Чем мотивируются фанаты?

671


Следуя за фанами сборной Англии по улицам Киева, «Обком» с радостью осознал, как же хорошо, что подданные Ее Величества играли в столице не со сборной Германии…

Пасмурным утром 15 июня желто-синюю палитру центра Киева смазали бело-красные цвета. Это в столицу Украины прибыли английские фаны. Прибыли со всеми отсюда вытекающими – в самых разнообразных смыслах – последствиями. По крайней мере, первый писающий дуэт юнцов в расцветке британского флага корреспондент «Обкома» увидел в подворотне, едва покинув станцию метро Льва Толстого. Хлопцы расслабленно завершили свое дело, застегнулись и, непринужденно беседуя, направились в сторону фан-зоны на Крещатике.

Старшие их товарищи с утра укрылись в окрестных барах с благородным желанием опустошить пивные запасы. Заглянув в один из них, корреспондент «Обкома» затесался в компанию друзей-бриттов. Это были все как один болельщики «Астон Виллы», простые, преданные своей сборной фаны: 52-летний почтальон Кевин, 51-летний водитель-курьер Эндрю, 48-летняя медседстра Маргарет, 43-летний строитель Терри и еще парочка достойных личностей.

— У нас здесь друг, женатый на украинке, и они позаботились о нас, — объясняет Эндрю. — Он с самого начала сказал, что все будет хорошо.

— Да ведь мы сами вас немного побаиваемся, — признался «Обком». — Разве не об английских болельщиках всегда говорили, что это короли футбольного хулиганского движения?

— Ну, что вы, — сказал Терри, — посмотрите на нас, разве мы похожи на банду? Да, эта репутация была заслужена предыдущими поколениями. Но это уже давно не о нас.

— Вы судите как Фигаро, который, как известно, говорил: «Но ведь я лучше своей репутации!». Ну, а к вам никто не пристает? Тут, знаете ли, много шведов, украинцев…

— Нет, пока все обстоит как нельзя лучше. Бабушка Елены — God bless her! — кормит нас на убой, и все такое вкусное! Здешнее пиво тоже хорошее и какое дешевое!

— Так почему же вас так мало? – с истинно гостеприимным раздражением спросил корреспондент «Обкома». – Вон, в Португалию в 2004-м приехало аж 80 тысяч!

— Помню, — сказал Терри. – Они потом сами чуть не плакали, когда выбили нас в плэй-офф, и все наши снялись и уехали. А вот почему англичан здесь так мало – здесь причины две: дороговизна ваших отелей и «Панорама».

— Да уж, — сказал Эндрю, — некоторые из наших остановились в гостиничном номере в 300 фунтов за ночь! Представляешь — 300 фунтов за ночь!

Насчет «Панорамы» — программы Би-Би-Си, показавшей документальный фильм о якобы процветающем в украинском футболе фашизме, – англичане говорят с вытянутыми лицами.

— Этот фильм что, смотрели все? – спрашиваем мы.

— Очень многие – отвечает Киан. – И поверили, поскольку у «Панорамы» репутация программы, говорящей правду.

— Нет у нее больше такой репутации, — раздаются хмурые возгласы.

Пора выходить на свет Божий. Первое, что видят привыкшие к полумраку глаза, — веселые блондины в желто-синей раскраске, вопящие «Sverige!». Проходящая мимо бабка в бежевом дождевике бросает на них отеческий взгляд – прямо 2004 год какой-то!

По мере приближения к фан-зоне, однако, диспозиция меняется. В свободное от футбола время сыны Туманного Альбиона занимаются садоводством, выгуливают своих pets и вообще – бабочки не обидят. Однако любые игровые виды спорта, и футбол в первую очередь, высвобождают в них чудовищ, порой милых, порой – опасных для окружающих.

Это деление вроде бы однородной массы английских фанов на докторов джекилов и мистеров хайдов проявлялось в отношении к одним и тем же объектам. Добродушные бритты братались со шведами, пели битловское «Well, the Ukrainian girls really knock me out…» вослед украинским девушкам, а когда какой-то россиянин привел в фан-зону своего раскрашенного под Union Jack дитятю – тут же сделали из малого объект поклонения.

Английские же докторы хайды кричали шведам какие-то проклятья, на девушек бросали плотоядные взгляды рецидивистов в долгом тюремном заключении и вообще вели себя в полном соответствии со своей репутацией двадцатилетней давности.

