Коломойского обвиняют в США в крупнейшей в истории «отмывке» денег
Государственный «Приватбанк», уже не первый год пытающийся через международные суды получить хотя бы часть средств, которые, как предполагается, были выведены из финучреждения накануне его национализации, в конце мая подал иск в суд штата Делавэр (США).
Помимо основных фигурантов — Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова — как соответчики по делу проходят граждане Соединенных Штатов и 19 компаний. Их обвиняют в построении глобальной схемы по отмыванию средств, за счет которой удалось с 2006 по 2016 год прокачать через офшор рекордную сумму — 470 млрд долларов. Это, как указано в иске Приватбанка, приблизительно вдвое больше, чем ВВП Кипра за данный период.
В судебном заявлении указано, что «с 2006 по декабрь 2016 года общее движение денежных средств (кредитов) в отмывание средств [конечных бенефициаров] в ПриватБанке на Кипре составило $470 млрд, что примерно вдвое превышает валовой внутренний продукт Кипра за тот же период. период».
Речь идет о нанесении «сотен миллионов долларов убытков, возникших в связи с … незаконным обогащением, мошенническом трансфере по законам штата (включая Делавэр и Огайо), в нарушениях устава Огайо [Racketeer Influenced and Corrupt Organizations], и в результате гражданского сговора».
Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов были деловыми партнерами с 1992 года. Они создали ПриватБанк, на долю которого приходилась пятая часть банковских активов Украины. В декабре 2016 года он был национализирован украинским правительством, которое утверждало, что два совладельца выдали 97 процентов кредитов банка через различные оффшорные компании, в большинстве случаев на Кипре. Правительство Украины национализировало банк и рекапитализировало его на $5,5 млрд.
В иске рассказывается как работа схема отмывания денег. Конечные владельцы собирают розничные депозиты в Украине, предлагая хорошие условия и сервис. Затем деньги поступали филиал ПриватБанка на Кипре. На Кипре они пользовались услугами двух местных юридических фирм, утверждается в иске.
Нетипично, что конечные бенефициары не приняли меры предосторожности для создания нескольких слоев подставных компаний на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах. Вместо этого ответчики по иску работали с тремя американцами в Майами, которые помогли создать большое количество анонимных фирм (LLC) в Соединенных Штатах, в основном в штате Делавэр, а также во Флориде, Нью-Джерси и Орегоне.
Типичными объектами отмывания денег на постсоветском пространстве являются недвижимость в Нью-Йорке и на юге Флориды, но инвестиционный профиль этой группы отличается. Деньги инвестировали в недвижимость в Кливленде, штат Огайо; Гарвард, Иллинойс; и Даллас, Техас, и в ферросплавные компании. Согласно иску, ответчики приобрели коммерческую недвижимость за миллионы долларов в Кливленде и стали там крупнейшими владельцеми недвижимости. Сообщалось, что ФБР расследовало дело Коломойского в штате Огайо на предмет отмывания денег.
Также Коломойский и Боголюбов, согласно иску, купили несколько ферросплавных компаний в США, Felman Production Inc., в Западной Вирджинии; Фелман Трейдинг Инк. и Джорджиан Марганец; Уоррен Стил Холдингс в Уоррене, штат Огайо; Steel Rolling Holdings Inc., Гибралтар, Мичиган; CC Metals and Alloys, LLC, в Кентукки; Мичиган бесшовные трубы, штат Мичиган. Это небольшие, но реально работающие предприятия.
Дело тянет на мировой рекорд: столь громадные цифры в судах по отмыванию денег до сегодняшнего дня еще не фигурировали.
И, хотя сам иск — сугубо гражданский, он уже заинтересовал ФБР и спровоцировал широкий общественный резонанс в США.
«Оказалось, идеальная «антиотмывочная» американская система не такая уж безупречная», — говорит старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
«Проблема в том, что США позволяют создавать сотни тысяч анонимных компаний, который пропитали эту страну отмытыми деньгами. Дело Приватбанка показывает, что грязные деньги не обязательно оседают в больших городах и в недвижимости, они могут проникнуть в реальную экономику. Дело Приватбанка наглядно демонстрирует необходимость запрета анонимных компаний в Соединенных Штатах раз и навсегда», — считает старший научный сотрудник Atlantic Council Андерс Аслунд.
