Бюджетникам приказали обслуживаться только в госбанках

820

Киевляне в шоке: поликлиники, больницы, школы, заводы и прочие бюджетные организации города массово и экстренно переводятся на обслуживание только в один банк – печально известный своим отвратительным сервисом и непомерными комиссиями «Ощадбанк». Вопрос решается в жестком приказном порядке и обсуждению не подлежит, пишет kraina.name.

Возврат в Советское прошлое?

30 сентября появилось письмо из Департамента финансов КГГА всем распорядителям бюджетных средств, суть которого:  в кратчайшие сроки перевести все бюджетные предприятия и организации на обслуживание в один банк – «Ощад».

Основанием для депеши стало скандально протокольное решение Кабмина от 11 сентября этого года: правительство потребовало от всех госорганов и бюджетных организаций беспрекословно перейти на обслуживание в госбанках. Речь шла не только о зарплатных проектах – в госбанках, как подразумевалось, должны были бы находиться все счета государственных и коммунальных предприятий.

На минуточку, это означало, что одним махом надо перевести зарплаты 5 млн человек и многомиллионные счета предприятий  из нескольких десятков комбанков в три государственные. Вернее, в один – поскольку в списке «Укрэксимбанк», «Укргазбанк» и «Ощадбанк»  ресурсы для обслуживания такого объема клиентов и средств есть лишь у последнего (документ). К слову, у «Ощадбанка» -- самая разветвленная и многочисленная розничная сеть, насчитывающая больше 5 тысяч отделений по всей стране, включая самые труднодоступные районы, а также – «серую зону» АТО, не контролируемую сегодня украинскими властями. Последнее, кстати,-- тема отдельного большого расследования. Мы же сейчас возвращаемся к проблемам зарплатных карточек.

Формальным мотивом такого решения стал тот факт, что украинские  бюджетники  -- в том числе и армия, некоторые боевые подразделения АТО – получали зарплату на карточки ряда российских банков. Так, во всяком случае, утверждают радетели идеи перевести зарплаты исключительно в госбанки. Украинские солдаты, которые получают зарплату в банках страны-противника во время проведения военных действий -- звучит, согласитесь, абсурдно.  Но насколько эта абсурдная тема имеет место, насколько информация правдива, выяснить не удалось. На полях добавим, что сами представительства российских банков, чьи названия фигурировали в этом скандале, наотрез опровергли наличие у них зарплатных проектов АТО-шников.

Итак, решение Кабмина стало громом среди ясного неба и для миллионов украинцев, и для всей банковской сферы.

Теперь людям придется привыкать к уже призабытым очередям к окошкам «Ощада» и бегать по городам и весям в поисках «родных» банкоматов – этот госбанк не входит в объединенные системы банкоматов, которые созданы коммерческими банками - партнерами  и в которых можно обналичиться без комиссии.

Банкиры же оказались перед фактом, что из их финучреждений разом должны выйти многомиллионные зарплатные проекты.

Анатомия обмана

Почему Кабмин так рьяно взялся продавливать интересы «Ощадбанка»? Ответ, как ни странно лежит на поверхности.

Глава правления «Ощада» -- господин Пышный – друг детства премьера. Когда-то их познакомили отцы. У Пышного – выходца из семьи силовиков --  отец одно время был начальником местной колонии. А у Яценюка – преподавал на юрфаке в Черновицком университете, который потом и Андрей Пышный, и Арсений Яценюк благополучно окончили.

Пользуясь дружбой  с премьером, он в свое время стал заместителем секретаря СНБО – спасая таким образом от ответственности перед законом за невозвращенные миллионные кредиты, взятые в «Ощадбанке».

Теперь же, Пышному сулили кресло Министра финансов в новом Кабмине. Однако он отказался, мотивируя свое решение тем, что работает в «Ощадбанке» по пятилетнему контракту. Но и зачем же? Ведь дружба с нынешним премьером очень развязывает господину Пышному руки. А теневые схемы, отработанные за годы руководства «Ощадом» – все также продолжают работать.

