Как за один год богатое село превратить в самое бедное?
Еще год назад село Долинка (Запорожская область) казалось его жителям оплотом радости и благополучия. Здесь работала свиноферма, коровник, росли сады. Из 532 жителей села 250 имели постоянное место работы. Но после некоторых перемен жизнь в селе перевернулась с ног на голову. Всего за год местный свинарник и коровник разобрали на стройматериалы, сады срубили, и на их месте местный аграрный магнат «неместного» происхождения – Владимир Щербина – зарабатывает деньги на выращивании разных сортов пшеницы.
Корреспондент «Багнета» приехал сюда на разведку и после всего увиденного определил составляющие рецепта благополучия одного единственного агрария, который успешно сотрудничает с местной властью.
Компонент №1 – крепкая дружба с сельсоветом
Все земли запаса местные власти сдали в аренду на 10 лет предприятию «Агроконтинент-приват». Его директор Владимир Щербина здесь по неведомым причинам пользуется очевидными преимуществами, когда стоит вопрос о том, кому выделить землю – местному селянину или же ему, богатому владельцу агрохолдинга.
Там, где раньше были пастбища для овец и резервная территория для сельского кладбища, теперь – разорана земля. Селяне уверены, теперь, когда договор аренды подписан, у них шансов на получение своего участка нет, и не будет. До 2018 года точно – именно тогда заканчивается срок договора аренды.
«Обнаглели до того, что даже дороги распахал – трактору негде проехать, и к кладбищу не подъехать. Еще немного – и на месте могил пшеницу будут сеять!», - возмущаются селяне.
Компонент №2 – «ручное» управление законами
Предприятие Владимира Щербины ООО «Агроконтинент-приват» несколько лет назад подписало договор аренды на землю, которая принадлежит селянам. В документе сказано, что годовая арендная стоимость должна составлять 3% от цены земли. «За аренду наших земельных участков площадью 6 гектаров Владимир Щербина дает нам 2 тонны зерна в год – это в два раза меньше, чем положено по закону», - возмущаются селяне, отмечая, что именно им, а не компании, которая арендует их землю, приходится ежегодно платить 800 гривен налога. «А ведь только на шести гектарах его доход составляет около 50 тысяч гривен. И по закону, именно Щербина должен платить этот налог», - объясняют селяне.
Компонент №3 – «невидимые» договора
«На месте руин, которые вы сейчас видите, еще год назад были огромные корпуса, в которых выращивали коров и свиней, работали сотни людей. Бизнесмены пользуются доверием селян, зная, что те не разбираются во всех тонкостях земельных законов», - говорит местный житель Юрий Лаврив.
По его словам, предприниматель Владимир Щербина и предложил подписать договора, которые, как оказалось позже, были изложены на двух экземплярах. На том из них, где селяне ставили свою подпись, шла речь об аренде земельных участков, а на втором – о том, что они не имеют претензий и отказываются от своей доли колхозных земель. За мнимую аренду людям заплатили копейки – по 2-4 тысячи гривен за пай. Реальная стоимость, как оказалось позже, была в 20-30 раз выше.
Оказавшись в тупике, селяне все же пытаются всеми силами выжить и вернуть свои земли обратно. Но на решение этих проблем понадобится время и деньги, которых катастрофически не хватает. К примеру, на одну только приватизацию земли нужно потратить 2-3 тыс. грн. А месячная зарплата в местных краях – 800-1000 гривен…
По материалам from-ua.com