Антидеточкин наших дней

688

Что пресловутому плохому танцору мешают ноги, общеизвестно. Также, как и известно, что у чиновников от сельского хозяйства есть четыре беды: осень, лето, весна и зима. У каждой новой власти есть железобетонное объяснение неудач: тяжелое наследие, оставленное властью предыдущей. Но если речь идет о более тонких материях, то и объяснения тут будут более запутанными. Например, как объяснить, почему на грани банкротства оказалась крупнейшая страховая компания страны, и это при том, что страховой бизнес по сути своей подвержен наименьшим экономическим рискам? Здесь, конечно, приходится придумывать нечто оригинальное. Но, надо отдать должное председателю правления Национальной страховой компании (НАСК) «Оранта» Олегу Спилке: не проходит и года, как он находит новую причину, которая мешает ему работать. При том, что показатели страховой компании стабильно ухудшаются из года в год — несмотря на объяснения ее руководителя.

Мешающие «Оранте»

Например, в 2008-м Олегу Спилке мешала Юлия Тимошенко, которая поручала силовикам проверить ситуация в страховой компании «Оранта» после сообщения об угрозе ее банкротства, распространенной в СМИ. Пресловутые проверки (которые, к сожалению, так и не были проведены) были названы причиной тяжелой ситуации в компании. В 2009-м Спилка обвинял в трудностях уже некую «специально спланированную медиа-кампанию» — не опровергая, впрочем, ничего по сути предъявленных обвинений, да и по прежнему не раскрывая данных о финансовой ситуации в вверенной ему структре. Зато в 2010-м уже сама «Оранта» организовала огромную по масштабам пиар-компанию против «Дельта-банка» (владельца, кстати, 45% акций «Оранты»), который и был назван главной причиной отсутствия у страховщиков денег. Конечно, акционер, воюющий против собственной же собственности — это явление, невиданное в мировой бизнес-практике и слишком натянутое, чтобы в него поверили серьезно. Не говоря о том, что ряд независимых источников подтверждает действительно плачевное состояние НАСК.

Более логично можно было бы, конечно, предположить, что причина кризиса кроется в непрофессионализме самого руководителя «Оранты», бывшего работника «Приватбанка», который в одном из своих интервью (http://tristar.com.ua/1/art/oleg_spilka___predsedatel_nabludatelnogo_soveta_nask_oranta_12230.html) несколько сбивчиво объяснял, что «страховым бизнесом никогда не занимался, хотя у меня была своя небольшая страховая компания».

И в это с грехом пополам можно было поверить, если бы не явный контраст между положением в страховой компании и личным благополучием Олега Викторовича. Так, в то время, когда рядовые граждане не могут получить обещанных им страховых выплат, или получают их в намного меньших, чем обещанные, объемах, Олег Спилка принимает участие в недешевом мероприятии — гонках яхт премиум-класса WindMaster Regatta. Конечно, мы все знаем такие предприятия, у которых чем хуже показатели, тем шикарнее кабинет директора, но и на их фоне «Оранта» стоит особняком. Ведь у «Оранты» потенциально нет никаких особо ликвидных активов, кроме денег вкладчиков. Схемы же, по которым выводятся деньги клиентов НАСК не отличаются особой выдумкой, имея в некоторых случаях прямые признаки фальсификации и подлога — это когда в последний день действия договора оформляется фиктивный страховой случай, по которому без ведома застрахованного выплачиваются деньги. Учитывая ежегодный прирост показателей выплат по страховым случаям почти вдвое, можно предположить, что такие операции становятся все более популярны в старейшей украинской профильной компании.

Спаси и перестра***

Более сложная комбинация касается процедуры перестрахования, которая традиционно считается самым удобным путем для проведения сомнительных операций. Взносы по договору тогда передаются фиктивной страховой компании-посреднику, потом переводятся на счета (как правило, за рубежом) и конвертируются уже в виде личных средств автора всей этой аферы. Это не только украинская проблема, конечно. Россияне считают критическим уровень коррумпированности своей страховой системы именно потому, что показатель уровня выплат в перестраховании имущественных рисков только за один год вырос с 7 до 25 процентов (как видим, и тут коррупционную составляющую можно увидеть из открытых источников). Но Украина хоть и отстала в этом виде мошенничества от России, то ненамного. В Украине схема работает еще более топорно. Деньги выводятся через компании, которые или искусственно банкротятся через несколько недель, или сознательно предоставляют недостоверную финансовую информацию.

Не так давно, например, Государственная налоговая администрация объявила о закрытии четырех таких фиктивных организаций, некоторых из них вообще не оказалось по указанному адресу. Это были две киевские структуры ЗАО “Альянс-страхование” и ОДО “Гарант-Содружество” и две донецкие — ЗАО “Добро-Полис” и ЗАО “Капитал-Гарант”. Принципиальность украинской налоговой администрации можно оценить хотя бы по тому, что гордо закрыв несуществующие фирмы-однодневки, налоговики и пальцем не пошевелили в отношении тех компаний, которые вывели в фирмы-однодневки почти два миллиарда гривень. И, надо сказать, что гривень не собственных, а принадлежащих людям, доверивших свои деньги страховой компании, но при этом получивших на руки лишь малую часть страхового вознаграждения — так как оказалось, что остальные деньги должна была выплачивать фиктивная перестраховочная фирма. Не правда ли такая близорукость налоговиков как минимум странна? Хотя прояви они хоть немного настойчивости, тогда, надо полагать, наш герой Спилка обвинял бы во всех трудностей «Оранты» налоговиков. Почему-то перестраховщиков пока еще никто не обвиняет в своих трудностях. Может быть, потому, что в некоторых случаях публичный страховщик и фиктивный перестраховщик — одно и то же лицо? Иначе чем можно объяснить, что та же «Оранта» платит по десять миллионов компаниям «Галактика», «Страховик» и «Уверенность-Безопасность», штат некоторых из которых насчитывает три человека.