Благодаря «грамотному» управлению этой структурой господином Пышным банк оказался в патовом финансовом положении. Если в него не влить немедленно 12-13 млрд грн, он может рухнуть и погребет под собой не только сотни миллионов гривен зарплат и депозитов, но и последнюю веру украинцев в банковскую систему. Тогда тотального финансового краха в стране не избежать, убеждены аналитики. Зарплатные проекты как раз и могли бы стать тем спасительным кругом, который удержит банк.

Кстати, о «грамотном» менеджменте, внедренном  в «Ощадбанке» Андреем Пышным, который, между прочим,  на поверку не является профессиональным финансистом – он «купил» этот диплом. Буквально на днях пресс-служба СБУ распространила информацию о том, что сотрудникам Службы безопасности страны удалось пресечь выведение мошенниками  денег из «Ощадбанка» в особо крупных размерах. По заведомо «невозвратимому» кредиту под залог недвижимости аферисты пытались взять…700 млн грн. Согласитесь, трудно себе представить, что эти деньги кто-то брал без ведома главы правления.

Темой зарплат в «Ощадбанке» заинтересовались проверяющие органы – Антимонопольный комитет, Генпрокуратура. И тот, и другой отметили, что подобное решение нарушает права всех участников рынка и антимонопольное законодательство. А также -- усложняет жизнь потребителям услуг – то есть, тем самым бюджетникам, которые бегают в поисках банкоматов. Минфин вынужден был официально признать, что пресловутое решение Кабмина от 11 сентября не соответствует законодательству (по закону Украины «Об оплате труда» выбор банка, его смена для выплаты зарплаты может производиться только при наличии письменного согласия работника), а значит – не является обязательным для выполнения на местах.

Генеральная прокуратура Украины начала проверку законности принудительного перевода государственных органов, бюджетных организаций и воинских частей на обслуживание в госбанка, информирует gazeta.ua.

По результатам проверки законности действий Премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти о принудительном переводе работников государственных учреждений на обслуживание в государственные банки,  Генпрокуратура намерена внести представление Кабинету Министров Украины с требованием об отмене и прекращении действия протокольных решений № 74 от 08.09.2014 и № 76 от 11.09.2014 и прекращении незаконных действий по принудительному переводу работников государственных учреждений и предприятий на обслуживание в государственные банки.

Вопреки законам

Сентябрьское постановление Кабмина Антимонопольный комитет растолковал как антиконкурентное проявление: «… нет объективных причин для монополизации банковского обслуживания государственного сектора, а лоббирование этого вопроса в правительстве руководством Ощадбанка – проявление недобросовестной экономической конкуренции».

Решение Кабмина как несоответствующее законодательству признали и в Министерстве финансов. В письме от 5 ноября ведомство ссылается на 24 статью  Закона «Об оплате труда». То есть выплата заработной платы может проводиться через банки только с письменного согласия работника. В итоге, перевод бюджетников на обслуживание в госбанках эксперты расценивают, как ограничение доступа работников к своим средствам, а это уже нарушает права потребителей. А список банков для обслуживания зарплатных проектов бюджетников определяется на открытом конкурсе – это постановил сам же Кабмин в решении № 318 от 22.04 2005 года.

Наконец, решение правительства противоречит Конституции Украины, настаивают юристы. Поскольку Основным законом закреплено, что государство обеспечивает защиту конкуренции предпринимательской деятельности и не допускается злоупотребление монопольным положением на рынке.

Мнение эксперта

Зачем это было сделано, и каким может быть финал этой истории, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал экс-заместитель председателя Национального банка Украины Сергей Яременко.

Как вы рассматриваете эту инициативу?

− Это вопрос не новый. История вопроса с появлением крупных денег в бюджете, это где-то вторая половина девяностых годов, и я не думал, что этот вопрос будет подниматься через ГПУ. Но, наверное, факты передавались от власти к власти, а сегодня власти, наверное, хотят разграничить себя от «попередныкив». Суть в том, что когда шла борьба между коммерческими банками за практически бесплатный большой ресурс, которым располагают бюджетные организации, ситуация была сама по себе очень коррупционная. Процентная ставка на остатки по этим средствам не было установлена правительством, а каждый банк договаривался с той организацией или бюджетным учреждением, которые располагали такими деньгами.

