Как «Зеркало недели» пыталось спасти государственного бюджета на 280 миллионов гривен

664

Эта история может стать основой уголовного преступления, совершаемого премьер-министром Николаем Азаровым. Это демонстрация того, насколько цинично во время кризиса транжирятся колоссальные бюджетные средства. Вопреки всем заключениям экспертов, вопреки позиции профильных министерств… Это демонстрация того, что министры Кабмина стали тихими и покорными наблюдателями безумных действий руководства, которое имело в виду все правила, регламенты и приличия, если виден профит…

Три недели назад в распоряжение ZN.UA от наших источников в Кабмине мы получили информацию о том, что Кабинет министров готовит масштабную закупку широкой номенклатуры материальных ценностей медицинского назначения. Инициатор закупки — МЧС: письмо о необходимости срочно заполнить закрома Родины — Госрезерв — подписано Виктором Балогой. Поинтересовались суммой закупки. Оказалось — 280 млн. грн. в ценах 2010 года. Такая огромная сумма затрат вызвала удивление. Но сенсационной эту информацию сделало официальное заключение Минздрава — вся номенклатура ценностей, которую решил купить Балога, присутствует в Госрезерве в полном объеме, была закуплена в 2010 году и ни разу со складов Госрезерва не была востребована.

Решение Кабмина о выделении средств должно было воспоследовать буквально на ближайшем заседании правительства 22 августа. Чтобы узнать, на каких основаниях правительство собралось тратить безумные деньги на закупку ненужных вещей, мы провели свое небольшое расследование. И прежде всего вооружились документами.

Официальным началом этого скромного гешефта стало письмо г-на Балоги премьеру Н.Азарову от 27 июня, которое имеется в распоряжении ZN.UA.

Цитируем:

«На протяжении последних лет в мире возникают эпидемии опасных инфекционных болезней, которые по масштабу и последствиям достигают уровня чрезвычайных ситуаций.

Однако в государственном резерве не предусмотрено в необходимом объеме запаса средств медицинского назначения…

МЧС считает необходимым создать в государственном резерве запасы средств медицинского назначения, в частности:

— дыхательные аппараты для новорожденных — 3 тыс. комплектов;

— набор интубационных трубок — 20 тыс. комплектов

— маска кислородная — 43 тыс. шт.;

— рукавицы латексные стерильные — 500 тыс. пар;

— термометры медицинские — 142 тыс. шт.;

— системы для инфузии одноразовые — 2,5 млн. шт.;

— шприцы одноразовые 2 мл — 3 млн. шт.;

— шприцы одноразовые 5 мл — 5 млн. шт.;

— шприцы одноразовые 10 мл — 800 тыс. шт.;

— шприцы одноразовые 20 мл — 220 тыс. шт.;

— марля медицинская — 12,8 млн. метров;

— бинт марлевый нестерильный — 40 млн. шт.;

— вата медицинская нестерильная — 750 тонн;

— маски медицинские одноразовые — 25 млн. шт.;

— катетеры для санации трахеи — 40 тыс. комплектов».

Итак, министр МЧС обратился к премьер-министру Азарову с просьбой поддержать инициативу о закупке в космических масштабах вышеуказанных изделий.

И 4 июля (с невиданной скоростью для Кабмина при рассмотрении финансовых вопросов), Николай Янович дал поручение всем ответственным министрам: экономики — Порошенко, финансов — Колобову, здравоохранения — Богатыревой, МЧС — Балоге; руководителю Госрезерва — Лелюку, первому вице-премьеру — Хорошковскому — «прошу рассмотреть и в установленном порядке внести согласованные предложения Кабинету министров».

7 августа Министерство экономического развития направляет письмо в секретариат Кабмина о ходе выполнения поручения. Госрезерв подготовил проект постановления правительства о выделении средств на закупку, однако этот проект из всех министерств согласовало без замечаний только одно МЧС. Минэкономики подписало с замечаниями, а Минфин и Минздрав согласовывать проект постановления вообще отказались! У первого нет средств, о причинах второго — ниже. Разумеется, без этих согласований проект нельзя передать в Минюст на экспертизу и нельзя выносить на рассмотрение Кабмина.

