НБУ перешел к режиму гибкого курсообразования. Что это означает и следует ли ожидать девальвации гривны

223

Национальный банк Украины с третьего октября перешел в режим управляемой гибкости обменного курса гривны. Теперь официальный курс будет определяться ситуацией на межбанковском валютном рынке при активном участии НБУ. В Нацбанке сообщили, что будут контролировать ситуацию на валютном рынке и компенсировать структурный дефицит иностранной валюты. Благодаря этому курс будет меняться в обе стороны. В то же время, НБУ будет существенно ограничивать эти колебания, не допуская как значительного ослабления гривны, так и существенного укрепления, заявил регулятор. По мнению экспертов, в дальнейшем НБУ будет увеличивать амплитуду колебаний курса – то есть будет и девальвация, и укрепление. Впрочем, отмечают они, на начальном этапе, чтобы не допустить панических настроений на валютном рынке, Национальный банк будет очень внимательным к любым курсовым движениям. При этом аналитики уверены, что в течение зимы официальный курс гривны будет на уровне 37-38 гривен за доллар, впрочем, они не исключают, что в течении следующего года национальная валюта может просесть до 42 гривен за доллар. По их мнению, простым украинцам не стоит паниковать из-за введения гибкого курса. Но, добавляют экономисты, рынок, вероятно, будет функционировать следующие несколько недель в условиях повышенной нервозности. Волатильность наличного обменного курса вырастет, как и спрос на валюту на межбанковском рынке. Это потребует от НБУ больших объемов интервенций с продажей валюты. Однако ситуация, вероятнее всего, стабилизируется в течение нескольких недель, говорят эксперты.

Национальный банк Украины с третьего октября переходит в режим управляемой гибкости обменного курса гривны, который теперь будет определяться ситуацией на межбанковском валютном рынке при активном участии НБУ. Как заявили в пресс-службе Нацбанка, НБУ продолжит контролировать ситуацию на валютном рынке и остается ключевым игроком на нем, компенсируя структурный дефицит иностранной валюты. Благодаря этому курс будет меняться в обе стороны. В то же время, НБУ будет существенно ограничивать эти колебания, не допуская как значительного ослабления гривны, так и существенного укрепления.

В свою очередь глава Нацбанка Андрей Пышный заявил, что введение гибкого курса – это невозвращение к режиму плавающего курсообразования, который существовал до полномасштабного вторжения. По его словам, такой вариант сейчас даже не рассматривается, учитывая структурный дефицит валюты на рынке. Он также уточнил, что изменения в основном заметят представители бизнеса, которые покупают и продают валюту на межбанке. Пышный добавил, что правила того сегмента рынка, где покупает и продает валюту население, не изменятся. Украинцы уже давно живут в условиях плавающего наличного курсообразования, добавил глава Нацбанка.

К слову, после перового дня работы в режиме гибкого курсообразования, Нацбанк установил официальный курс на четвертое октября на уровне 36,59 гривен за доллар. Фиксированный курс до третьего октября составлял 36,57 гривен, следовательно, за первый день действия режима гибкого курса гривна ослабела на две копейки.

Основная причина смены режима курсообразования, говорит экономист Елена Билан в том, что режим фиксированного курса исчерпал свой стабилизационный потенциал. То есть, говорит она, население и бизнес начали привыкать к стабильному курсу, поэтому чем дальше, тем сложнее было бы отказываться от режима привязки. По ее мнению, управляемая гибкость курса позволит НБУ активнее ослаблять ограничения на движение капитала, поскольку рынок постепенно будет восстанавливать способность к самокоррекции. В перспективе курс станет плавающим, как до войны, и сможет выполнять функцию предохранителя от внешних шоков, уверена эксперт.

