Золотое правило украинских «зеленых»

632

На каждого украинца приходится 120 кг вредных выбросов в год, страна накопила 35 млрд. тонн отходов, из которых каждая шестая тонна - высокотоксичная. У нас уничтожают леса, рубят парки, травят воду – придумывают всевозможные экологические пытки для населения… Ноль реакции.

Нет, украинцы чаще болеют, потихоньку вымирают, затариваются привозной экологически чистой водой, но за редким исключением стоически терпят все невзгоды. Европейцы, американцы и даже технократы-японцы в похожих ситуациях устраивали многотысячные демонстрации и допрессовали местных промышленников до того, что те перенесли многие производства, решив, что выгоднее травить, к примеру, более покладистых китайцев.

В Украине в этом плане уникальная ситуация. У нас экология практически полностью отдана на откуп застройщикам, промышленникам и прочим заинтересованным лицам, но экономической пользы от этого народ почти не замечает. Как убеждает правительство, скажите спасибо, что экономика не умерла окончательно, ВВП потихоньку растет, а «добробут» вот-вот начнется, нужно только пережить стабильность.

Теоретически ситуация должна рано или поздно самоурегулироваться. Либо экологические проблемы прижмут так сильно, что отдельные области станут безлюдными, и «лечением» займется время. Живой тому пример – Чернобыльская зона. Или с каждой тонной выбросов проблема будет очерчиваться все нагляднее, пока достаточное количество людей не выступит против уничтожения их среды обитания и не начнут срабатывать общественные защитные механизмы. В Европе эти механизмы начали работать еще в 70-х годах.

Теоретически в Украине тоже что-то «сработало», когда в конце 90-х Партия Зеленых получила более 5% голосов избирателей, заняв 4-е место на выборах. Однако, как оказалось, это был фальстарт. С тех пор «зеленых» больше не было ни слышно, ни видно, даже пока они были в парламенте.

В связи с этим мы решили спросить у экспертов - существует ли в Украине зеленое политическое движение по примеру европейских стран? Есть ли в Украине почва для развития зеленого движения? Что известно о «зеленых» партиях, которые баллотируются в Верховную Раду, и их лидерах? В конце концов, есть ли электоральные шансы у этих партий и почему зеленые побывали в парламенте только однажды, в 1998 году? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.

Для того, чтобы украинскому зеленому движению достичь уровня влияния, как у европейских коллег, по убеждению директора представительства фонда «Сокращение рисков» Людмилы Ярошенко, необходимо продвижение европейских ценностей в Украине.

Одним из факторов успеха на выборах она называет наличие финансового и медийного ресурса, который, по мнению госпожи Ярошенко, для зеленых в «дефиците»: «Пока в Украине крупному бизнесу, который влияет на конфигурацию системы власти, развитие зеленых партий невыгодно из-за их идеологии, соответственно, существуют преграды для побед на выборах».

«Наличие лидеров в зеленом движении – это позитивный момент, так как способствует конкуренции между партиями, соответственно, их совершенствованию, несмотря на то, что председатели партии относительно «новички» в зеленом движении, - делится своим мнением эксперт. - В ближайшее время мы увидим истинные их намерения: кто реально готов вкладывать силы для экологизации Украины, а кто просто использует трендовую тему в своих интересах».

На вопрос корреспондента Новости Украины - From-UA о том, почему зеленые лишь однажды прошли в парламент, Людмила Ярошенко ответила: «Тогда сыграл фактор новизны. Но, так как общество ожидало от зеленых более радикальных действий, сложился определенный негативный стереотип».

Тем не менее, она считает, что за последние десять лет представители зеленого движения занимались активной деятельностью по защите конституционного права граждан на безопасную для здоровья и жизни окружающую среду, даже будучи не представлены в парламенте.

Глава Международной организации Защиты животных «SOS», журналист Тамара Тарнавская сравнивает экологическое движение в Украине, как и движение в сфере защиты животных, с ребенком, который еще не ходит, а только ползает.

Но основания для развития зеленого движения, по ее убеждению, есть: «Есть много инициатив, есть большая активность и есть желание, но это движение сдерживается нежеланием органов власти на всех уровнях. Украинская власть старается не допустить, чтобы было давление еще и со стороны экологических организаций, и пытается их контролировать».

