Что наголосовали депутаты в новой редакции Избирательного кодекса
От системы открытых списков, которая предусматривала, что чем больше у кандидата голосов, тем выше он в списке, остается лишь тень. Избирательный бюллетень будет содержать 200-500 фамилий. Упрощение голосования не по месту регистрации открывает широкие возможности для фальсификаций. На президентских же выборах по требованию Зеленского парламентские партии вообще не смогут подавать кандидатуры в избирательные комиссии. Только кандидаты в президенты. Кодекс начинает действовать немедленно.
19 декабря Верховная Рада снова голосовала за многострадальный Избирательный кодекс, поддержав его 330 голосами. Законопроект, призванный свести воедино все законодательство о выборах, зарегистрировали еще четыре года назад тогдашний первый вице-спикер Андрей Парубий и депутаты прошлого созыва Леонид Емец и Александр Черненко. Разработчиками документа были лучшие украинские эксперты по избирательному праву, и все его рассмотрение в парламенте сопровождалось тесной коммуникацией с гражданской и экспертной средой.
Среди прочего, Кодекс вводил выборы по открытым спискам. Поэтому серьезное сопротивление его принятию оказывали как мажоритарщики (ведь документ вообще ликвидирует мажоритарные округа), так и верхушка многих партий (так партийные лидеры хотели бы, чтобы списки были «закрытыми», то есть, чтобы партия, а не избиратель, определяла очередность получения мандатов кандидатами). Как в первом чтении в ноябре 2017-го, так и в целом в июле 2019-го Кодекс приняли «на соплях» — 226 и 230 голосами соответственно. Не в последнюю очередь собрать необходимые голоса удалось благодаря настойчивости спикера Парубия, который считал принятие Кодекса делом чести.
Однако новоизбранный президент Владимир Зеленский, на подпись которому поступил документ, наложил на него вето, высказав 17 замечаний. Поэтому депутаты совместно с экспертами по избирательному праву взялись исправлять Избирательный Кодекс в соответствии с пожеланиями президента. Но в итоге вышли за рамки президентского вето, перекроив весь Кодекс вдоль и поперек. По сути, 19 декабря Рада голосовала за новый документ. Кроме множества чисто технических правок, в него внесены и концептуальные изменения.
Итак, что изменилось в Кодексе? Мы выбрали 7 изменений.
1. Изъято разделы о ЦИК и реестр избирателей
Принятый Радой прошлого созыва Кодекс должен заменить сразу 5 нынешних законов: «О выборах Президента Украины», «О выборах народных депутатов Украины», «О местных выборах», «О Государственном реестре избирателей» и «О Центральной избирательной комиссии». Теперь два последних из Кодекса изъяли, решив, что они и в дальнейшем будут действовать как отдельные законы.
Оппозиция назвала такие действия президентской партии непонятными и подвергла их критике, ведь они противоречат главной идее Кодекса — объединить все избирательные законы в один. В то же время в Кодекс добавлена общая часть, и теперь он состоит из 4 книг вместо 5 и из 289 статей вместо 588.
2. Уменьшение партийного представительства в избирательных комиссиях
В первоначальной редакции Кодекса (как и в действующих до сих пор избирательных законах) костяк окружных и участковых избирательных комиссий составляют представители от партий, имеющих фракции в парламенте. Кандидаты от каждой из таких партий включались в комиссии гарантировано, остальные члены комиссий определялась жеребьевкой.
Теперь такую систему оставили только для парламентских и местных выборов. На президентских же выборах по требованию Зеленского парламентские партии не только не смогут гарантированно включать своих людей в комиссии, но вообще не смогут подавать кандидатуры. Комиссии будут формироваться исключительно из представителей кандидатов в президенты. Безусловно, такое изменение негативно отразится на качестве избирательных комиссий и будет стимулировать умножение технических кандидатов в президенты, которых будут выдвигать исключительно с целью большего влияния на комиссии.