То есть, это просто возвращение к естественному порядку вещей? 

− В принципе да. Но под эти схемы подстраивались огромные банки, а теперь выкачка или перенос этих ресурсов в другие банки сильно ломает структуру баланса и все остальное. То есть, банки планировали эти доходы, потому это болезненный процесс. И любое лечение будет вызывать болезненную реакцию.

Что бы вы посоветовали делать? Может, нужно постепенно переводить в госбанки ресурс?

− Не выйдет. Потому что, допустим, зарплатные проекты связаны с разветвленной сетью, с налаженными процедурами, с IT-обеспечением. Например, «Ощадбанк» имеет более широкую сеть, но он менее поворотлив и у него нет такой сети банкоматов. Тут масса вещей, которые придется пересматривать, ломать. Ну и второе – если это надолго и навсегда, то ничего страшного, можно спокойно перейти. Если это опять кампания, и что-то нарушится, кому-то не выплатят зарплаты, а это можно сделать и специально, то тогда пусть все остается, как есть. Госбанки не могут справиться с этой проблемой. Таким образом мы еще раз задвинем эту проблему лет на двадцать.

Пугают увольнением

Сейчас массовый перевод зарплат бюджетников на госбанки в Кабмине отрицают. Тем не менее, сами работники Киева и региона на правах анонимности сообщают, что давление продолжается, больше того – с угрозами увольнений, а руководство учреждений получает «письма счастья», пишет ukrreporter.com. Одно из таких – от 5 декабря разослал Департамент финансов Киевской городской госадминистрации. В документе чиновники требуют отчитаться распорядителей бюджетных средств о переводе выплат в госбанки.

Аналогичная информация приходит от госучреждений практически всех районов столицы и региона — это подтверждают сами бюджетники: врачи, военнослужащие и работники сферы образования: «Со стороны управления образования Шевченковского района идет очень сильное давление на работников, в принудительном порядке всех заставляют переходить на карточки Ощадбанка. А иначе, говорят, что зарплата где-то зависнет. У нас на совещании был зачитан приказ, который пришел по электронной почте с управления. Естественно, что этот приказ отличается от настоящего, где должна быть печать», — рассказывает работник на правах анонимности.

Лоббирование своих интересов в правительстве в самом Ощадбанке отрицают, как и существование распоряжения Кабмина. А навязывание карт и обслуживания руководство финучреждения поясняет не более, чем «стандартной практикой банка предложения своих услуг» и «намерением конкурировать».

Тем временем бюджетники возмущаются, ведь переход в государственные банки существенно усложнит обналичивание зарплат. Из всей сети банкоматов по Украине, только 8 % принадлежат госбанкам, говорится в письме Антимонольного комитета от 19 ноября. А снятие наличных на протяжении последних трех лет составляет до 90% всех операций по платежным картам. То есть работники, за удобство пользования своей же картой должны будут заплатить немалую комиссию в не партнерских банкоматах.

«Государственные банки не подключены к банковским системам, то есть не заключены договора на льготные тарифы, на обслуживание в банкоматах Украины. К тому же, государственных банков всего два три, а коммерческих больше шестидесяти», — добавила Анна Рак, руководитель «Ассоциации защиты финансовых прав».

Дорогая моя столица!

Кипиш, вроде, поутих. Но, как оказалось, не везде. С новой силой он вспыхнул …в Киеве. Киевлян стали массово «присаживать» на карточки «Ощада», все счета школ и больниц переводят тоже в этот банк. Буквально в понедельник вечером департамент финансов КМДА всем главным распорядителям бюджетных средств разослал лаконичное требование: срочно предоставить информацию о проделанной работе.