«Я не являюсь гражданкой Украины, поэтому я, к сожалению, не могу голосовать. Но если бы я могла голосовать, я бы не отдала ни одного голоса зеленым партиям, - заявляет госпожа Тарнавская. - У меня нет доверия к этим партиям, я не вижу, что они сделали в течение многих лет. У них пустые лозунги, за которыми ничего, кроме желания попасть в парламент, не стоит».

Тамара Тарнавская не верит, что в ближайшем будущем в Украине возникнет какая-то серьезная политическая сила, которая боролась бы за права людей: «Я тут уже бьюсь около 20 лет, мой энтузиазм уже заканчивается, и у меня уже возникает желание уехать отсюда, потому что постоянно бьешься головой об бетонную стену. Люди очень легко дают пустые обещания. Если честно, то я не верю, что в ближайшем будущем здесь возникнет какая-то политическая сила, да и нет гражданского общества на том уровне, на каком оно должно быть».

Главный координатор ГК «Форум спасения Киева» Виталий Черняховский убежден, что зеленое движение в Украине существует в виде многочисленных общественных организаций, «но политически это движение почему-то оказывается в руках людей, связанных со строительным бизнесом, то есть с совершенно противоположными целями».

В качестве примера он приводит 1998 год, когда Партия зеленых прошла в ВР: «Эти люди были далеки от идеи зеленого движения. Там были застройщики, представители нефтяного бизнеса, что мало связано с экологией». Так и сейчас, по мнению господина Черняховского, политического ответа на экологические вопросы нет. А все, что мы видим, - лишь профанация.

Он отметил деятельность партии «Зеленая планета», которая, по его мнению, формально все делает правильно: «Председатель партии Сергей Орехов вчера был на пресс-конференции, посвященной вступлению в действие закона о полном запрещении рекламы сигарет, что напрямую связано с экологией. Он возглавляет государственную службу по защите прав потребителей и одновременно возглавляет партию».

«Партия зеленых и партия «Зеленые» - это застройщики, поэтому, конечно, они против моратория, по крайней мере, они ничего об этом не говорят, хотя должны, - сетует Виталий Черняховский. - Как основная проблема экологическая в Киеве? Уплотнительная застройка. Санитарные нормы предполагают обеспеченность каждого жителя жилого дома не менее 6 кв. м зеленых насаждений. У нас эти нормы нигде не выполняются».

Единственная партия, которая имела какой-то успех, как считает аналитик центра «Гардарика» Константин Матвиенко, - это Партия зеленых Украины, которая прошла в парламент в конце 90-х: «Ничего больше в Украине не повторялось в подобном плане, все остальное — имитация. 5 % территории Украины покрыто свалками, Украина является концентратором вредных производств, коммунальное хозяйство украинских городов антропогенно опасно для природы».

«Есть проблема качества продуктов, качества воды, качества окружающей среды — все это сфера приложения усилий именно экологических движений, - продолжает эксперт. - Но на политическом горизонте такой партии нет. Есть отдельные энтузиасты, отдельные группы людей, которые пытаются защищать киевские острова, карпатские леса от малых ГЭС, но их усилия совершенно недостаточны для того, чтобы это было эффективным».

Шансы на прохождения зеленых в парламент Константин Матвиенко отказался обсуждать. То, что в 1998 году зеленым удалось замаскироваться под третью силу, он считает возможным только один раз.

По мнению экс-министра охраны окружающей среды Украины, главы Украинской народной партии Юрия Костенко, в украинской государственной политике отсутствует такой приоритет, как экология: «В украинской политике нет такого направления, которое бы действительно отстаивало зеленую политику и зеленые инициативы».

Он сожалеет, что существующие партии «зеленых» в Украине используют свою цветовую окраску только во время выборов. «Но нет никакой системной работы, которая была в начале независимости, как например «Зеленый мир» - гражданская организация, которая вобрала в себя все передовые идеи зеленых движений и зеленых партий, — к сожалению, на сегодня ни такой партии, ни общественного объединения нет».

Как отмечает эксперт, максимальная поддержка зеленых была в 1998 году, но все зеленые направления тогда были трансформированы в политический проект — Партию зеленых, который контролировался крупным капиталом. На его взгляд, никаких шансов для прохождения в парламент у зеленых нет, так как еще в девяностые люди увидели в таких партиях всего-навсего технологии по прохождению в ВР.

