Конфискация российских активов в пользу Украины. Пойдет ли на такой шаг Запад

219

Западные страны, включая США, изучают возможность оправдать арест замороженных активов российского центрального банка и использовать их для финансирования Киева, об этом пишет Financial Times. Эта идея стала особенно актуальной в последние недели, поскольку США и ЕС никак не могут одобрить новые пакеты финансирования для Украины на десятки миллиардов долларов. В США якобы считают, что тай шаг будет считаться законным ответом на незаконное вторжение России в Украину, если его осуществят государства, «пострадавшие» от ее агрессии, к ним могут относиться союзники Киева, которые финансировали экономику Украины и вооруженные силы во время войны. В то же время, по информации The New York Times, администрация Джо Байдена начала срочные переговоры с союзниками, чтобы направить замороженные российские активы в Украину. Собеседники издания рассказывают, что соответствующие переговоры с властями Великобритании, Франции, Германии, Италии, Канады и Японии в последнее время ускорились, потому что в США хотят разработать стратегию к 24 февраля 2024 года — второй годовщине полномасштабного вторжения России в Украину. При этом, как сообщил спикер российского президента Дмитрий Песков, Москва не воспринимает тему изъятия российских активов странами Запада, потому что это «чрезвычайно опасно» для мировой финансовой системы. Также он добавил, что Европа и США прекрасно понимают, что изъятие российских активов будет иметь юридические последствия для тех, кто это инициировал и реализовал. Кроме того, как добавил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, Москва готова разорвать дипломатические отношения с США, если они примут решение конфисковать российские активы. В то же время многие экономисты считают, что все разговоры о конфискации – это просто хайп, вероятнее всего, Украина получит лишь некие проценты от замороженного долга, и то не факт.

Западные страны, включая США, изучают возможность оправдать арест замороженных активов российского центрального банка и использовать их для финансирования Киева, эта идея стала особенно актуальной в последние недели, поскольку США и ЕС никак не могут одобрить новые пакеты финансирования для Украины на десятки миллиардов долларов. Об этом пишет Financial Times. Согласно документу Европейской комиссии, в прошлом году в странах «Большой семерки», ЕС и Австралии было заморожены около 260 млрд евро активов центральных банков Москвы. Большая часть этих активов — около 210 млрд евро — хранится в Европейском Союзе, включая наличные деньги и государственные облигации. Большая часть активов — около 191 млрд евро — хранится в Euroclear, центральном депозитарии ценных бумаг со штаб-квартирой в Бельгии. Франция иммобилизовала вторую по величине сумму — около 19 млрд евро. Другие страны держат гораздо меньше, например, Германия — около 210 млн евро. В то же время, по словам источников, США заморозили лишь небольшую сумму российских государственных активов: около 5 млрд долларов.

Как подчеркивает Financial Times, Вашингтон публично не поддерживал конфискацию замороженных активов, но в частном порядке приводил аргументы в пользу этого. В одном из недавних дискуссионных документов G7, она была названа контрмерой, разрешенной международным правом, которая «побудит Россию прекратить свою агрессию. Согласно документу, такой шаг будет считаться законным ответом на незаконное вторжение России в Украину, если его осуществят государства, «пострадавшие» и «особо пострадавшие» от ее агрессии. К ним могут относиться союзники Украины, которые финансировали ее экономику и вооруженные силы во время войны, подчеркивает издание. Помимо этого, американские чиновники предположили, что конфискованные активы могут быть выделены Украине траншами, например, через Всемирный банк или Европейский банк реконструкции и развития. Это рассматривается как «аванс» в счет компенсации Украине, которую Россия в конечном итоге должна будет выплатить в соответствии с международным правом за свою агрессию.

Впрочем, как пишут журналисты Financial Times, идея конфискации российских суверенных активов юридически небезопасна. Дело в том, что активы центральных банков защищены обычным международным правом, и действия, ставящие под сомнение этот принцип, будут иметь серьезные последствия для финансовой системы, хотя защитники этой позиции утверждают, что в данном случае такая конфискация может быть оправдана международным правом как справедливое средство, чтобы заставить Россию выплатить Украине компенсацию за нанесенный войной ущерб. Противники этой идеи опасаются, что такой шаг нанесет ущерб международному порядку, основанному на правилах, и подорвет доверие, которое страны демонстрируют, размещая резервы в других государствах. Журналисты добавляют, что вместо того чтобы арестовывать сами активы, ЕС разрабатывает план по извлечению прибыли, которую Euroclear получает от хранения российских активов. Однако эти предложения оказались спорными, и некоторые страны опасаются последствий даже такого ограниченного шага.

В то же время The New York Times со ссылкой на свои источники сообщает, что администрация Джо Байдена начала срочные переговоры с союзниками, чтобы направить замороженные российские активы Украине. Собеседники издания рассказывают, что соответствующие переговоры с властями Великобритании, Франции, Германии, Италии, Канады и Японии в последнее время ускорились, потому что в США хотят разработать стратегию к 24 февраля 2024 года — второй годовщине полномасштабного вторжения России в Украину. Речь идет о примерно 300 миллиардах долларов российских активов. Как пишет NYT, политики должны определить, направят ли средства Украине напрямую или будут использовать в интересах Киева другими способами. Также они обсуждают, какие ограничения могут быть связаны с этими активами. В том числе — могут ли их тратить на военные действия или только на восстановление экономики страны.

