скажет обыватель, не знакомый со спецификой работы милицейского руководства. И будет не прав. Ну, не может, просто физически не имеет возможности, тот же Олег Михайлович проводить собеседования с каждым уже проработавшим годы или только поступающим на службу в милицию сотрудником. Для этого существуют работники кадровых подразделенеий. Это их непосредственная служебная обязанность — выстроить непреодолимый заслон на пути проникновения в органы внутренних дел несостоятельных профессионально или нестойких перед существующими соблазнами людей и постоянно поддерживать неукоснительный порядок в собственном доме, незамедлительно избавляясь от грязного мусора. Не в жаргонном — в прямом смысле этого слова. Выходит, что в Харьковском УМВДУ кадровики не справляются со своей задачей. Или — что страшнее — не желают добросовестно выполнять свои обязанности, попросту подставляя Олега Демченко и его предшественников на этом посту, не желая в упор замечать, что рядом с ними годами работают люди, откровенно дискредитирующие в глазах сограждан как своих коллег, верой и правдой служащих делу закона, так и престиж самой милиции, который и без того основательно упал за последние годы.

А чем иным объяснить, почему после каждой очередной и внеочередной (а к подобной мере милицейское начальство вынуждено прибегать отнюдь не от хорошей жизни) служебной переаттестации проверяющие страдают “куриной слепотой”. И раз за разом на своих местах остаются непрофессионалы, алкоголики, коррупционеры и садисты (недавно суд приговорил в длительным срокам лишения свободы сотрудников уголовного розыска, которые, замордовав до смерти подозреваемого, попросту взяли и выбросили его тело из здания областного УВД в близлежащий сквер). Да, для того, чтобы разглядеть носителей подобных пороков в многотысячном коллективе милиции Слобожанщины представители тоже отнюдь немалочисленных кадровых подразделений должны в совершенстве владеть и качествами социолога, и навыками психолога, не говоря уже о доскональном знании служебных инструкций и требований. Но ведь этому их и учат на социально-психологическом факультете и не один год существующих при нем курсах повышенеия квалификаци Харьковского национального университета внутренних дел. Да и последними научно-техническими разработками, включая полиграф, кадровики не обделены. Вот только на детекторе лжи впору проверять некоторых из них самих.

Чтобы не прослыть голословным, далее буду оперировать примерами из богатой практики начальника отдела комплектования и прохождения службы управления кадрового обеспечения областного УВД Светланы Андренко. Участок доверенной ей работы — самый что ни есть ответственный на пути профилактики и искоренения тех негативных явлений, о которых идет сегодня речь. В подчинении Светланы Александровны — более десятка офицеров милиции, а сама она носит полковничьи погоны. Но именно с момента назначения ее на нынешнюю должность отдел из эффективного фильтра по выявлению сора в милицейских рядах и последующего очищения от него превратился в нечто прямо противоположое. И уже не первый год всякая нечисть чувствует себя под “контролем” начальника отдела как рыба в мутной воде.

Так, в 2011 году по подозрению в “крышевании” контрабандистов из органов внутренних дел были уволены двое сотрудников Госавтоинспекции. Естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая лишение права на получение выходного пособия и милицейской пенсии. Но уже вскоре оба были восстановлены в этих правах. Благодаря Светлане Александровне, которая пошла на прямой служебный подлог, поменяв обоим задним числом и в нарушение всех нормативных документов статью увольнения — с компрометирующей на абсолютно безвинную. В результате получилось, что за свои деньги (а это не один десяток тысяч гривен) добросовестные налогоплательщики не один месяц содержали на обеспечении откровенных мздоимцев. Подлог вскрылся, история обернулась скандалом. Но вместо того, чтобы заставить Андренко возместить нанесенные государственной казне убытки из собственного кармана и с позором выгнать со службы, дабы неповадно было никому из охочих пуститься во все тяжкие коллег, проверяющие ограничились обычным дисциплинарным взысканием.