«Зеленых в Украине не было никогда, - категорично заявляет директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. - Та Партия зеленых имени Кононова, которая существовала и прошла в парламент, она прошла чисто ситуативно, неожиданно для самих членов этой партии. Просто она была первая, люди поверили, купились на зеленый цвет».

Цинизм ситуации, по его мнению, доходит до того, что «я могу быть самым главным губителем природы и одновременно создать партию зеленых, и еще пройти в парламент, если я гречки много дам». Примером существования других групп, которые используют зеленый цвет, господин Борейко называет партию «Зеленые», руководитель которой был неоднократно замешан в довольно плохих экологических делах.

«Я вообще удивляюсь бестолковой рекламе Прогнимака: они повесили билборды «Нам уже 2 года», где он стоит в обнимку с молодыми девицами, как Поплавский, которые обвешены зелеными шариками, и он думает почему-то, что народ кинется голосовать за него. Каков поп — такой и приход, - иронизирует эколог. - Я сомневаюсь, что он вообще получит 0,00001%. И у остальных партий тоже нет никаких шансов, потому что нет электората, который бы их поддерживал, нет обеспокоенности, нет реальных дел, нет политической платформы, политической программы, нет лидеров — ничего нет».

Командир дружины охраны природы «Зеленое будущее» Андрей Плыга отрицает существование зеленого движения в Украине: «Есть несколько партий, которые позиционируют себя как зеленые — это Партия зеленых, партия «Зеленые». На самом деле они далеки от экологического направления, и называть их экологическими партиями мы не можем».

Его ужасает то, как партия, не имеющая никакого отношения к экологическому движению, позиционирует себя как зеленая партия и запудривает избирателям мозги: «Партию зеленых возглавляет Александр Прогнимак. Насколько мне известно, он был причастен к дерибану заповедника Жуков остров в Киеве. Человек, который разбазаривает наши заповедные зоны, возглавляет экологическую партию — как такое может быть? Это не экологическая партия».

«У нас в народе довольно низкий интерес к экологии, экологические вопросы, так сказать, не в моде. А с другой стороны, это неопределенная политическая платформа наших экологических партий, их популистские лозунги типа «Сохраним чистую воду», - называет причины низкой популярности украинских зеленых Андрей Плыга.

Он вспомнил европейский опыт, где у экологических партий есть мощная социальная платформа. И они заботятся не только о том, чтобы не вырубались леса, они борются за улучшение условий жизни людей. У нас же, по мнению командира «Зеленого будущего», и с экологией все плохо, и с уровнем жизни людей. Поэтому настоящая экологическая зеленая партия в Украине нужна, но вот возникнет ли она в ближайшее время — это большой вопрос.

Координатор общественной организации «Зеленый фронт», кандидат философских наук Игорь Рассоха говорит о нулевых шансах на прохождение зеленых партий в парламент: «В народе много отдельных дураков, но в целом народ не дурак. Они ничем не запомнились в ВР, кроме того, что они в первый раз туда приехали на велосипедах, но потом их как-то обломило ездить в ВР на велосипедах, стали ездить на неплохих машинах. Стало понятно, что это использование бренда, и ничего более».

На сегодня, по мнению господина Рассохи, у нас есть три партии, имеющие в своем названии слово «зеленый»: это Партия зеленых, партия «Зеленые» и партия «Зеленая планета». «Партия зеленых — это чисто бренд. Партия «Зеленые» - еще хуже, ее возглавил бывший начальник экологической инспекции Киева — Прогнимак: и деятель сам по себе скандальный, ну и к зеленому движению это не имеет никакого отношения. Интересно, что у них даже в программе нет ничего общего с Европейской хартией зеленых. Партия «Зеленая планета» - это партия, созданная знахарями, травниками и т.д.».

Эксперт считает, что к растаскиванию голосов присоединилась и «Зеленая планета»: «Это эксплуатация достаточно популярного движения, но никакого отношения к реальной экологии они не имеют».

Он акцентирует на том, что реального финансирования зеленого движения нет, ведь «крутым и толстым» это не интересно. «Мы занимаемся тем, что боремся против очевидных нарушений нашего права на то, чтобы жить в нормальной среде. Мы выступали против того, чтобы в Харькове строили реактор для переработки отработанного ядерного топлива. Мы боремся против карьеров, которые уничтожают леса, за сохранение наших парковых зеленых зон и т.д. Во всех этих случаях мы боремся против тех людей, которые на этом деле пилят бабло».

По материалам From-UA.com