Хроника спикеров и премьеров. Как ВР докатилась до жизни такой

1 018

Первым главой Верховной Рады Украины, как и первым президентом нашего государства, был Леонид Макарович Кравчук. Заступил на должность Кравчук 23 июля 1990 года, а это означает, что такой важный акт, как Декларация о подержанном суверенитете Украины, был принят еще к него спикерства.

Вместо того другая чаша не обошла Кравчука ( как и необходимость сделать свой выбор в пользу одной или другой стороны) – язык о событиях августа 1991-го, путч ГКЧП в Москве, провозглашение суверенитета Украины, принятие первых актов независимого государства и т.п.

О тех годах, как и о роли, которую играл в них Кравчук, можно разводиться бесконечно. При этом оценки событий будут диаметрально противоположными. Сам Леонид Макарович, касаясь попытки московского переворота, в присущей ему убаюкивающей манере будет говорить о том, как он стал на помехе введению российских танцев к Киеву, как сохранил и Верховную Раду, которую раздирали внутренние конфликты, и государство в целом.

А вот оппонент Кравчука еще по парламенту І созыв – Степан Илькович Туча – наоборот, будет обвинять любителя ходить между капельками в двойной (если не тройной) игре, в подхалимстве к Москве, в заигрывании с тогда еще очень мощным коммунистическим большинством Верховной Рады.

Наилучшим спикером "всех времен и народов" лично для Тучи есть ныне покойный (умер в 1994-м) коммунист Владимир Антонович Ивашко, предшественник Кравчука в парламенте УССР. Вопреки разным идеологическим позициям, Туча искренне уважал Ивашко за ум, принципиальность и потому подобный набор качеств – так, по крайней мере, вытекает со слов самого Степана Ильковича.

Кстати, отставка Ивашко в 1990-м сопровождалась первыми в истории Верховной Рады эксцессами. До тех пор сонная-спокойно-сонная ВР, как и любой другой парламент советской республики, не знала никаких эмоциональных всплесков.

…Припоминается, как газета "Сегодня" когда-то писала о том, что в еще одного депутата-долгожителя – Ярослава Кендзора – есть страсть фиксировать на пленку все горячие события на Грушевского, 5. Где-то в анналах наверное хранится и съемка того дня, когда в отставку представил Владимир Ивашко.

За такие моменты нужно цепляться настоящим историкам, пока живые непосредственные свидетели событий, пока время и вечность не примирили вчерашних врагов.
…И не давали заснуть, и швыряли один в другого микрофонами, и делали другие пакости… В 2008-м видеокамеру Кендзора разобьет другой обозленный спикер – Александр Ткаченко. Но между Ткаченко и Кравчуком в канву истории вплетенные еще двое – Плющ и Мороз.

Итак, Иван Степанович Плющ. Становился спикером дважды – в 1991-м (когда Кравчук, прекратив свое членство в КПУ, подался в президенты страны – как беспартийный и выиграл выборы) и в 2000-м. Первое председательство Плюща ничем особым не запомнилось. Разве что традиционным покрикиванием "выключите третий микрофон!" и феноменально корявым языком спикера.

По языковой безграмотности Плюща, не утерпев, прошелся еще один депутат с длинным послужным списком ( в прошлом – нацдем-мажоритарщик, а ныне – Бютовець) Юрий Гнаткевич. В 1992 году, писал Гнаткевич, Верховная Рада закупила и раздала депутатам и их помощникам тысячу экземпляров маленького орфоэпического словарика.

В Раде сборочку того, как НЕ НАДО говорить, нежно называли "словарем плющизмов", иронизирует Гнаткевич. Почему? И поэтому, что "все помнят колоритный суржик уроженца Черниговщины Ивана Плюща, которым он засевал через "мікрохвон" всю Украину: " Доброго утра, уважаемые депутаты. Как вы помните, вчера утром мы с вами договорились сегодня разминку не проводить", – напоминает иные из жемчуга Плюща Гнаткевич.

Как справедливо делали замечание комментаторы, нелады с языком представители правых сил Плющу бы еще извинили, если бы он разделил их собственную позицию во время получения Украиной независимости. "Крепкий крестьянский ум" Плюща не раз давал сбои и не всегда тонко улавливал конъюнктуру дня сегодняшнего, однако Ивану Степановичу всегда удавалось остаться на плаву.

Например, в 1994-му он зачем то подался в президенты Украины, и, конечно ж, выборы проиграл. Но при этом не поссорился с более сильным соперником – Леонидом Кучмой, и не позволил себе никакого выпада против действующего главы государства. За что и стал спикером вторично – в 2000-м, когда "меньшевики"-раскольники под проводом Александра Ткаченко (см. ниже сюжет о нем) чуть ли не довели сердечного Леонида Даниловича к преждевременному роспуску парламента ІІІ созыв.

