Кабмин спасет таможню

917

В начале июля парламент принял во втором чтении изменения к Таможенному кодексу. Планируется ввести так называемое «единое окно» для того чтобы оптимизировать таможенный контроль товаров при перемещении через границу. Впрочем, автоматизированная система «Единое окно» была внедрена правительством еще в 2006 году, однако работала лишь в тестовом режиме и в начале этого года глава фискальной службы Мирослав Продан заявил, что таможня уже полностью перешла на оформление таможенных деклараций через «Единое окно». Однако правительственное постановление предоставляло возможность на год продлить добровольное использование этой системы. Также предусматривалось 90 дней переходного периода для добровольного использования этой системы на каждом новом месте ее внедрения.

Читайте также: Гройсман раздора: президент против премьера

Так ранее при прохождении таможенного контроля необходимо было предоставить множество документов от самых разных контролирующих инстанций. Это занимало много времени, снижало скорость движения товаров, а также усложняло движение денег. В системе «Единое окно» процедура контроля существенно упрощалась. С помощью этой системы разные таможенные пункты и службы контроля могут автоматически обмениваться информацией о грузах, проходящих за границей. Фактически это не только сокращало время таможенной процедуры, но и влияние человеческого фактора, заодно устраняя и возможность коррупции. Но на практике же внедрение этой процедуры было очень замедленным.

Фактически внедрение Единого окна на таможне происходило без законодательных оснований информационно-технологической базы. По этой причине в 2016 году системой пользовались лишь в 8% случаев. Только к 2018 году этот показатель вырос до 70%. Электронная система нуждалась в регулярной корректировке в ручном режиме. Нередко появлялись нестыковки между разными участниками процесса. На законодательном уровне отсутствовали четкие правила взаимодействия между всеми сторонами. И наконец, нужно учитывать влияние человеческого фактора. Порой таможенники сами не понимали, что и когда им нужно делать – не было разработано методических рекомендаций и алгоритма сотрудничества между государственными службами, не проходило никакого обучения. Существовали даже нестыковки в графиках работы. Именно для того чтобы нормализовать работу Единого окна и потребовались изменения в Таможенный кодекс.

Впрочем, в правительстве соглашаются с тем, что даже при четкой отработке и налаживании работы «Единого окна» таможня не избавится от проблем, самой главной из которых является контрабанда. Как напоминает информационный портал job-sbu.org, еще в 2016 году глава правительства Владимир Гройсман обещал создать систему подразделений для контроля таможенных постов. Состав этих подразделений должны были входить сотрудники НАБУ, нацполиции и пограничники. Проект создания так называемых черных сотен был широко распиарен, но в итоге полностью провален. Лишь спустя полгода после начала процесса удалось создать мобильные группы, а уже летом 2017 года они вовсе прекратили свою деятельность. Вместе с тем появились слухи, что данные группы создавались не для пресечения контрабанды, а для перенаправления контрабандных потоков. Но на этом правительство не оставило свои попытки контролировать таможню. Так в начале этого года Гройсман снова заявил о войне с контрабандой. На этот раз в правительстве возложили реализацию на МВД и нацполицию. Так как лишь сотрудники СБУ могут контролировать таможенный орган, Гройсман решил провести эксперимент до конца нынешнего года. Правительство предоставило нацполиции круглосуточный доступ на таможню в пунктах пропуска через границу. Против этой идеи уже высказался генпрокурор, который заявил что на таможне не должно быть ни сбушников, ни полицейских. Вместе с тем несмотря н всякие заявления о борьбе с контрабандой правительство Гройсмана уже два года не назначает руководителя таможни.

Эксперты в сфере таможенной политики считают, что таможня уже, по сути, давно ликвидирована. Еще при Януковиче ее растворили в государственной фискальной службе. Сейчас же правительство продолжает эту политику и изобретает новые способы контроля на границе. Вместе с тем эксперты считают, что изменения в Таможенный кодекс действительно могут поспособствовать улучшению ситуации. Впрочем, это никак не отменяет необходимость создания полноценной национальной таможенной службы. Таможня в Украине была создана еще в 1991 году. С 1996 года была создана официальная таможенная служба, а в 2012 году ее объединили с налоговой службой и назвали министерством доходов и сборов. Руководитель этого министерства Александр Клименко после майдана сбежал их страны и был объявлен в розыск.

Министерство с 2014 году ликвидировали и восстановили в действии отдельно таможенную и налоговую службы, но в том же году Кабмин передумал и снова объединил их в единую государственную фискальную службу, подчинив Минфину. Эксперты считают, что в государственной фискальной службе имеется нехватка профессионалов таможенного дела. Еще при первом объединении служба службы министерства доходов и сборов тысячи отличных специалистов были уволены. Работать и сейчас, по сути, некому. В стране из 17 тысяч таможенников осталось 9, зарплаты в службе действительно маленькие, потому таможенников легко можно втягивать в коррупционные схемы. По сути, фискальная служба поглотила таможню, а вместе с ней и систему таможенной безопасности. Таможенники оказались деморализованы. Вернуть в строй таможню и создать национальную таможенную службу даже не изменяя законодательство, может Кабмин. Соответствующее постановление правительства уже подготовили эксперты, которые считают, что такая служба могла бы поспособствовать развитию бизнеса и экономики в стране.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org