Мораторий снят — и миллионы украинцев становятся бомжами?
4 сентября 2008 года был принят Закон Украины "Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий", в котором прописано право жильцов на приватизацию своих комнат. Одно из условий: если общежитие принадлежит предприятию или организации – оно должно быть передано в коммунальную собственность местных советов. Тогда же был назван официальный срок, отпущенный на процедуру передачи: 3 года. Стало быть,
4 сентября 2011-го действие моратория, приостановившего процесс отчуждения общежитий, заканчивается. То есть кто не успел – тот опоздал?
За минувшее трехлетие целый ряд николаевских предприятий передали свои ведомственные общежития в коммунальную собственность города, и сегодня сотни семей, проживающих в этих общежитиях, получили ордера, документы о приватизации и узаконили свое право на жилые комнаты.
Но не всем общежитским жильцам повезло. Есть собственники, которые не хотят расставаться со зданиями, способными приносить приличный доход. К чему это приводит, могут рассказать 82 семьи, проживающие в общежитии по адресу: проспект Мира, 14-а. Изначально – в 70-х годах прошлого века - общежитие принадлежало государственному предприятию «Южэлеваторстрой». В 1996 году предприятие было объявлено банкротом и состоялась первичная его приватизация, при этом в список приватизирующихся объектов вошли и объекты жилого фонда, то есть общежитие.
В дальнейшем хозяева у предприятия менялись, а в 2007 году, после реприватизации, владельцем общежития стало ООО «Укрмонолитстрой». «Новый собственник не желает вступать в диалог с жильцами… более того, у нас создалось впечатление, что новый директор Виктор Кузнецов стремится выставить нас всех на улицу», - рассказали члены инициативной группы корреспонденту «Вечерки», который по их просьбе пришел на встречу. Мы беседуем с Марией Коцюбой, Ольгой Филимоненок, Ларисой Каланчой. Присутствует при нашем разговоре представитель общественной организации «ЗаЛП» (Захист людей праці) Вадим Шелякин, который помогает жителям николаевских общежитий бороться за свои права.
Большая часть жильцов – работники (или бывшие работники, а ныне – пенсионеры) «Южэлеваторстроя». Так что право на свою комнату они имеют по закону. «В советские времена на нашем предприятии был специальный фонд, куда шли отчисления на строительство жилья: за счет этих отчислений и строилось наше общежитие. Значит, в это здание вложены наши деньги», - говорят старожилы. Некоторые из них имеют даже ордера, а приватизировать свои комнаты, в которых прожили не один десяток лет, не могут.
Выставить людей из общежития на улицу, оказывается, можно разными путями. Допустим, создать им невыносимые условия – и они уйдут сами. Ну, к примеру, еще в прошлом году за свою комнату 16 кв.м Мария Васильевна Коцюба платила 300 гривен, сегодня ей выставляется к оплате ежемесячная сумма – 600 грн. Эта «скромная» сумма – для «своих», то есть бывших сотрудников «Южэлеваторстроя»; для «чужаков» - чуть ли не вдвое больше.
- У меня пенсия – 800 гривен, разве я могу оплатить эту комнату? - говорит женщина. – Это же почти «отельный тариф». А знаете, за что мы должны отдать такие деньги? За холодные батареи (в стужу у нас в комнатах – плюс пять), за отсутствие горячей воды и элементарных удобств на кухне, где нет ни мойки, ни розетки. Вон николаевцы за отдельную двухкомнатную квартиру со всеми удобствами платят не больше двухсот гривен в месяц. Почему же у нас творится такой беспредел?
Выделить сумму в 600 гривен из семейного бюджета не в состоянии и другие участницы разговора. Одна - воспитатель в интернате, другая – воспитатель в детском саду, зарплаты от 1000 до 1200 «грязными»… и надо еще прокормить собственных детей.
А теперь обратимся к другим «приемам выселения», которые можно использовать «против жильцов». Есть в общежитии так называемые «договорники», которые живут здесь вообще на птичьих правах – то есть по договору. Не имеют на руках ни книжек, ни квитанций об оплате жилья… хотя платят исправно «налом в карман» и живут уже по 5 и более лет - значит, по закону тоже имеют право на участие в приватизации.