Казалось бы, вопрос исчерпан. Внесено предложение, которое не согласовано с ответственными министерствами, оно должно быть снято с повестки. Но Николай Янович проявляет удивительную настойчивость — 8 августа он дает новое поручение: «Прошу безотлагательно обеспечить исполнение поручения от 4.07.2012…» Что значит «обеспечить»? В переводе с бюрократического это значит подписать как можно быстрее. То есть, столкнувшись с отказом всех министерств, кроме МЧС, Азаров попытался зачем-то пробить это постановление даже вопреки их позиции. И главное: почему-то премьер не принял во внимание позицию профильного министерства — Минздрава — в вопросе обеспечения Госрезерва медицинскими изделиями. Возможно, требовательность Азарова объясняется тупостью и леностью в подчиненных министерствах? Возможно, Азаров и МЧС предвидят некие инфекционные угрозы, о которых знают только специалисты? Возможно, закупка миллионов медицинских изделий в Госрезерв разумная перестраховка?

Но 9 августа Минздрав представил Азарову аргументированное заключение, которое разбивает все эти доводы:

«..1.08.2012 проведено совещание с участием специалистов аппарата МОЗ (отдела экстренной медицины и медицины катастроф, управления общественного здоровья), Украинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, главных внештатных специалистов МОЗ по специальностям „медицина неотложных состояний“, „инфекционные болезни“, „токсикология“, „бактериология“, „общая гигиена“ относительно внесения предложений об увеличении объема резервов материальных ценностей медназначения для чрезвычайных ситуаций...

Пришли к единогласному выводу:

1) действующая номенклатура и объемы запасов материальных ценностей Госрезерва учитывают практическую потребность… для эффективного и адекватного преодоления медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций государственного уровня;

2) перечисленные в письме МЧС наименования материальных ценностей в сокращенном виде дублируют номенклатуру, определенную постановлением, предложенное количество — необоснованно превышает установленную постановлением норму;

3) увеличение объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Государственном резерве является необоснованным и безосновательным;

С учетом вышеизложенного, Минздрав считает нецелесообразным создание в Государственном резерве дополнительного объема материальных ценностей медицинского назначения».

Что же делает премьер-министр, получив столь исчерпывающий ответ от Минздрава? Выбрасывает в мусорную корзину «хотелки»? Ничуть. 16 августа Юрий Анистратенко (первый заместитель главы секретариата Кабмина) — доверенное лицо Азарова по всем вопросам, которые лично беспокоят премьера, подает своему шефу докладную, где отмечено, что у Минздрава есть замечания, что проект постановления не согласован. Но предложение вносится парадоксальное: «прошу провести совещание в секретариате Кабмина в связи с задержкой исполнения резолюции премьер-министра Украины от 4 июля 2010 года».

И Азаров такое предложение, как ни странно, поддерживает. 16 августа проводится совещание. Данная ситуация получает широкий резонанс, а ZN.UA получает материалы.

Поэтому наше издание 16 августа обратилось к находящемуся в предвыборном отпуске министру МЧС Виктору Балоге за комментарием к ситуации. Но интересовали нас не только побудительные мотивы написания письма, но и кем оно было подписано: ведь под письмом от 27 июня 2012 г., положившим начало всей истории, стоит факсимиле Виктора Балоги.

В первом телефонном разговоре с редактором ZN.UA Виктор Иванович заявил, что первый раз слышит о таком письме и о последующем согласовании его министерством проекта постановления о закупке медицинских изделий для Госрезерва. Балога пообещал разобраться. И, очевидно, разобрался. Ибо на следующий день отозвал и свое письмо на имя Азарова от 27.06.2012 г., и то единственное министерское согласование проекта по закупке, которое было в архиве организаторов схемы. Формулировка отзыва обоих документов: «В связи с объективными сложностями, которые возникли во время решения вопросов, поднятых в письмах МЧС от 27.06.2012 г. №01-6079/05 и от 13.07.2012 г. №01-6643/212, считаем целесообразным снять их с рассмотрения и отзываем вышеупомянутые письма».