Было бы удивительно, если бы набирая очки на клиентах, руководство «Оранты» обошло вниманием сотрудников компании. Как неоднократно сообщал официальный сайт НАСК, корпоративы там проводят с невиданным размахом, при этом существенно сокращая штат тех самых сотрудников, для которых устраиваются «праздникидля души». Кроме того, карманы рядовых служащих «Оранты» не отягощены лишними поступлениями. Об этом также позаботились «наверху». В каждой аналогичной структуре существует фонд для выплаты премий трудолюбивым успешным менеджерам. Так вот, как сообщили компетентные источники внутри компании – премиальный фонд «Оранты» регулярно опустошается расторопным руководством, а страховые агенты довольствуются ставкой и нерегулярными процентами, которые платит контора оформленный с клиентом страховой полис.

Змея ребрендит кожу

Еще один традиционный способ присвоения общественных денег руководством финансовой структуры — это ребрендинг и связанные с ним рекламные кампании. Контроль за исполнением услуг здесь непрозрачен, к тому же есть возможность бесконтрольного выбора поставщика услуг, который может быть настолько же фиктивным, как и упомянутые выше перестраховочные компании. В путинской России, на которую, к сожалению все больше стает похожа нынешняя Украина огромным скандалом закончился ребрендинг, проведенный главой правления Сбербанка Германом Грефом. На смену корпоративного цвета (с зеленого на салатовый) и легкое изменение логотипа Сбербанк россии поторатил порядка 20 миллиардов рублей — больше, чем получил квартальной прибыли. В Украине же почему-то совершенно незамеченной прошел другой ребрендинг — проведенный для бренда НАСК «Оранта» компанией «ИМГ», принадлежащий собственно уже знакомому нам Спилке. Кампания была проведена в 2008-м году, знаковом для «Оранты». Именно в этом году к управлению компанией пришел наш знакомый Олег Викторович. Для полноты картины надо сказать, что в том году убытки страховой компании составили 50 миллионов гривень, несмотря на что она нашла четырнадцать миллионов долларов на создание нового логотипа. Картина полного маразма, творящегося в «Оранте» не будет совсем полной, если мы не упомянем, что ныне торговые знаки «Оранты» принадлежат не страховой компании, а… той же фирме «ИМГ», которая еще и получает выплаты за использование страховщиками своего же логотипа…

Кстати, как и российские банкиры, так и украинские страховщики хорошо оценили возможности списывания денег под видом телевизионной рекламы, да еще и через посреднические фирмы. В России так до этого времени и не подсчитали, сколько денег угробил Греф под видом телерекламы. Но размах краденного в Украине можно оценить по судебному решению в отношении ТРК «Парадиз», вынесенным Соломенским судом 7 июня 2010 года. Тогда «Парадиз» заключил договора с рядом автодоров на изготовление рекламной продукции на сумму в 15 миллионов гривень, из которых более тринадцати миллионов в итоге исчезли абсолютно бесследно. Сколько исчезло денег, заказанных этой фирме на PR-сопровождение «Оранты», остается только догадываться. Но, наверное, немало, если учесть, что заказчиком рекламной продукции у ТРК «Парадиз» была компания «Инхауз», контролируемая в свою очередь опять же компанией «ИМГ» Олега Спилки. Единственное, что можно найти на сайте «Оранты» по поводу средств, выделенных на продажу бренда (да еще и за свои же деньги), так это высокопарное интервью Спилки, высказавшего «полное удовлетворение».

«Оранта» осуществила ребрендинг за полугодие, в то время, как другим кампаниям на это нужно 2-3 года. Успех нашего ребрендинга — в его скорости, полноте и комплексности мероприятий (оформления офисов, широкомасштабная поддержка маркетинговыми, рекламными и пиар-мероприятиями, инновационность и т. д. У нас все вышло быстрои на высоком качестенном уровне. - сказал созданному компанией «ИМГ» сайту Олег Викторович. Действительно, после такого ребрендинга можно ехать принимать участие в яхтинге.

Не то, что в страховом бизнесе никогда не было жуликов, недаром же и герой фильма «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин в перерывах между угоном транспортных средств тоже занимался продажей страховых полисов. Только краденные деньги тот отдавал детям. Нынешние коллеги Деточкина намного нахальнее. Куда деваются выведенные менеджментом НАСК деньги, остается только догадываться. А киношный Деточкин, если бы увидел, что торят его сегодняшние коллеги, наверное, бы умер с горя. Ведь ему, как профессиональному угонщику машин, принадлежащих жуликам, вряд ли удалось бы выкрасть прекрасную яхту своего нынешнего коллеги.

По материалам ord-ua.com