При этом Билан отметила, что НБУ уже давно планировал отойти от фиксированного курса, введенного в первый день полномасштабного вторжения для стабилизации рынка, и открыто объявлял о своих планах. По ее словам, воплотить эти намерения в жизнь позволила экономическая ситуация, которая за последние полгода существенно улучшилась. Еще в начале года смена режима была бы очень рискованной и неуместной. Так, говорит эксперт, зимой НБУ продавал из резервов три миллиарда долларов в месяц, на наличном рынке доллар можно было купить не менее чем за 40 гривен, а резервы НБУ едва дотягивали до уровня конца 2021 года. Но летом дефицит валюты на межбанке сократился до 1,5-2,0 млрд долларов, резервы Нацбанка пересекли отметку 40 млрд долларов, обновив исторический рекорд, а наличный курс вплотную приблизился к официальному. В августе-сентябре на валютном рынке наблюдалась некая нервозность, наличный курс пополз вверх, НБУ продавал больше валюты на межбанке (2,4-2,6 млрд в месяц), резервы Нацбанка перестали расти. Однако в целом ситуация на рынке остается гораздо лучше, чем в начале года, подчеркивает эксперт. При этом, добавляет она, инфляция продолжала стремительно снижаться – в августе показатель инфляции снизился до 8,6%, это в три раза меньше чем с 26,6% в декабре прошлого года – а экономическая активность восстанавливалась, что хорошо почувствовали компании, ориентированные на внутреннего потребителя. Как говорит Билан, ключевую роль в этом улучшении сыграла международная помощь. Несмотря на полномасштабную войну, у Украины есть полноценная программа с МВФ. С начала года страна регулярно получала около четырех миллиардов долларов в месяц международной финансовой поддержки в дополнение к военной. Поэтому, отмечает аналитик, для экспертного сообщества решение Нацбанка не стало сюрпризом.

Хотя, как отмечает Билан, все же есть риски перехода к гибкому курсообразованию. По ее словам, впереди украинцев ждет еще одна сложная зима с вероятными обстрелами энергетической инфраструктуры и падением экспорта отдельных товаров на фоне сезонного увеличения импорта. Кроме того, буквально на выходных кристаллизовались риски недопоступления объемов международной помощи из-за сложной политической ситуации в США. Впрочем, подчеркивает Билан, вряд ли НБУ с его аналитической командой не просчитал эти риски. Тот факт, что обычно консервативный Нацбанк решился на смену режиму, свидетельствует о его уверенности в завтрашнем и даже после завтрашнем дне. Среди основных причин такой уверенности, говорит Билан, высокий уровень резервов, сотрудничество с МВФ, новый пакет помощи на сумму 50 млрд евро на четыре года от ЕС. По ее словам, от смены политики курсообразования в перспективе нескольких месяцев практически ничего не изменится. При фиксированном курсе НБУ каждый день продавал валюту из своих резервов. Ровно столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить дефицит валюты на межбанковском рынке. Теперь, говорит эксперт, НБУ также будет продавать валюту из резервов, но немного меньше или немного больше, чем дефицит валюты на рынке, и позволит официальному курсу двигаться вниз или вверх на дельту, которую в первые недели, скорее всего, вообще трудно будет заметить невооруженным глазом. В дальнейшем, прогнозирует Билан, НБУ будет увеличивать амплитуду колебаний курса, а ее направление будет больше соответствовать изменениям в состоянии платежного баланса и валютного рынка, то есть будет и девальвация, и укрепление. Что именно будет преобладать – будет зависеть от массы факторов, среди основных: продолжительность боевых действий, пропускная способность экспортных путей, объемы международной помощи, подчеркнула Билан.