И опять, казалось бы, вопрос исчерпан: Балога отозвал письма, на которых и зиждилась вся схема. Но оказалось — показалось. Более того, возникли новые вопросы. Виктор Балога фактически за ночь отозвал основополагающие документы. Но как они возникли? Его факсимиле воспользовались без ведома хозяина, и это — подлог? Балога изначально был заинтересован в «теме» и пресса его «вспугнула»? Или Виктор Иванович, откликнувшись на чью-то сановную и заинтересованную просьбу, разрешил шлепнуть факсимиле под текстом письма?

В связи с этим ZN.UA направило министру МЧС следующие вопросы:

1. Было ли подделано Ваше факсимиле под письмом МЧС о закупке в Госрезерв медицинских изделий на 280 млн.грн., либо это подлинная подпись? 2. Если подпись подлинная, то какие были основания для такой закупки и чем обоснован его отзыв впоследствии? 3. Если факсимиле фальшивое, то кто это сделал? Кто привлечен к ответственности? Обратились ли Вы в правоохранительные органы для выяснения обстоятельств хищения и использования факсимиле?

Виктор Балога отреагировал следующим образом:

«Шановний пане Юрій! Радий, що журналісти допомагають робити владу відкритою. В даному випадку вдячний Мостовій Ю., яка сказала, що є таке непорозуміння між урядовцями в питанні підготовки документів. Це послужило основою для відклику документів з КМ. Мене турбує сьогодні друге, а чому Вам не допомогти реально реалізувати прийняте рішення ВР і КМ, за яким має відбутися будівництво системи 112 в Україні? Гроші є на рахунку МНС, а відомство їх не може використати за призначенням. Йде блокування. А це безпека всієї держави. А все інше від лукавого: хто за ким стоїть, де в кого які інтереси не до цього епізоду... В деталі не буду вдаватись, незалежно від характеру Вашого бачення (бо на сьогодні ще є формально міністром). Дякую, якщо найду порозуміння».

Четких ответов на поставленные нами вопросы Балога не дал. Однако Виктор Иванович поступил весьма дальновидно. Если ни одно из министерств не согласовывает постановление, кроме него, то за возможные скандальные последствия отвечает один человек — он сам!

Признаться, мы в редакции полагали, что, получив отказ от всех министерств, секретариату Кабмина придется признать очевидное — поручение премьера выполнить не удалось. Принимать постановление, с одной стороны, без письма Балоги, а с другой — без согласования министерств, разумеется, нельзя. «Но волки решили иначе...» Как сообщил источник ZN.UA, 29 августа на заседании Кабмина Николай Азаров поставил на голосование проект постановления, внесенный Лелюком, о закупках все тех же медицинских изделий в Госрезерв! Без всякого обсуждения! Без согласования профильных министерств, которые, очевидно, предполагается собрать задним числом! «Возражения есть? Возражений нет. Принято». И послушные его воле министры промолчали. Ибо уже ни у кого не оставалось сомнений в том, кто печется о наполнении Госрезерва вторым слоем перчаток, шприцев и катетеров.

«Тамифлю», говорите? «Папередники», говорите?

Постановление правительства, принятое вопреки законам и здравому смыслу, еще не увидело свет. Куда ж его без согласований-то? Но ведь бывают разные методы воздействия на министерства. В том числе и на Минздрав... Однако, если в стране еще есть власть, позорное постановление Азарова будет отменено президентом и прокуратурой. А если в стране есть общество, то те, кому правительство задерживает выплаты, отреагируют в меру своего гражданского самосознания. А министры, проголосовавшие за негодное постановление, хотя бы извинятся перед гражданами за тот беспредел, который творится при их молчаливом согласии.

Не так давно Николай Азаров сказал: «С такими тормозными чиновниками у Украины нет шансов выйти на европейский уровень». Мудрый все-таки человек...

По материалам zn.ua