Так вот, касательно «приемов». С одними жильцами приходит разбираться участковый и в следующий раз грозится прийти с исполнителями, которые выкинут неуступчивого жильца на улицу. Других жильцов выписывают без их ведома, а паспорт берут якобы на «перепрописку». А то вдруг заходит разговор о переселении некоторых жильцов с одного этажа на другой. «А мы ведь у себя в комнатах и в коридоре ремонты сделали, в складчину поставили душ, привели в порядок туалеты», – говорит Лариса Каланча.
С мамочками, у которых есть дети школьного возраста, собственники поступили вообще «благородно»: комендант не стала их выселять прямо посреди учебного года, а взяла расписки о том, что эти семьи добровольно уйдут, как только прозвенит в школах последний звонок.
Обеспокоенные своим будущим, жильцы стали обращаться за помощью в разные инстанции: к городским и областным властям, в местную и Генеральную прокуратуры, в Верховную Раду, к Президенту страны, в общественные приемные различных партий. В большинстве случаев ответ получают один: подавайте в суд.
- Хождение по судебным инстанциям – это лишь затягивание времени. Вспомните аналогичную ситуацию: жильцы общежития по улице Космонавтов, 128 судятся с собственником уже 8 лет! – говорит Вадим Шелякин, который хорошо разбирается в сути проблемы (ему не раз доводилось заниматься вопросами приватизации общежитий в Николаеве). – Решить проблему можно на уровне городских властей, сесть за стол переговоров: собственник, инициативная группа жильцов и представители властных структур. Другой путь – устроить общественные слушания: пусть городская община решает, что делать в сложившейся ситуации. Хочу подчеркнуть, сессия горсовета может признать первичную приватизацию недействительной: если собственник не выполняет определенные условия, то общежитие должно вернуться в городскую собственность.
В одном из ответов, полученных инициативной группой из городской прокуратуры, озвучена сумма, за которую пятиэтажное общежитие было приобретено в 1996 году: 340 тысяч гривен. «Если городские власти допустили в свое время такую оплошность, мы готовы собрать эти деньги с жильцов, вернуть хозяину и стать настоящими владельцами наших квартир», - заключает Мария Коцюба.
На волне перестройки в стране творилось немало беспорядков. Состоялась «под шумок» хаоса и приватизация общежитий, после чего общежитские здания - вместе с жильцами! - попали в частные руки, а следовательно, в полную зависимость от воли хозяина. В 2005 году Верховная Рада спохватилась и внесла поправки в Закон о приватизации государственного жилищного фонда. Согласно поправкам, в случае банкротства, смены формы собственности или полной ликвидации предприятия – общежития, которые находятся в его ведении, передаются в коммунальную собственность местных советов.
Сегодня столичные СМИ пестрят информацией о том, что к осени в Украине «могут остаться в буквальном смысле бомжами около 4 миллионов человек», поскольку как раз к этому времени закончится мораторий на отчуждение общежитий. «…Балансодержатели ждут не дождутся, когда они смогут продавать свои общежития и выселять из них людей, - заявил на одной из пресс-конференций председатель Всеукраинского профсоюза "Защита прав" Владимир Федерлян. - Наш профсоюз требует от Верховной Рады продлить мораторий - только этот шаг позволит защитить жителей общежитий и спасти их от выселения».
Как сообщает информационное агентство УНИАН, некоторые депутаты ВР выступили с предложением продлить мораторий на отчуждение общежитий. Об этом говорится в законопроектах, которые предлагают: с целью защиты жилищных прав жителей общежитий, недопущения их выселения из занимаемых жилых помещений, недопущения отчуждения общежитий, которые строились за государственные средства, установить мораторий до 1 января 2015 года на отчуждение общежитий, находящихся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности, или вошедших в уставные фонды акционерных или коллективных предприятий, созданных в процессе приватизации или корпоратизации.
Однако никаких официальных сообщений со стороны Верховной Рады о продлении моратория до сих пор сделано не было. Хотя… время еще есть, в аккурат до 4 сентября.
pn.mk.ua