Выдав по-существу начальнику-коррупционеру индульгенцию на продолжение подобных начинаний. Коей та и не преминула воспользоваться. В конце 2012 года в соответствии с Законом Украины “О дисциплинарном уставе органов внутренних дел” за грубое нарушение служебных обязанностей был понижен с руководящей должности сотрудник областного спецподразделения “Беркут”. Однако не прошло и трех месяцев, как Светлана Александровна уже подготовила документы для назначения его на должность выше той, которую тот занимал до понижения. И как после этого будут относиться к происходящему у них на глазах откровенному попиранию всех внутренних устоев коллеги “наказанного”? Совершенно верно — как к дозволенности и самим нарушать установленные законом дисциплинарные порядки и уверенности в том, что это сойдет им с рук. А отсюда — прямой путь и к совершению уже преступных деяний, ведь большое зло, как известно, начинается с малого, если оно остается безнаказанным. А в данном случае — и вовсе поощренным. Кстати, виновник песочинской аварии был назначен на свою последнюю “хлебную” должность именно Светланой Андреевной. По указанию бывшего начальника управления кадров УВД Харьковской области Андрея Волобуева, у которого тот до этого работал личным водителем.

Не пойманный за руку — не вор. Мздоимство доказать еще труднее. Но в то, что на подобные нарушения должностных обязанностей Андренко идет из чистого бескорыстия, верится с трудом. Как-то плохо вяжется ее образ жизни с обликом филантропа. Во владении семьи Светланы Алексанровны, состоящей из мужа-пенсионера МВД и сына — студента Национальной юридической Академии Украины им. Ярослава Мудрого, два дорогих автомобиля — джип “Тойота” и “Лексус”. Практически в одно время с ними были приобретены и две квартиры в престижных районах Харькова.

А тем временем родители поступающих на службу в различные подразделения областного УВД выпускников той же харьковской Юракадемии и Университета внутренних дел жалуются на откровенное вымогательство со стороны Андренко. Приказ о назначении молодого специалиста на место первой его работы должен быть отправлен в течение суток, а Светлана Александровна маринует его под сукном неделями. В течение которых рекомендованный на учебу в тот же Университет МВД, скажем, Барвенковским райотделом милиции абитуриент, получив диплом следователя или оперативника, отправляется отнюдь не домой, а в совершенно другой РОВД. А на его место в Великий Бурлук прибывает выпускник-лейтенант, которого направлял на учебу и, естественно, ждет в своем распоряжении, к примеру, Червонозаводский райотдел Харькова. В какую сумму оценивает “исправление” подобных “ошибок” начальник отдела комплектования и прохождения службы Управления кадров областного ГУМВД может и должно установить полноценное служебное расследование. А параллельно — и дать оценку состоянию дел в самом возглавляемом ею отделе, сотрудники которого все громче ропщут по поводу поборов, регулярно взимаемых начальником. Тем паче, что организовываются эти поборы под видом …умасливания именно проверяющих. Механизм отложен годами — пишешь рапорт на предоставление материальной помощи в размере месячного оклада, а полученные деньги отдаешь Светлане Александровне.

Самое печальное, что ее подчиненные и вправду уверовали, что проверки продаются и покупаются. И их можно понять — ведь действительно Андренко все сходит с рук. “Все под контролем” — неизменно уверяет тех, кто все таки не желает мириться с существованием подобных порядков, заместитель начальника Управления внутреней безопастности в Харьковской области полковник милиции Игорь Бурченков, непосредственно курирующий работу кадровой службы. Впрочем, вряд ли приходится ожидать другой реакции от человека, который и сам с формулировкой “за злоупотребления служебным положением” был несколько лет назад уволен со своей должности приказом тогдашнего министра МВД, а по прошествии времени восстановлен в ней уже по решению суда. Что же касается результатов подобного контроля, то вы их уже знаете. Как пишут в таких случаях мои коллеги, не стесняющиеся прибегать к избитым журналистским штампам, — “смотри выше”. Не до стеснений и вашему автору — ведь это на “героине “его публикации штампа негде ставить…

По материалам: ord-ua.com