Ахметов монополизирует телевидение?

1 107

Не секрет, что в 2012 году в нашей стране исчезнет обычное эфирное телевидение. Украина готовится к полному переходу на цифровое вещание. Данный процесс смены технологий происходит во всем мире, однако, в Украине это еще и привело к переделу рынка. Эксперты считают, что в результате перевода эфирного телевидения на цифровое вещание может произойти практически монополизация телевизионного рынка, а империя Ахметова в очередной раз обогатится.

Эти история началась еще во время распила телевизионных частот на уровне общенациональных вещателей. Таинственным образом все тендеры выиграли все пять наскоро созданных фирм, которые получили лицензии на вещание во всех регионах. Все эти фирмы были связаны между собой, а в трех из них даже был один и тот де руководитель. Очевидно, Нацсовет выполнил серьезный заказ правящего режима. Никаких оппозиционных каналов страна не увидит и даже Пинчук с Коломойским смогли оторвать лишь по минимуму. Основой цифрового вещания станет некая компания «Зеонбуд». Компании, выигравшие конкурс, обязаны выплачивать «Зеонбуду» финансовые средства с момента получения лицензии. Сумма за месяц составляет около трехсот тысяч гривен с включенной 50% скидкой. Сумма вполне сопоставима со стоимостью трансляции аналогового сигнала.

Ахметов хочет шантажировать правительство?

Однако в данном случае «Зеонбуд» получает деньги не за трансляцию сигнала, а фактически за воздух. Ведь эфирная трансляция имеет определенное количество зрителей, там присутствует реклама, тогда как цифра на данный момент фактически не работает, однако 250-300 тысяч в месяц оплачивать необходимо. Осознавая ситуацию, крупные медиахолдинги ранее предлагали государству создать цифровую инфраструктуру на условиях консорциума, когда платить и строить будут частные компании, а вещание будет использоваться вместе с государством. С прежней властью переговоры кое-как шли, хотя сама сеть не строилась. Нынешняя власть обсуждение прекратило окончательно, а цифровую сеть вообще сделала не государственной, а передала в частные руки. При этом строительство частной цифровой сети производится как на деньги частных инвесторов, так и на бюджетные деньги. Целый ряд государственных областных телерадиокомпаний получили лицензии на цифровое вещание, создав целый поток бюджетных средств в копилку «Зеонбуда». Кроме того, на построение цифрового ТВ пойдут даже прямые статьи бюджета. Когда же сеть «Зеонбуда» будет создана, то все каналы будут производить ему оплату. Вполне логично, что возникает вопрос «Кто стоит за этим самым «Зеонбудом?» ведь в руках этой компании будет сосредоточено не менее половины вещания в Украине, а именно столько домохозяйств в нашей стране смотрят телевизор с эфирным телевещанием. Ни один из политиков или медиаолигархов не признается в своей причастности к «Зеонбуду». В Нацсовете также лишь пожимают плечами, объясняя, что фамилия владельца им неинтересна.

По данным информационного портала job-sbu.org «Зеонбуд» имеет прямое отношение к СКМ Ахметова. В 2008 году компания КПМ учредила ООО «Зеонбуд». Отметим, что саму компанию КПМ в свою очередь организовало «Omni International Ventures Limited», зарегистрированную в офшоре. Эта же компания фигурировала в сделке, когда Ахметов покупал киевский ЦУМ. В 2010 году «Зеонбуд» приобрел кипрский оффшор «ПленБридж Лимитед». Директором «Зеонбуда» был назначен Константин Петренко. Именно при нем компания смогла получить лицензию на монополию от Нацсовета. После окончательного оформления в 2011 году директором «Зеонбуда» стал Виктор Галич, который до этого два году руководил компанией «ООО КТВФ», входящей в группу Ахметова СКМ. При всем этом в СКМ отрицают причастность к «Зеонбуду».

С каждым годом доля эфирного телевидения снижается. Темпы падения составляют 6-8% в год. Если советский показатель был равен 100%, то сегодня он едва ли дотягивает до 50%. Остальной рынок занимают спутниковое и кабельное ТВ. Может возникнуть справедливый вопрос «Зачем тратить время на покупку дорогого эфира, если можно просто прокладывать кабель и ставить тарелки?» Дерибан цифрового телевидения горит лишь о том, что власть не оглядывается на цифровой прогресс. Монополизация эфира – это лишь начало, хотя такой вид вещания сегодня не выглядит самым перспективным, но по-прежнему остается самым мощным, массовым и бесплатным для зрителей. Без сомнения, дальнейшие шаги будут направлены на монополизацию и влияние в кабельных сетях. Уже не раз в прессе звучали истории об отключении телекомпаний, не поддерживающий власть, даже если они и не были оппозиционными. После того как государство прижмет кабельщиков – такая же участь постигнет и спутниковых операторов. Будущее медиарынка напрямую зависит оттого, сможет ли он отстоять свой сегмент системы или же попытается договориться с властью, чтобы играть на ее условиях.

Информационно-аналитический портал job-sbu.org