Бизнес Януковичей процветает в Украине
Предприятия Семьи продолжают приносить хозяевам деньги, на которые те, по мнению силовиков, спонсируют сепаратистов. За неделю до бегства из страны Виктора Януковича собственница компании Киев-Арт Марина Пелых внезапно заторопилась на отдых. Жена Андрея Кравца, главы Государственного управления делами президента, взяла четырехмесячный отпуск, и уже 18 февраля 2014 года, как показывают данные госпредприятия Информационно-ресурсный центр, право подписи в компании перешло к другому человеку. В тот день на Майдане начались расстрелы.
Спустя некоторое время вслед за своим покровителем Януковичем семейство Кравец—Пелых покинуло Украину. По информации НВ, супруги выбрали не Россию, а итальянское побережье, пробыв там до начала лета.
Они вернулись в Украину в самый разгар боевых действий на востоке страны. Супруги, входящие в ближайшее окружение бывшего президента, продолжили вести бизнес, сосредоточенный в сфере столичной недвижимости.
Сын-банк: Бегство владельца Александра Януковича не отразилось на работе ВБР (на фото — офис в Киеве) / Дмитрий Медведев
Что можно сказать и о делах более известных представителей так называемой Семьи: несмотря на открытые против Януковича и его сына Александра уголовные дела и обвинения силовых структур в финансировании терроризма на востоке страны, бизнес экс-президента и приближенных к нему людей пострадал не так уж и сильно. И продолжает генерировать прибыль не где‑нибудь, а в Украине.
Два крыла
По данным Всемирного банка, ежегодно в странах с развивающейся экономикой отмываются и выводятся за рубеж $20–40 млрд. Янукович-старший помог Украине выбиться в лидеры этой статистики. Как ранее заявлял и. о. генпрокурора Олег Махницкий, команда экс-президента за четыре года легализовала и вывела за границу свыше $100 млрд, то есть примерно по $25 млрд ежегодно.
По теме: Хомутынник и его люди кормят Януковичей?
Даже если член ВО Свобода Махницкий несколько преувеличивает, переведенные за границу Семьей деньги, по подсчетам большинства представителей нынешнего высшего руководства страны, исчисляются десятками миллиардов.
Из этой суммы сегодня арестовано лишь $1,5 млрд. Все остальное продолжает работать на Семью, в том числе в виде реальных украинских активов — предприятий, банков, недвижимости.
Бизнес-империя команды бывшего президента основывалась на двух столпах. Банковской деятельностью, проектами недвижимости, торговыми операциями с углем и другими товарами занималась корпорация МАКО Александра Януковича. Нефть, газ и медиа были заботой бизнесмена Сергея Курченко, владельца многопрофильной структуры ВЕТЭК.
Курченко и Янукович-младший, как и некоторые другие члены президентской команды, сегодня объявлены в розыск.
Сына экс-руководителя страны обвиняют в уклонении от уплаты налогов, а владельца ВЕТЭК — еще и в махинациях на рынке газа. Но если бизнес последнего от действий новой власти действительно пострадал, то у первого дела идут неплохо. По крайней мере в том, что касается официальной части.
МАКО порожняк не гонит
МАКО владеет миноритарной долей в винодельческой компании Артемовск Вайнери, производящей шампанское.
Несмотря на тяжелые времена, предприятие, чистый доход которого за 2013 год составил 444 млн грн, продолжает работать.
Неплохо идут дела и в банковском бизнесе, который по размеру активов занимал наибольшую долю в структуре группы, рассказывает Роман Водолазский, бывший финансовый директор корпорации.
В этой сфере пострадали лишь неофициальные активы МАКО.
“Мы сейчас не выдаем кредитов”,— с легким смущением отвечает менеджер киевского отделения Укрбизнесбанка (УББ). Она уточняет: с апреля кредитование им запретил Нацбанк.
УББ — финучреждение, которым некогда руководил бывший вице-премьер Сергей Арбузов и, как доказали журналистские расследования, подконтрольное старшему сыну Януковича.
Дела в банке пошли неважно сразу после смены власти. Ресурсов не хватало настолько, что в марте УББ стал привлекать депозиты физлиц на один-три месяца с минимальным порогом и под проценты выше рыночных. Кроме того, в помещении банка недавно проводились обыски.
Совсем иначе дела обстоят во Всеукраинском банке развития (ВБР). Он официально на 100 % принадлежит отпрыску экс-президента и продолжает работать в полную силу под руководством матери все того же Арбузова.