Кредитная пирамида Коломойского
Как пишет Андерс Аслунд, «национализированный Приватбанк подал чудесный гражданский иск против своих бывших владельцев Игоря Коломойского и Генналдия Боголюбова в штате Делавер».
«Чудесный иск» содержит более сотни страниц с подробным описанием схем, через которые фигуранты, якобы, за десять лет — с 2006 по 2016 годы — перекачали через кипрскую дочку Привата рекордную сумму в 470 млрд долларов.
«Приват провел настоящее детективное расследование», — пишет Аслунд.
«Это огромная работа команды юристов. Банк предоставлял только ту информацию, которая была ему известна и доступна», — пояснила «Стране» представитель пресс-службы Приватбанка Инна Музычук.
В иске указано, что с 2006 по 2016 год кредитный портфель Приватбанка увеличился на 700% — с 27 млрд гривен до 195 млрд.
А совокупные обязательства банка перед клиентами выросли с 24 млрд до 192 млрд гривен.
«Финансировать такое увеличение Приватбанк мог за счет привлечения средств путем выпуска долговых облигаций и привлечения новых депозитов как от розничных, так и от корпоративных клиентов. Приватбанк привлекал новые депозиты, предлагая процентные ставки на в долларах США и евро, которые были значительно выше, чем в среднем по рынку», — говорится в иске. А «невинные украинские граждане и компании», которые хотели защитить свои средства, послушно несли их в Приватбанк.
Но параллельно в Приватбанка работал так называемый «теневой» банк — выдавались кредиты на подставные (преимущественно офшорные) компании, затем, когда те не могли их погасить, кредиты переуступали другим компаниям и т.д.
В иске пошагово описана схема.
Шаг первый: финансирование по фальшивым документам. Так, были выданы корпоративные кредиты на сотни миллионов долларов некой компании Optima, которая впоследствии обросла большим количеством «дочек» и покупала за эти деньги предприятия в США.
Шаг второй: отмывание средств. Деньги, полученные компаниями, перебрасывались на счета Приватбанк Кипр в течение нескольких минут или часов с момента получения кредита.
В иске перечисляются десятки компаний, через которые отмывались средства. Так, Коломойскому приписывают контроль долю в Divot Enterprises Ltd, Effentery Holdings Ltd, Querella Holdings, Боголюбову — в Bonique Ltd, Chemstar Products LLC, Palmary Enterprises Ltd и пр. Ни украинскому, ни мировому бизнес -сообществу эти названия ничего не говорят, между тем, через компании просодии огромные деньги.
«Субъекты хозяйствования имели миллиарды долларов на счетах, но не имели бизнеса, активов, операций и даже работников», — утверждается в исковом заявлении.
Шаг третий: незаконное присвоение и использование. Теневой банк и «Оптима» в итоге перевели средства зарегистрированной в США компании Optima, а уже та приобретала за них коммерческую недвижимость и металлургические заводы в России и США.
Шаг четвертый: Утилизация займа. Старые кредиты погашались за счет их, якобы, переуступки новым заемщикам, которые имели непосредственное отношение к бенефициарам Приватбанка.
«Корпоративный портфель Приватбанка поддерживался за счет того, что по сути, новые кредиты выдавались новым контролируемым Приватом сторонам, чтобы выплати старые кредиты», — говорится в иске. То есть, использовать схема перекрестного кредитования, — говорит экономист Алексей Кущ.
Скупал заводы и дорогую недвижимость
Собственно наличие «теневого банка», схемы по отмыванию денег и работа по принципу финансовой пирамиды — давно не новость. Все это выявило еще несколько лет назад международное агентство Kroll, которое привлекли к расследованию в Приватбанке.
Но теперь всплыли подробности освоения отмытых денег. Через различные структуры пачками скупались объекты недвижимости и действующие предприятия (в основном, металлургические и ферросплавные).
