Бесплатный пляж – не значит доступный

747

Пока Крым живет в ожидании расширения рамок курортного сезона и наплыва отдыхающих в межсезонье, жизнь продолжает доказывать, что по-прежнему востребован пляжный отдых. Люди едут летом, чтобы понежиться в ласковых волнах Черного моря и насладиться солнечными ваннами. Доступность крымских пляжей – тема номер один в этот горячий для Крыма период. И больше всего жалоб, которые поступают от отдыхающих на «горячие линии», созданных в исполкомах курортных городов, в минкурортов и туризма Крыма и Совете министров автономии, на проблемы с доступом на пляжи. В министерстве курортов и туризма создана специальная рабочая группа для проведения проверок по жалобам, поступающим на «горячую линию». Выезжают ежедневно в разные регионы Крыма. Вчера министр курортов и туризма автономии, который возглавляет рабочую группу, вместе с корреспондентом «Центра», тоже входящим в состав рабочей группы, провели проверку в Алуште. Хотелось узнать, что же изменилось после недавно проведенного рейда по наведению порядка на пляжах в Профессорском уголке. Оказалось, изменилось многое: строительство спасательного поста и климатопавильона не только не прекратилось, но и набрало обороты, а пляж, который торжественно открыли как общедоступный, вообще оказался «захваченным» предприимчивым предпринимателем. Но обо всем по порядку.

Первую остановку сделали возле климатопавильона. Ворота открыты настежь. Работы идут вовсю. Фасад не узнать: отделочные работы части здания уже полностью завершены. «Ни фига себе», — вырвалось у А. Лиева. Рабочие министра узнали сразу и бросились собирать вещи, при этом пытаясь закрыть ворота. Но не успели. «Да мы не работаем. Вот приехали вещи забрать», — оправдывались строители. Мешки с цементом, звуки работающего перфоратора свидетельствовали об обратном. «Звоните начальству, — сдались мужики, – какой с нас-то спрос». На информационном щите были все нужные телефоны. Дозвонились. Пообещали, что на сей раз стройка действительно будет прекращена. «Виноваты. Но теперь честное слово», — уверял застройщик. Рабочие погрузили вещи в машины, ворота закрыли. Надолго ли? Сказать сложно, нужен контроль, причем постоянный. И это уже забота местной власти.
Едем дальше. Шлагбаум. Мимо такого интересного туристического объекта проехать просто грех. Останавливаемся. Окно «малой архитектурной формы», в народе «будки», закрыто куском фанеры, рядом ни души. Ждем. Наконец-то клиентов увидели, и к нам не спеша с чувством достоинства главного «за проезд» подошел молодой человек. Одет как и положено охране: в плавках и шлепках. Вопрос: «чей шлагбаум», оказался для парня неожиданным. «Сим-сим» открылся беспрепятственно. Охранник стал оправдываться, уверять, что денег не берут. Лиев позвонил в исполком с требованием прислать рабочего с «болгаркой». Чтобы не тратить время впустую, в ожидании пока доедут из исполкома к концу Профессорского уголка, решили пройтись по пляжам. Две пляжные карты, находящиеся рядом с шлагбаумом, принадлежали учебно-оздоровительному лагерю «Политехник-1» национального университета «Львовская политехника». Нас сюда не пустили. Вход только по пропускам. Детский лагерь: вопросов нет. Имеют полное право.
Следом за ним пляж со странной табличкой: «Пляж ОК ЖСК СКМ». «Можно пройти на пляж», — интересуемся у охранника.

«Нет. К нам вход только по пропускам», — отвечает он.

«По каким-таким пропускам», — удивляемся мы.

«Этот пляж в аренде и вход на него только по пропускам», — тоном, не терпящим возражений, сказал охранник.

- «А за деньги можно?» — спросил молодой человек, который проходил мимо и услышал наш разговор.

-«Нет. Только по пропускам», — сказал явно довольный собой охранник.

Разговорились с молодым человеком. Выяснилось, что парень из Самары, приехал не один. В Алуште второй день. Поселились в пансионате. «В первый день на пляж попали с трудом. Нигде не пускали. Только по пропускам. Женщина одна, спасибо, провела, хоть искупались. А сегодня в пансионате нам выдали пропуск, но пляж далеко. И я решил пройти, узнать, может за деньги можно. Мне вот этот пляж очень понравился. И я подумал, может платный, может сюда можно заходить», — он искренне делился с нами своими проблемами, видя в нас друзей по несчастью.

«Простите, что так получается, — сказал А. Лиев. — Пляж будет открыт и Вы сможете им пользоваться. Я — министр курортов и туризма республики. Сейчас мы с этим разберемся. Месяц назад я его (пляж – авт.) открывал как общедоступный. Завтра можете приходить».

«Спасибо», — сказал растерявшийся парень. Такого развития событий он явно не ожидал.

А вот на охранника известие о том, что перед ним министр, никак не подействовало. «Пляж взят в аренду», — заявил он.

«В аренду можете взять что угодно, но вход должен быть бесплатный», — парировал А. Лиев. И обратившись к туристу, сказал: «Извините, бывает у нас. Завтра приходите».