При этом, по информации Spiegel, генеральная прокуратура Германии хочет конфисковать 720 млн евро замороженных российских активов.  Соответствующий вопрос поднял федеральный прокурор Петр Франк. Если суд согласует конфискацию, это станет первым подобным прецедентом в стране. Конфискация может стать первым подобным прецедентом Германии. До сих пор подсанкционные российские активы только замораживали, лишая российских собственников возможности распоряжаться ими, но сохраняя собственность, отмечает издание. По его информации, речь идет о деньгах с Национального расчетного депозитария Московской биржи, замороженных летом 2022 года. Как только подтвердилось включение этих активов в санкционный список ЕС, JP Morgan получила запрос на трансфер более 720 млн евро на счет у Commerzbank другой дочерней компании Московской биржи, National Clearing Corporation. В связи с санкциями банки отказались выполнять сделку. Однако следователи теперь рассматривают это как основание для конфискации средств как предмета преступления, потому что попытка их вывода уже после объявления санкций может считаться попыткой обойти санкции ЕС. Поскольку шансы арестовать и судить нарушителей почти нулевые, государство может попытаться конфисковать средства судебным решением, подчеркивают журналисты.

В то же время, как заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, официальная Москва не воспринимает тему изъятия российских активов странами Запада, потому что это чрезвычайно опасно для мировой финансовой системы. Он подчеркнул, что «те, кто это пытается инициировать, и те, кто это будет реализовывать, должны понимать, что РФ никогда не оставит в покое тех, кто это сделал». Кроме того, по его словам, Европа и США прекрасно понимают, что изъятие российских активов будет иметь юридические последствия для тех, кто это инициировал и реализовал. Также Песков добавил, что если у РФ что-то конфискуют, Россия подумает, что конфисковать в ответ.

Помимо этого, заместитель министр иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил о готовности разорвать дипломатические отношения с США, если они примут решение конфисковать российские активы.

В свою очередь российский политолог Павел Рыжевский считает, что возможная конфискация российских активов в западных государствах способна стать достаточно опасным прецедентом, а также подорвать веру в доллар в мире. Он отмечает, что иностранные государства могут перестать вообще хранить в американских банках или делать инвестиции, опасаясь, что по такой же схеме будут конфискованы какие-то иностранные активы.

При этом как сообщил заместитель главы Офиса президента Игорь Жовква, сейчас Украина ожидает скоординированного решения «Большой семерки» о конфискации замороженных активов РФ. По его словам, нужно сделать все, чтобы эти замороженные активы как-то заработали уже сейчас. Он отметил, что это может быть fast recovery, какие-то социальные проекты типа восстановления освобожденных территорий, бомбоубежища, школы. Чтобы такие действия произошли, говорит Жовква, на уровне ЕС это требует, например, общей директивы Евросоюза.

Впрочем, экономист Даниил Монин считает, что все разговоры вокруг конфискации российских активов – это хайп.  По его словам, на деле экспроприирование размещенных за рубежом резервов той или иной страны привело бы к вероятному обрушению всей мировой финансовой системы. Поэтому, говорит он, скорее всего, все, на что Украина может рассчитывать, это получать некие проценты от замороженного долга в свою пользу, и то не факт.

Согласен с таким мнение и экономист Александр Охрименко. По его словам, нужны долгие судебные процессы, чтобы доказать, что те или иные деньги получены преступным путем. К тому же, добавляет он, непонятно, как доказать это, если речь об активах страны. Похоже, добавляет эксперт, просто идет политическая игра. В связи с тем, что солидные финансирование Украины со стороны США и ЕС заблокировано, Украину решили «финансировать» таким пиаром, добавил Охрименко.

Другого мнения придерживается финансист Роман Сульжик. По его словам, европейцы боятся, что после конфискации российских активов, все «упадет», другие страны перестанут сберегать свои резервы в евро, все переедет в золото и Китай, и так далее. По его словам, как трейдер он понимает, что эти риски, если они и были, уже давно реализовались – именно в момент ареста российских активов Западом. Если бы глава Кремля Владимир Путин и его приспешники хоть на секунду могли представить, что такое возможно, они сделали бы все, чтобы вывести эти 300 млрд из Европы до начала нападения. Он считает, что сейчас абсолютно нет никаких рисков для ЕС, если они примут решение конфисковать активы – рынок это уже давно «переварил». То есть это решение лежит уже чисто в юридической/политической плоскости. При этом Сульжик считает, что позитива от конфискации для рынка может быть очень много, и не только от того, что европейским и американским налогоплательщикам можно будет меньше тратить деньги на поддержку бюджета Украины во время войны. По его словам, можно договориться с союзниками о том, что, к примеру, половину от конфискованных денег они забирают в свой «фонд восстановления Украины» и используют его, чтобы раздавать контракты своим компаниям на выполнение работ в Украине, даже во время войны. То есть, подчеркивает финансист, надо четко дать понять европейцам, что многие из этих денег пойдут на контракты в частном секторе союзников, и тогда решение будет принято.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org