Согласен с тем, что с третьего октября котировки на межбанковском валютном рынке начнут двигаться в обе стороны, и банкир Анна Золотько. По ее мнению, на начальном этапе, чтобы не допустить панических настроений на валютном рынке, Национальный банк будет очень внимательным к любым курсовым движениям. На практике, говорит она, для украинцев изменение валютной стратегии скажется прежде всего в стоимости доллара, который покупается безналичными каналами. В частности, банки не смогут больше гарантировать конкретную стоимость доллара при покупке с размещением на трехмесячном депозите. Также банкир отметила, что курс покупки валюты онлайн в приложениях может меняться несколько раз в день и в ближайшие дни, скорее всего, будет немного завышенным – ведь банкам нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и понять, как они будут работать на практике. Кроме этого, следует учитывать и большую текучесть карточного курса – того, что применяется к расчетным операциям гривневыми картами в иностранной валюте. Что касается наличного рынка, говорит Золотько, то пока его реакция не слишком острая. Хотя очевидно, что в периоды роста безналичного курса из-за естественного перетекания спроса аналогичные тенденции будут отмечаться и на наличном курсе. Эта логика будет работать и в обратном направлении, добавила банкир.

В свою очередь руководитель подразделения макроэкономических исследований ICU Виталий Ваврищук говорит, что несмотря на переход НБУ к гибкому курсу, стабильность гривны будет оставаться приоритетом регулятора в следующие несколько месяцев. По его словам, значительная и быстрая девальвация или высокая волатильность официального курса подорвали бы доверие к гривне со стороны бизнеса и населения, спровоцировали бы покупку иностранной валюты в больших размерах. Так что, говорит Ваврищу, эксперты ожидают только символическое удешевление гривны до конца года, которое не создаст рисков для экономической стабильности, однако позволит участникам рынка постепенно адаптироваться к новым реалиям. Кроме того, он считает, что у регулятора достаточно ресурсов, чтобы удерживать ситуацию на валютном рынке под полным контролем. Тем не менее эксперт считает, что в следующее несколько недель рынок будет функционировать в условиях повышенной нервозности. Волатильность наличного обменного курса вырастет, как и спрос на валюту на межбанковском рынке. Это, подчеркивает Ваврищук, потребует от НБУ больших объемов интервенций с продажей валюты. В то же время он допускает движение курса к отметке в 42 гривны за доллар, но лишь в 2024 году, что должно мотивировать вкладчиков сохранять свои вложения на гривневых депозитах.

Такой же курсовой прогноз и у финансового аналитика Андрея Шевчишина. По его словам, в последние три недели Национальный банк продавал на межбанке значительные объемы валюты — от 617 до 870 миллионов долларов в неделю. Если НБУ уменьшит эти объемы, говорит он, то рынок будет находиться в большом дефиците, и он не сможет его покрыть, поскольку Нацбанк является продавцом «последней надежды». Таким образом, ожидания складываются в сторону девальвации гривны, поскольку НБУ как раз будет менять механизм регулирования и интервенций. Шевчишин предполагает, что девальвация гривны может происходить плавно, таким образом, курс будет постепенно мигрировать в сторону некоего верхнего потолка, который для себя видит Национальный банк. По его мнению, этот уровень не будет таким высоким, чтобы существенно ухудшить экономическую ситуацию и спровоцировать новый виток инфляции.

Более оптимистические ожидания у инвестиционного банкира Сергея Фурсы. По его словам, в течение зимы будет официальный курс где-то 37-38 гривен за доллар, а через полгода возможно он просядет до отметки в 40-41 за доллар.

А вот у основателя сети АЗС «Прайм» Дмитрия Леушкина не такие оптимистические ожидания. Он считает, что переход к гибкому курсу приведет к девальвации гривны. По его словам, в Украине существует давняя традиция: до Нового года бюджет «закрывают» увеличением курса, однако после Нового года, как правило, курс стабилизируется за счет валютных поступлений от экспорта. Проблема этого года, по мнению эксперта, заключается в том, что из-за проблем с экспортом украинской продукции и сокращения поступлений международной помощи — ожидаемой стабилизации курса может не произойти. Он обратил внимание на то, что в августе не было поступлений денег от западных доноров, которые поддерживают нашу валюту. А на межбанке НБУ все-равно продал 2,8 млрд долларов. По сентябрю, говорит Леушкин, статистика, вероятно, ненамного лучше. Именно поэтому, по его мнению, уже до конца 2023 года курс подскочит до уровня 45 гривен за доллар.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org