3. Конец открытых списков: решающую роль в избрании депутатов вернули партиям
Одно из замечаний президента касалось того, что списки в принятом прошлой Радой Кодексе не совсем открыты. Ведь 10 первых кандидатов в общенациональном списке определенных партией гарантированно становились депутатами, если эта партия преодолевала барьер. Избиратели никак не могли подвинуть этих кандидатов и заменить другими. Президент требовал убрать эту льготную категорию кандидатов, чтобы все соревновались по системе открытых списков, где решающую роль играет избиратель, а не партия. Замечание справедливое, но парламент, в котором абсолютное большинство составляют депутаты из партии Зеленского, подошел к его реализации более чем творчески.
Так, 10 автоматических депутатов — это недопустимо, согласились в Раде. И в новой редакции кодекса их будет 9 :).
Но, кроме этой профанации, депутаты внесли и значительно худшие изменения в систему выборов в парламент, сведя влияние избирателей к минимуму. Главная идея «открытых списков» заключалась в том, что избиратель голосовал за партию и одновременно — конкретного ее кандидата в региональном списке. Партия, которая преодолевала 5% барьер, получала количество мандатов, пропорциональное поданным за нее голосам, но кто именно становился депутатами (кроме вышеупомянутых 10 первых номеров списка), зависело от избирателей — какие кандидаты получали больше голосов по сравнению с коллегами от партии в региональном многомандатном округе, те и должны были попадать в парламент.
Нынешняя Рада разрушила эту систему, и теперь последовательность кандидатов, которые становятся депутатами в каждом региональном многомандатном округе, определяется партией.
Теоретически поднять вверх по списку какого-то кандидата и увеличить его шансы стать нардепом избиратели могут, но для этого такой кандидат должен получить не менее голосов, чем 25% от так называемой избирательной квоты. Квота — это число голосов, которое дает право партии получить один мандат, эта цифра ориентировочно составляет 20-40 тысяч голосов, в зависимости от явки и других факторов.
Например, при квоте в 20 000 голосов кандидат должен получить 5000 голосов, чтобы список для него стал открытым. Если же кандидат, которого партия поставила в хвост регионального списка, получит, например, 5000 голосов, а его однопартиец из начала списка — 4 голоса, то все равно, кандидат с меньшей в тысячу раз поддержкой станет депутатом, а более популярный — не станет. Таким образом, от системы открытых списков, которая предусматривала, что чем больше у кандидата голосов, тем выше он в списке, остается только тень.
4. Бюллетень-простыня с сотнями фамилий
Одним из самых нелепых нововведений в новой редакции Избирательного кодекса является форма избирательного бюллетеня. В тексте, принятом летом, бюллетень имел очень простую форму — 2 квадрата с трафаретами (как на почтовых конвертах), в первый из которых избиратель должен вписать номер партии, за которую он голосует, а во второй имел право вписать номер кандидата от этой партии.
То же, как будет выглядеть избирательный бюллетень после поправок «слуг народа», невозможно описать человеческими словами. Приведем описание бюллетеня из только что принятого кодекса дословно, а вы попробуйте себе это представить перед глазами:
«В избирательном бюллетене указываются определенный жеребьевкой номер каждой партии, полное название соответствующей партии, фамилии и инициалы кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список под первыми девятью номерами, а также порядковые номера, фамилии и инициалы всех кандидатов в депутаты, включенных в соответствующий региональный избирательный список партии, в котором происходит голосование.
Справа от полного названия каждой партии размещается пустой квадрат.
Под порядковым номером и полным названием партии, в порядке очередности партий, указанной в абзаце первом настоящей части, в избирательном бюллетене указана последней на расстоянии не менее трех сантиметрах от названия такой партии, большими буквами отмечается текст «От политической партии, за которую я проголосовал (проголосовала), поддерживаю кандидата в депутаты” справа от которого находится прямоугольник, в котором отмечается знак «№” со свободным полем для написания номера кандидата в депутаты».
Если, например, в выборах будет участвовать 20 партий, то в бюллетене будет 20 их названий, 180 фамилий из их первых “девяток” и, в зависимости от округа, еще от 100 до 300 с лишним фамилий кандидатов из региональных списков. То есть, вместе 200-500 фамилий, а также 21 пустой квадрат, отметки в которых можно ставить только в двух — одном из 20, а затем в последнем.