После того, как 21 января 2000 года 239 депутатов от пропрезидентского большинства проголосовали в Украинском доме за отставку главы ВР Ткаченко, а со временем вручили спикерскую "булаву" Ивану Плющу, последний ни разу не подвел своего патрона.

В начале 2001-го он послушно подписал общую с Леонидом Кучмой и Виктром Ющенко (тогдашним премьер-министром) воззвание, которым заклеймил участников акции "Украина без Кучмы" как фашистов и т.п. ("Обозреватель" недавно упоминал те события).

Он и в дальнейшем был бы не менее послушной марионеткой, аж здесь ( то есть в 2002-м) грянули очередные парламентские выборы, и Иван Степанович Плющ пошел из Рады вместе со всем депутатским корпусом.

Пошел, впрочем, чтобы вернуться в лавы парламентеров – теперь уже членом команды Виктора Ющенко. В 2008-м, поговаривают, Ющенко устроил истинную истерику, требуя возвращение Плюща на должность спикера и грозясь – в случае невыполнения его требований – еще раз досрочно распустить Раду. Но в третий раз Плющ спикером уже не стал.

Никто из руководителей Верховной Рады не садился в это кресло три раза. Кое-кому (Плющу, в частности) посчастливилось стать дважды спикером, а кое-кому – как одному з наших следующих героев, Александру Ткаченко – целиком хватило и однажды.

Но к Ткаченко главой Верховной Рады (в 1994-1998 годах) был Александр Александрович Мороз. Это была первая "ходока" Мороза в спикеры. Ее мы с чистой совестью оставим без внимания. Парламент ІІ созыв был сугубо мажоритарному, в нем все еще доминировало прокоммунистическое большинство – ряд особенностей тогдашнего парламентаризма не давал развернуться определенным сценариям, которые стали отличием его стиля в будущем.

Правда, на первую каденцию Мороза выпавшее такое сверх важное событие, как принятие Конституции Украины, одним с соавторов которой и выступал Сан Саныч. Или не тогда и начался постепенный набор Морозом баллов общественной значимости – мало-помалу, step by step, и на президентских выборах-1999 из лидера Соцпартии осанок серьезный конкурент тогдашнему президенту Кучме.

Конкурент, которого старалась скомпрометировать будто причастностью к будто покушению на драгоценную жизнь экс-соратницы Мороза Наталии Витренко. Конкурент, которого прибегло определенной мерой радикализировать. А затем – сделать будущим оппозиционером, властителем пленок Мельниченко и одним из лиц " кассетного скандала", участником акции "Украина без Кучмы" и "Восстаний, Украина!".

Если в переходные конца 90-х и начала 2000-х лет Александр Мороз работал на свое имя, то в 2006-му, во время очередной коалициады-спикериады, он умудрился втоптать это самое имя в беспросветный багульник. Добро бы еще, если бы с дальнейшей пользой для самого себя – нет, пользы со своих действий Мороз не имел никакой; его, как сказал бы Д'артаньян за шахматной партией у герцога Ришелье, неважно встретили ЗДЕСЬ и не поняли ТАМ…

Словом, Александр Александрович Мороз проиграл все, что можно было проиграть, и тем приблизился за шкалой неудач к другому несомненного лузера – Виктора Андреевича Ющенко, который 2 апреля 2007-г провозгласил досрочные выборы в Верховную Раду, положив край сладкому, но короткому триумфу Мороза.

Очевидно, лишний напоминать, что именно произошло в 2006-му: "оранжевые" силы затеяли делать коалицию, сойдясь на том, что премьер-министром Украины будет Юлия Тимошенко, а спикером парламента – Петр Порошенко.

Сан Санич решил всех перехитрить, и как Филипп выскочил с собственной кандидатурой на должность главы ВР. "Поманаранчеві" обиделись. А Морозу помогла занять овеянное мечтой кресло новая коалиция, в состав которой вошли "регионалы", социалисты и коммунисты. В итоге Мороз пробыл спикером немного больше года – его вторая каденция продолжительная меньше, чем в еще одного персонажа – Александра Николаевича Ткаченко.

Ткаченко занимал должность главы ВР из июля 1998-го по январь 2000-го. История Ткаченко тесно переплетена с судьбой Мороза: после парламентских выборов 1998 года Кучма докладывал всех усилий, чтобы заблокировать избрание главой Верховной Рады своего соперника Олександра Мороза.

Изнурительная "спикериада" продолжительная почти два месяца и завершилась избранием Александра Ткаченко. Замещение всех других ключевых должностей в парламенте осуществлялось уже под влиянием нового спикера. Первым заместителем председателя Верховной Рады стал коммунист Адам Мартынюк, заместителем – настоящий кум Путина Виктор Медведчук.