Финучреждение не просто существует, но в I квартале этого года еще и вошло в топ-10 банков по приросту депозитов физлиц и в первую пятерку по динамике срочных вкладов.
“На момент моего ухода из МАКО [конец марта 2014‑го] ВБР имел очень хорошую капитализацию, что должно было позволить ему продолжить свою работу без каких‑либо перебоев«,— говорит Водолазский. Его слова подтверждают цифры. В 2013‑м активы банка достигли 6,5 млрд грн, более чем в 30 раз превысив показатель четырехлетней давности.
По мнению опрошенных экспертов, стоимость ВБР нужно оценивать в лучшем случае с мультипликатором 0,1 по отношению к величине его собственного капитала. То есть рыночная оценка детища Януковича-младшего составляет порядка 80 млн грн.
В самом банке на запрос НВ о положении дел в банке в течение двух недель не ответили.
По словам Водолазского, после смены власти не замер и строительный бизнес МАКО: в Донецке корпорация заканчивает возведение жилого комплекса Дружба на улице Университетской и комплекса из трех домов на улице Артема.
Консалтинговая компания SV Development считает, что цена квадратного метра в них составляет $1 тыс. и $2 тыс. соответственно. В итоге общая стоимость этих объектов после сдачи в эксплуатацию составит $150 млн. Кроме того, Януковичу-младшему принадлежит уже построенный в главном городе Донбасса бизнес-центр Столичный, цена которого может достигать $50 млн.
Экс-директор МАКО отмечает, что сегодня заморожены лишь те направления бизнеса, в которых группа не имела существенных обязательств перед контрагентами.
«Заморозка» коснулась и энергетического бизнеса. Официально МАКО лишь перепродавала украинский уголь за рубеж. Но неформально эта сфера была представлена намного шире.
“Закупки угля всегда были вотчиной Семьи, там миллиардные контракты«,— утверждает Алексей Шалайский, руководитель проекта Наші гроші, отслеживающего тендерные закупки.
По данным Forbes, Янукович-cын контролировал Донбасский расчетно-финансовый центр (ДРФЦ), а затем и преемника — компанию ЦОФ Комсомольская.
Обе структуры занимались обогащением и переработкой угля с государственных шахт на фабриках Узловская, Красная звезда, Комсомольская, Украина и Россия. ЦОФ Комсомольская вначале арендовала фабрики, а после стала их собственником.
За продажу переработанного ими угля госпредприятиям по завышенным ценам — а за прошлый год оборот таких операций Семьи составил несколько миллиардов гривен — Генпрокуратура возбудила уголовное дело против руководства ДРФЦ и арестовала счета предприятий.
По словам Шалайского, в этом году крупных закупок угля еще не было.
Кризис среднего возраста
А вот от официального бизнеса самого удачливого молодого бизнесмена Украины Сергея Курченко сегодня в стране мало что осталось.
В прошлом, по данным главы МВД Арсена Авакова, «аферы с нефтепродуктами» Курченко обошлись государству в 26 млн грн. Его структуры контролировали Одесский нефтеперерабатывающий завод, Херсонский нефтеперевалочный комплекс, Брокбизнесбанк, Реал Банк, медиахолдинг UMH.
По теме: Сергея Курченко готовят к ”зачистке”?
На сегодня в Брокбизнесбанк (16‑е место по активам в 2013 году) и Реал Банк (47‑е место) введена временная администрация. Оба подозреваются в причастности к схемам по отмыванию денег и хищении кредитов рефинансирования НБУ.
Арестовано имущество Херсонского нефтеперевалочного комплекса и Одесского НПЗ. Ранее активы нефтеперерабатывающего завода у Курченко за долги забрал ВТБ Банк, однако украинский суд успел наложить на них арест.
В мае правоохранители заблокировали счета медиахолдинга Вести в рамках расследования об уклонении от налогов. Благодаря этому стало известно о причастности Курченко к этой структуре.
По данным реестра судебных решений, средства на развитие холдинга поступали через симферопольскую фирму Торггазстрим, входившую в структуру принадлежащей Курченко компании Газ Украины-2009.
Только в 2013 году на деятельность Вестей Торггазстрим перечислил свыше 90 млн грн. Несмотря на активность правоохранителей, медиахолдинг продолжает работать.
Функционирует и главный медийный актив молодого харьковчанина — UMH, который издает, в частности, журналы Forbes и Корреспондент. В СБУ заявляли о махинациях при заключении сделки по покупке этого бизнеса, профинансированной Укрэксимбанком.