Эпизод красноречивый. Сколько не рекламируй Крым и не зазывай туриста, а после такого приема вряд ли захочется сюда еще раз вернуться. А человек в Крыму впервые, ему нет и 30. Но, увы, никто не думает, а кто к нам, в Крым, приедет завтра, стараясь урвать сегодня и сейчас.

Пока ждали приезда чиновников исполкома с обещанной болгаркой, успели пройти еще несколько пляжных карт. Ситуация везде одинаковая. Ни одного щита с информацией об общедоступности пляжей: оздоровительный, пляж пансионата, по пропускам. Завершили обход у пляжа санатория «Морской уголок». «Это санаторий еще с коммунистических времен», — заверил нас один из охранников. Возразить было сложно, санаторий по закону имеет право ограничить доступ на пляж.
Вернулись обратно. Здесь нас уже ожидали начальник отдела по курортам и туризму Алуштинского исполкома Валерий Петровский, рабочий с «болгаркой» в руках, арендаторы ряда пляжей. Первым делом демонтировали шлагбаум. Кстати, этот процесс одобрен был далеко не всеми участниками происходящего. «Я против демонтажа, — сказал директор «Политехника» Николай Бродский. — Шлагбаум закрывал доступ машинам. Вот пока мы здесь стоим, уже восемь машин проехало. Свою позицию он пояснил так: «Моя позиция простая: ни одной машины на пляже не должно быть. В мире есть такое, чтобы люди отдыхали, а у них на голове стояли машины?».

Его поддержали и предприниматели, взявшие в аренду один из пляжей на данной территории. «Вы сюда ночью придите и посмотрите, что здесь творится», — рассказывала Виктория, арендатор одного из пляжей.

«Мы вынуждены были камеры видеонаблюдения поставить. Можем вам показать, что делается», — поддержал ее партнер по бизнесу Александр, показывая нам проект обустройства пляжной территории, согласно которому шлагбаум предусмотрен.

«Знаете, сколько наши охранники каждое утро мусора собирают. Вот вам и бесплатное. А люди утром приходят и такое видят», — делилась бедами арендатора пляжа Виктория.

Их тоже можно понять. По словам Виктории на обустройство пляжа были потрачены огромные средства: более полумиллиона гривен. Пляж пострадал от шторма. Завозили гравий, тоннами. Разработали проект обустройства территории. Провели канализацию. Туалеты, правда, построить не успели. Предприниматели, говорят, что им их не дали построить. А Валерий Петровский, начальник отдела по курортам и туризму, уверяет, что вопрос строительства туалетов пока проходит процедуру согласования в исполкоме и решение скоро будет принято. Кстати, предприниматели – все четверо арендаторов пляжа – приехали, как только охрана сообщила им, что здесь комиссия. Люди явно переживали за свое детище. И здесь ситуация не была такой уж «патовой», потому что арендаторы пляжной территории признавали свои ошибки, на наших глазах установили информационный щит, свидетельствующий о доступности пляжа.

А вот арендатора пляжа ОК ЖСК СКМ, на который нас не впустили и охранник которого пререкался с министром, не было. А увидеть его очень уж хотелось, потому что выяснилось, что пляж принадлежит учебно-оздоровительному лагерю «Политехник-1», и у него одну из пляжных карт попросту отобрали!

«Наша территория использовалась под вывоз строительных конструкций во время ремонта Набережной. Мы дали согласие на все это. Убрали весь мусор. Потом вдруг появился какой-то хозяин. Он говорит, у меня документы на пляж. Я написал заявление в исполком. Жду ответ», — пояснил ситуацию директор «Политехники» Николай Бродский.

Тут же последовал звонок министра в правоохранительные органы, и на пляж прибыли сотрудники милиции. Только им охранник назвал фамилию «владельца» пляжа. Им оказался некто Гафаров. Директор «Политехники» написал заявление в правоохранительные органы. Отбирать документы было не у кого – охранник их не имел, «хозяин», по его словам, был за пределами Алушты. Теперь все вопросы будут решать правоохранительные органы и «Центр» будет следить за развитием событий.

Три часа проведенные в Алуште выявили такую массу нарушений, что волосы дыбом. Вплоть до криминала. Неужели это все не видят власти, правоохранительные органы? Чем мы вообще занимаемся, господа? И на какое развитие туристической отрасли можно рассчитывать в будущем, и стоит ли вкладывать деньги в этот бизнес, если сами представители туристической отрасли убеждены в том, что самая эффективная мера в наведении порядка – шлагбаум? Кстати, никто из участников дискуссии не предложил альтернативу шлагбауму, чтобы машины не проезжали на пляж, к примеру, цветочные клумбы. В процессе спора вдруг выяснилось, что на этом грязном неухоженном участке пляжной территории, принадлежащей «Политехнике», по плану уже давным-давно должна находиться волейбольная площадка! И никто не спросил за все эти годы: а почему ее нет? Пора бы наконец понять, что в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке, когда у клиента выбор мест отдыха значительно расширился, нужно менять подходы к развитию отрасли. Только при условии, что у нас будет чисто, опрятно и комфортно, к нам поедет иной турист, не со своим куском колбасы и бутылкой водки… А что еще делать на таких, извините, пляжных территориях? К счастью, такая ситуация не на всех пляжах Крыма, но об этом в следующей статье.

По материалам: investigator.org.ua