Коммунисты возглавили шесть комитетов парламента, социалисты - два. В Раде активно хозяйничали левые, которое перестало нравиться Леониду Кучме. Соглашение об образовании парламентского большинства включала в себя обязательства фракций добиться отставки всего левого руководства Верховной Рады.

В этой ситуации Ткаченко устроил целое представление с целью недопущения голосования относительно недоверия главе парламента. Согласно регламенту, для изменения руководства парламента был необходимый кворум в две трети состава депутатов. Каждого раза, когда возникало этот вопрос, левые партии не регистрировались. Дни шли за на днях, но сформированное большинство не могло легитимироваться.

Затем "большевики" покинули помещение Верховной Рады и перебазировались в Украинский дом на Европейской площади. Меньшинства депутатов осталось в помещении парламента, но не могла работать из-за отсутствия кворума.

Как уже было сказано, в скором времени события, названные "бархатной революцией" в Украинском доме, привели к спикерскому креслу Ивана Плюща, который же касается Александра Ткаченко, то для него этот проигрыш стал фактическим концом пребывания в большой политике.

После отставки Ткаченко на парламентский "престол" всадили Ивана Плюща, а после Плюща настала очередь Владимира Михайловича Литвина. Литвин также дважды становился спикером, к тому же, он был единым, кто отбыл две каденции почти " от звонкая до звонкая".

"Первый раз" Литвина припал на многообещающий парламент IV созыв. Почему многообещающий? И поэтому, что впервые за 10,5 лет существования независимой Украины позиции коммунистов ощутимо ослабли и в состав Рады, чеканя шаг, вошли лавы национал-демократов – тех, кого через два года назовут "оранжевыми".

Как и годится украинским национал-демократам, свой чудеснейший шанс закрепить победу они благополучно потеряли. Правда, формально большинство в парламенте из оппозиционеров не составлялась. Но и провластные фракции не имели численного преимущества: "Наша Украина" получила тогда 112 мест, 101 место было в блоке "За единую Украину!", 65 мандатов взяли коммунисты, 22 – Блок Юлии Тимошенко, 20 – СПУ Мороза и 19 – СДПУ (о) Виктора Медведчука.

Это лоскутное одеяло можно было теребить в разные бока, что парламентеры, собственно, и делали, но в итоге парламент таки вышел пропрезидентским, да еще и с прообразами будущих "тушек" (тогда их называли просто перебежчиками). Ключевая должность во ВР – место спикера – также отошла ставленнику большинства. Им стал "заедист" Литвин.

Досидев в парламенте до конца каденции ( то есть до 2006 года), Литвин, не теряя бодрости духа, тронул на следующие выборы. И проиграл их. За год спустя – в 2007-м – бывший глава администрации Кучмы и один из "голосов" на пленках Мельниченко снова попробовал силы в парламентских гонках.

На этот раз избиратель, затурканный политической агитацией, почему-то согласился из тем, что "стране нужный Литвин". Так Владимир Михайлович в который раз стал депутатом, а также – и спикером Верховной Рады.

Но последнее произошло не сразу. Предшественником у Литвина-2 был Арсений Петрович Яценюк. Его назначение на должность спикера имеет свою драматическую историю. Впрочем, драма лучше связанная с очередной попыткой оранжевых сил создать коалицию, которая никак не хотела слепляться к груде.

Наконец и коалиция слепилась, но для избрания премьер-министром Юлии Тимошенко не хватило буквально одного голоса. (Договоренность между коалициантами заключалась в том, что руководителем правительства становится представитель Бюту, а спикер избирается из среды "нашеукраинцев").

Затем и Тимошенко пришлось посадить на "царство", а продолжительная и изнурительная спикериада завершилась избранием Яценюка. Хотя на тот момент НУНС задумывался над кандидатурой и Ивана Плюща, и Юрия Еханурова, и – особенно – Вячеслава Кириленко.

И друзья, и недруги коалициантов напоминали, что год назад вся оранжевая дружба развалилась из-за неумения договариваться, а плодами этого неумения воспользовался Александр Мороз. Тогда, в 2007-м, все будто завершилось хорошо, но миг гармонии был непродолжительным.

В 2008-м Виктор Ющенко выдал указ о назначении досрочных парламентских выборов, но на этот раз к словам президента никто не дослушался. Выборы не состоялись, но спикер Яценюк – в связи с тем, что коалиция демократических сил прекратила существования – представил в отставку.

Так настала эра Литвина – второго и, очевидно, последнего. Хотя неожиданный ход языком, к которому прибегнул спикер, возможно, дает Владимиру Михайловичу шанс снова положить к карману пиджака овеянную мечтой депутатскую корочку. Но об этом мы уже расскажем в другом материале.

По материалам: obozrevatel.com