Около пяти вечера дело чуть не дошло до потасовки, причем все, как водится, началось со слоганов. Шведы вопили: «Sverige! Sverige!», а также приспособили припев «Go West» в исполнении «Pet Shop Boys» под незамысловатую кричалку, прославляющую самого грозного своего игрока:

— Oh hey, Ibra-gi-movich, oh hey, Ibra-gi-movich!…

Двое шведских товарищей носили повсюду копию обложки последнего номера «Expressen», призывавшей Англию очень бояться Златана Ибрагимовича.

У англичан выбор футбольных гимнов и частушек настолько велик, что перечислять их не хватит места. На первом месте, разумеется, был национальный гимн «God Save the Queen», затем следовали актуализированная предыдущим игровым днем вопилка про то, что «Ирландцы едут домой» (сопровождаемая многозначительным взглядом на шведские ряды), а также известный стишок о том, что «англичане никогда не будут рабами» (даром что никто их и не пытался поработить).

Как начался конфликт, сказать трудно: вроде только что пели песни – а уже звучат проклятия, по воздуху туда-сюда летают пластиковые бутылки и стаканчики, а самые горячие пацаны с обеих сторон летят друг другу навстречу, причем встать между ними пытаются наши украинские стюарды. Англичане тут же дружно затягивают древнюю свою «Engerland», шведы – «Sverige, Sverige!». Снимающий все это корреспондент «Обкома» с ног до головы облит пивом и чувствует себя фронтовым собкором на передовой.

Страсти накалялись. Шведы стали подтягиваться к проезжей части Крещатика, некоторые англичане показушно сбрасывали с себя легкие курточки. Какой-то чернокожий швед, не в меру перенервничав, принялся кричать «Расисты!»

Будто услышав его, англичане затянули песенку с историко-расистским душком – однако посвящена она была, конечно, не чернокожим, а главным футбольным недругам – сборной Германии. Песенка была детская, родом из Второй мировой и начиналась так:

There were ten German bombers in the air,

There were ten German bombers in the air,

Ten German bombers, ten German bombers

There were ten German bombers in the air…

(«В воздухе было десять германских бомбардировщиков, десять германских бомбардировщиков…»)

Затем по сюжету появляется эскадрилья RAF (Royal Air Force – Королевские воздушные силы) и начинается охоту на наци:

And the RAF from Britain shot one down,

And the RAF from England shot one down,

(«И британский RAF cбил одного, британский RAF сбил одного…», и т.п.).

И так далее, по принципу считалочки про «Десять негритят», — аж до тех пор, пока у немцев не остается бомбардировщиков. Поется эта песенка с распростертыми параллельно земле руками, имитируя полет героических ланкастерских летчиков.

Не самое политкорректное произведение (недаром экс-тренер Англии швед Эрикссон на ЧМ 2006 года в Германии лично просил англичан его не исполнять), да и стояли перед сынами Туманного Альбиона не фаны сборной Германии, а шведские болельщики. Но когда в желудке твоем плещется несколько литров пива, а вечером твоя команда играет важнейший матч — не все ли равно?!

Шведы ощетинились, и несколько минут через тонкую, часто прерывавшуюся цепь украинских стюардов шла война нервов из серии: «Ты кто такой?!». У англичан песня про бомбардировщиков тут же сменилась национальным гимном. Самые оторванные из них бродили туда-сюда, крича «Fuck off!», делая бешеные глаза и удивительно напоминая гопников с родных окраин.

И все же до драки дело не дошло – то ли потому, что нет между английскими и шведскими фанами той давней вражды, которая составляет основу любого побоища; то ли оттого, что соотношение сил было примерно один к четырем. Да и разлитая в воздухе атмосфера дружелюбия успешно поглощала любые проявления враждебности. Всего пара минут – и стороны принялись брататься друг с другом – и с украинцами в том числе.

— Вот, выпей за королеву! – прокричал в самое ухо корреспонденту «Обкома» раздетый по пояс лысый английский фан и сунул наполовину пустую пластиковую бутыль с «Львовским». Корреспондент отпил глоток. Англичанин ухмыльнулся, ткнул себя в грудь, повернулся и прокричал:

— Англия – в сердце моем!

«Не столько в сердце, сколько на спине, — подумал корреспондент, делая снимок, — но тоже ничего».

…Всего через пару часов Джон Терри & Co. в драматичнейшем матче дожмут шведскую сборную и отправят ее симпатичных фанов домой на несколько игр раньше, чем того хотелось бы киевским болельщикам. Но в этот момент все просто орали песни, обнимались и знакомились друг с другом. И только грустным, не понятым тогда пророчеством смотрелся одинокий шведский флажок в полупустом бокале из-под пива…

По материалам obkom.net.ua