Причем, этот последний квадрат, в котором можно поддержать персонально какого-то кандидата, размещается в самом низу этого бесконечного бюллетеня-простыни. Здравый смысл подсказывает, что если напечатать такие бюллетени теоретически возможно, то голосовать и считать голоса по ним практически невозможно.
Трудно понять, для чего Рада проголосовала за эту бессмыслицу. Одна из версий — это дополнительный способ отбить у избирателя желание поддерживать конкретного кандидата, то есть, сама форма бюллетеня делает списки еще более закрытыми.
5. Местные выборы
Выборы в местные советы, где меньше 90 000 избирателей, будут проходить в мажоритарных многомандатных округах. В каждом таком округе будут избираться те, кто займет от 2 до 4 первых мест (в зависимости от конкретного совета). Глава общин, в которых меньше 90 000 избирателей, а также старосты будут избираться на прямых выборах в один тур. В общинах с числом избирателей более 90 000, то есть во всех крупных городах, для избрания главою кандидат должен получить более 50% голосов, иначе будет второй тур между двумя лидерами.
Депутатов в советы общин, областных и районных советов, в которых более 90 000 избирателей, будут выбирать по такой же системе, как депутатов парламента — с выше описанной профанацией открытых списков и бюллетенями-простынями.
6. Голосовать можно не по месту постоянного проживания
Принимая Избирательный кодекс, депутаты внесли изменения в закон «О государственном реестре избирателей», позволив голосовать не по месту официального проживания. Для того, чтобы изменить избирательный адрес, избиратель должен подать обращение в орган ведения Реестра избирателей, подкрепив его одним из следующих документов:
— справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица,
— договор аренды жилья,
— документ об осуществлении предпринимательской деятельности по адресу жилья,
— документ о праве собственности на жилье,
— документ об уходе избирателем за лицом, проживающим по соответствующему адресу,
— документ о брачных или родственных отношениях с лицом, проживающим по соответствующему адресу.
С одной стороны, такие изменения, безусловно, упростят жизнь и дадут возможность проголосовать многим людям, которые ранее не имели возможности проголосовать. С другой — открывают колоссальные возможности для манипуляций на выборах.
Например, справки внутренне перемещенных лиц имеют не только реальные переселенцы, но и жители оккупированных территорий, получивше липовые справки о постановке на учет для получения социальных выплат на контролируемых территориях. Таких людей сотни тысяч, и оформлены они «переселенцами», как правило, в городах, приближенных к оккупированным территориям.
Голоса этих зависимых от оккупационной администрации людей могут стать не только весомыми, а решающими на выборах на этих территориях, прежде всего, в освобожденной части Донецкой и Луганской областей.
Возможности кандидатов завозить «правильных» избирателей на нужный округ по документам, указанным в перечне, например, по фиктивным договорам аренды жилья — просто колоссальные. Если эти нормы не изменить, избирательные фальсификации могут достичь небывалых доселе масштабов.
7. Зависимость представительства региона от явки
Серьезной проблемой Избирательного кодекса, впрочем, унаследованной от парламента прошлого созыва, является зависимость числа депутатов от конкретной области от явки на выборы в этой области. В большинстве демократических стран представительство зависит от количества избирателей в регионе, а не от их активности в день голосования, на которую могут влиять множество факторов — от погоды до осложнений в работе избирательных комиссий.
Система же, заложенная в украинском Кодексе, не только делает представительство от региона зависимым от случайных факторов, но и поощряет к злоупотреблениям. Ведь путем искусственного увеличения или, наоборот, срыва явки избирателей на конкретных территориях можно изменить расклад сил в будущем парламенте.
Избирательный кодекс вступает в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что любые очередные или внеочередные выборы президента, парламента, местных советов и глав уже со следующего года будут проходить по этому документу. Мажоритарная система на парламентских выборах уходит в прошлое. В предыдущей редакции Кодекса это изменение откладывалось до 2023 года.
По материалам: argumentua.com