Дело малайзийского «Боинга»: Нидерланды против России

79

По мнению юристов, дело малайзийского «Боинга» могло затянуться на серьезный срок – по некоторым оценкам до десяти лет. Однако в последнее время его рассмотрение значительно ускорилось, причем это связывают не только с нынешней войной, но и с тем, что данное дело является одной из важных первых деталей в большом будущем процессе.

На фоне активных военных действий дело MH17 ушло на второй план, и многие не заметили серьезного движения. Тем временем суд в Гааге активно взялся за дело, к которому приступил еще 9 марта 2020 года. Эксперты считали, что рассмотрение просто не сможет уложиться даже в срок 4-5 лет по самым оптимистичным подсчетам. Пессимисты же давали срок до 20 лет, ссылаясь на вполне конкретные аргументы, так как даже первые детали расследования всех обстоятельств растянулись на пять лет. Лишь в 2018 году в Нидерландах было разработано законодательство, которое позволило вести это дело с конкретными целями – осудить подозреваемых.

Сама же комиссия следователей из представителей целого ряда стран была создана практически сразу в 2014 году. В 2019 году прокуратура Нидерландов приняла решение вынести обвинение целому ряду лиц, главным из которых стал Игорь Гиркин. Впоследствии для данного дела появилось масса препятствий, начиная с коронавирусной пандемии. Следующее и вероятно последнее заседание, на котором состоится оглашение судебного вердикта, должно состояться 17 ноября, таким образом, судебный процесс уложился всего в 2,5 года, что значительно опережает все прогнозируемые сроки.

Во многом процесс был ускорен полномасштабной агрессией против Украины. Фактически в ходе следствия все версии, которые предлагала Россия, были опровергнуты следователями и судом, а основной версией названа атака со стороны ЗРК «Бук», прибывшего из Курска. Несмотря на то, что эта тема была в центре внимания прессы с 2020 года, тем не менее, Россия предложила массу своих версий, вплоть до того, что «Боинг» был сбит другим самолетом. Однако следствие этого не подтверждает и указывает на то, что зенитный комплекс «Бук», из которого был сбит самолет, принадлежит 53й зенитно-ракетной бригаде ПВО.

В Украине сразу заявили, что данный процесс станет прецедентом во всех подобных процессах, касающихся военных действий в Украине. Всем обвиняемым по этому делу нидерландская прокуратура предложила вынести наказание в виде пожизненного заключения. Тем не менее, судопроизводство было заочным. Среди обвиняемых Харченко Дубинский и Гиркин на данный суд никак не отреагировали. Еще один обвиняемый Пулатов выступал с видеообращениями и прибегал к услугам адвокатов. Следственную группу правоохранителей от Украины возглавляет генпрокурор Елена Венедиктова. По ее словам, передача дел обвиняемых в суд – это еще не завершение следствия, так как потребуется еще установить непосредственный экипаж «Бука» и тех, кто отдавал приказы.

В то же время в Нидерландах и Австралии начался другой судебный процесс совместно с Советом международной организации гражданской авиации ИКАО против России. Это дело также касается уничтожения малазийского «Боинга» и должно ускорить рассмотрение иска Украины против России уже в международном суде ООН. Как напоминает информационный портал job-sbu.org, этот иск в ООН был подан еще в 2017 году.

Целая серия подобных дел в разных инстанциях постепенно складывается в единое дело, обвиняемыми по которым должны стать российские элиты и в частности президент Владимир Путин. Более того, например, прокурор Карла дель Понте утверждает, что данные дела приведут к задействованию механизма по заочному аресту Путина. И хотя фактически реализовать это будет невозможно, тем не менее, она утверждает, что это станет серьезным сигналом к тому, что против главы государства-агрессора выступило большое количество государств.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org