Однако дальше дело не пошло. Спецслужба добилась лишь запрета на въезд в Украину главы набсовета холдинга Юрия Ровенского. “Медиахолдинг UMH работает исключительно в рамках правового поля, поэтому претензий к его деятельности нет, равно как и к механизму его приобретения«,— сообщили по этому поводу в пресс-службе UMH, отказавшись раскрыть финансовые показатели деятельности холдинга.
По полной программе
Структура собственности активов Семьи крайне запутанная. Значительную долю в ней занимают компании, которые Янукович и Ко контролируют негласно.
Так, по заявлению губернатора Днепропетровской области и миллиардера Игоря Коломойского, в крупнейших украинских химических предприятиях — черкасском Азоте, северодонецком Азоте и горловском Стироле — есть как минимум 25‑процентная доля Семьи Януковича.
Часть скрытых активов экс-президента и вовсе находится прямо под носом у преследующих его властей — в центре Киева.
На вопрос о том, что сегодня в Украине продолжает работать на Семью, Геннадий Корбан, замглавы Днепропетровской облгосадминистрации и один из представителей команды Коломойского, ответил: «Масса всего. Начиная от донецких шахт — государственных и негосударственных, обогатительных фабрик и заканчивая огромным количеством недвижимости и бизнеса в Киеве и по всей Украине, оформленных на кипрские компании». По его словам, семья одного лишь Кравца владеет сотней объектов недвижимости в столице.
По информации НВ, именно у завхоза Януковича сеть фитнес-клубов Спорт Лайф арендует помещения на Днепровской набережной и улице Волошской.
Два киевских ресторана KFC снимают помещения у компании Киев-Арт. Есть в «загашнике» семейства Кравец—Пелых и недвижимость на Крещатике: помещение в Пассаже под свое отделение арендует компания МТС. У Киев-Арт есть недвижимость и на улице Жилянской.
Исходя из оценки стоимости квадрата, предоставленной SV Development, рыночная цена этих активов превышает $30 млн. А с их аренды собственники могут получать свыше $200 тыс. в месяц.
Любви больше нет: Спа-салон на Оболонской набережной в Киеве, принадлежавший любовнице Януковича Любови Полежай, сменил владельца / Наталья Кравчук
Комментарий компании о ее деятельности раздобыть не удалось — указанный в регистрационных данных телефон уже не обслуживается.
Кравец — важная фигура в бизнес-империи Януковича. Близкие ему компании тесно связаны со структурами, обеспечивающими доход Семьи.
К примеру, одна из фирм—учредителей крупнейшей транспортно-экспедиторской компании Лемтранс, которой, по данным Украинской правды, совместно владеют миллиардер Ринат Ахметов и семья Януковича, ранее арендовала в Броварах офис у жены Кравца. Там же была прописана и фирма Дом лесника, владевшая охотничьими угодьями Януковича в Сухолучье.
Полная национализация
Финансовая разведка выявила 42 компании-нерезидента, зарегистрированные на Кипре, в Панаме, Великобритании, Белизе, Сейшелах и напрямую связанные с Виктором Януковичем, а также его ближайшим окружением, заявлял ранее премьер Арсений Яценюк. Но вряд ли это означает конец операции Экс-президент.
Государству предстоит долгая и упорная юридическая работа, направленная на то, чтобы вернуть хотя бы часть выведенных за границу средств.
Обольщаться не стоит: по данным Всемирного банка, на сегодняшний день размер возвращенных активов, украденных правителями-«клептоманами», составил лишь $5 млрд. Это в лучшем случае четверть той суммы, которую руководство развивающихся стран ежегодно выводит за границу.
Сами украинские беглецы не сидят сложа руки, а оспаривают аресты их имущества и судятся с партнерами. Например, МАКО подала в суд на Метинвест Ахметова, требуя 200 млн грн.
Пока что самый кардинальный сценарий борьбы с «бывшими» озвучил Коломойский, предложивший финансово наказать спонсоров сепаратизма. Для этого губернатор-миллиардер предлагает конфисковать их собственность, превратив ее в открытые акционерные общества.
Их акционерами, считает Коломойский, должны стать люди, пострадавшие во время проведения АТО, и родственники погибших.
По словам Виктории Сюмар, бывшего заместителя секретаря СНБО, эту идею в коридорах власти обсуждают, и у нее есть сторонники. Однако она сомневается, что национализация принесет положительный результат. “К этому настороженно будут относиться международные институции, для которых частная собственность неприкосновенна«,— говорит Сюмар.
Украинская экономика сегодня, мол, слишком зависит от международных структур, чтобы официальный Киев позволял себе столь радикальные шаги.
"Федор ОРИЩУК"