Это, к примеру, бывший кампус Motorola в Гарварде, один из самых высоких небоскребов Кливленда Cleveland Center, коммерческие офисы в Техасе в 100 тысяч квадратных метров, зарегистрированная в Делавере компания Felman Production Inc, управляющая ферросплавным комбинатом, металлургическая компания Steel Rolling Holdings, делаверская компания CC Metals and Alloys, LLC, контролирующая завод по производству феросилиция, многочисленные отели и пр.
Часть этих компаний проходят как соответчики по иску. В списке соответчиков также есть граждане США, которых называют «заграничными агентами» Коломойского. Это, в частности, Мордехай Корф (Маями, Флорида), являющийся партнером компании Optima International компанії Miam и одним из акционеров «Приватбанк Латвия» (через который, к слову, перекачивалось не меньше денег, чем через кипрскую «дочку» Привата). «Именно латвийским подразделением пользовались многие представители украинской власти», — говорит Ростислав Кравец.
В деле также зять Корфа Хаим Шошет, который курировал приобретение недвижимости через фирму Optima Ventures LLC.
Еще один фигурант из списка — Уриэль Яви Лабер, он занимался сталелитейным бизнесом.
Провальное дело или крючок для олигарха?
Вопрос в том, как решится дело по иску Приватбанка.
По мнению Алексея Куща, в самом иске есть «слабое место».
«Непонятно, зачем акцентировать внимание на сумме — 470 млрд долларов. Ведь понятно, что это брутто, сальдовые показатели. В реальности никто столько денег никуда не выводил — это просто невозможно. Реальный вывод капитала составил порядка 4 млрд долларов. То есть, защитники Коломойского могут утверждать, что эти 470 млрд — попросту финансовые транзакции, и будут правы. Фактически Приватбанк сам дал козырь адвокатам олигарха», — считает Кущ.
Но, даже если дело и развалится в суде, его вряд ли спустят на тормозах американские власти. Получивший огласку иск Приватбанка широко обсуждается в США. Для многих стал откровением тот факт, что грязные деньги вот так легко можно вкладывать в американскую промышленность.
«Коломойский и Боголюбов купили несколько ферросплавных компаний в США Felman Production Inc., в Западной Вирждинии, Felman Trading Inc., Warren Steel Holdings в Огайо, Steel Rolling Holdings Inc., Мичиган; CC Metals and Alloys, LLC, в Кентукки. Это небольшие компании средней руки. На этих предприятиях работали реальные люди. Почему никто не поднял вопрос о сомнительных собственниках», — удивляется Аслунд.
И добавляет: «кажется слишком просто отмывать огромные суммы в США даже любителям. Схема Приватбанка была настолько простой, насколько это возможно. К сожалению, правоохранительные органы не могут проникнуть в сотни тысяч анонимных компаний в Соединенных Штатах, потому у вас есть хорошие шансы».
Поэтому, скорее всего, эту историю будут максимально раскручивать.
«Власти США нацелены на борьбу с несистемными олигархами и применяют против них так называемую тактику «рыболовных крючков», то есть, даже зацепившись за какой-то незначительный факт, раскручивают дело до масштабного процесса. С другой стороны, они хотят контролировав украинские политические элиты. Думаю, тут возможны два сценария: если американцы увидят, что Коломойский не пытается влиять на президента и политику в Украине, то все ограничится «последним китайским предупреждением». Если же олигарх продолжит «давать советы» президенту, то дело будут раскручивать дальше. Но в любом случае Коломойскому придется умерить аппетиты относительно Приватбанка и других своих активов в Украине, а также умерить лоббистскую активность», — считает Алексей Кущ.
При этом, по словам Кравца, логичной была бы реакция на происходящее и со стороны украинской власти.
«Ведь понятно, что Нацбанк попросту не мог не знать о всех этих схемах. Скорее всего, все делалось не только с ведома регулятора, но и с участием должностных лиц. В свое время мы обращались в Нацкомфинуслуг и в НБУ с вопросов о переоформлена кредитов на офшоры, о чем нам стало известно от заемщиков. Но получили в ответ отписки, что регулятор не вмешивается в хозяйственную деятельность финучреждений», — отмечает Ростислав Кравец.
По материалам: naspravdi.info