«Нет сил терпеть это безобразие! – поделилась с нами бухгалтер одного из столичных лицеев.—Конец года, масса работы, отчеты, а тут –срочно переделать зарплаты под «Ощад», это полсотни договоров, а ведь еще и счета! С таким подходом люди могут оказаться на праздники без копейки. И это  -- наименьшее из зол. Работа с «Ощадбанком» -- это пытка не только для финансистов. Все, кто пользуется его услугами, знает – карточки не всегда и не везде можно обналичить, средства часто «зависают», их приходится искать неделями, а то и месяцами. Система без конца дает сбой… Считаю это требование перевести всех на «Ощад» -- настоящим преступлением. Явно кто-то решает очень большие финансовые вопросы за счет сотен тысяч людей-бюджетников».

Скромная бухгалтер зрит в корень. Тотальный перевод зарплатных  проектов киевлян-бюджетников в банк «Ощад» -- идея, исходящая из мэрии. Вернее, от  первого зама мэра –Игоря Никонова. Напомним, Никонов—один из самых ярких и агрессивных застройщиков, имеющий на сегодняшний день в своем активе свыше двух десятков заметных успешных проектов завершенного строительства (как жилой, так и коммерческой недвижимости) и несколько – в процессе стройки. Среди последних – амбициозный комплекс «Республика» с бюджетом свыше 300 млн грн. Комплекс должен включать в себя жилой городок на 28 тысяч жильцов и колоссальный  торгово-развлекательный центр. Общая площадь проекта – около 300 тысяч квадратных метров.

Никонов давно известен тем, что всегда строит на средства партнеров. Именно так появились бизнес-центр Тауэр, развлекательный комплекс ARENA City и  ARENA Entertainment, жилые комплексы «Паркове місто» и «Комфорт таун», бизнес-центр на Московской/Резницкой, гостинично-офисный комплекс на Дружбы народов и прочие проекты. Самым весомым достижением компании "К.А.Н." эксперты называют круглосуточный торгово-развлекательный центр Ocean Plaza. Это масштабный проект не только уровня Киева, но и Европы. Упомянутая «Республика» обещает стать еще круче.

А начинал Никонов с того, что в 1990 х предприимчивый инженер устроился работать в корпорацию «Республика» Игоря Бакая, которая как раз получила контракт на поставку туркменского газа в Украину. В обязанности Никонова входило планирование и сопровождение бартерных сделок. Бакай был явно доволен успехами Никонова. В следующий свой газовый проект, компанию «Интергаз», пригласил его уже коммерческим директором. Именно в "Интергазе" Никонов и заработал по-настоящему большие деньги. Однако куда полезнее денег оказались приобретенные в окружении Бакая знакомства - с Алиевым, Фирташем, Горбалем.

В конце 1990 х Никонов на год уехал в Майами. Основной причиной ухода из газовой отрасли он называл усталость. Но на газовый рынок тогда пришла российская «Итера» и окончательно вытеснила «Интергаз». В Киев Никонов вернулся только в 2000 году как раз к началу строительного бума.

Проект «Республика», однако, в сроки не достроился. Его обещали сдать осенью этого года, но пришлось перенести открытие, пока на полгода. Одна из причин – кризис, который оказался не по зубам маститому застройщику. Резкая девальвация нацвалюты, а также непростое положение главного спонсора проекта («Республику» приписывают Дмитрию Фирташу) вынудили заморозить строительство. И Никонов со свойственной ему манерой искать партнеров и договариваться сосредоточился на команде премьера – точнее, на его «кошельке»  -- Андрее Пышном. Как всегда, была заключена сделка: взамен на финансовые вливания в строительство непомерно дорогого и непозволительно роскошного по нынешним меркам проекта заммэра обеспечивает «Ощад» почти двумя миллионами новых клиентов – бюджетников столицы.

«Я хотел возмутиться, не хотел писать заявление на перевод в «Ощадбанк» -- у меня с этим учреждением плохие ассоциации, - но мне сказали -  в противном случае эта зарплата будет последней!» - поделился с нами врач-реаниматолог киевской больницы.

И выбора у киевлян нет – даже несмотря на то, что незаконность столь брутального навязывания «Ощада» очевидна. Люди боятся потерять работу. Хватит ли у Киевской власти политической воли? Вопрос остается открытым. Что ж будем следить за развитием событий.