Таможня намерена вывести бизнес из офшорной «тени»
Государственная таможенная служба Украины планирует выполнять план по поступлениям в госбюджет за счет выведения бизнеса из тени. Об этом глава ведомства Игорь Калетник сказал во время подписания соглашение об информационном сотрудничестве с Государственной налоговой службой. Как обещают главы обоих ведомств, за счет усиления межведомственной кооперации будет получена возможность задействовать механизм детенизации экономики: расширение оперативного обмена информацией позволит более эффективно и быстро отслеживать налоговые риски и контролировать налоговые обязательства при совершении экспортно-импортных операций. По предварительным оценкам, благодаря такому информационному сотрудничеству в бюджет в рамках борьбы с теневой экономикой дополнительно будет привлечено как минимум 1 млрд. гривен.
«Сегодня и налоговая, и таможенная служба полностью находятся в графике выполнения поставленных задач по взысканию налогов и наполнению бюджета. На сегодняшний день мы даже идем с небольшим опережением. При этом планка, которая поставлена таможенной службе, почти на 30 миллиардов больше, чем та, которая была в 2011 году. А если брать по отношению к 2010 году – то это плюс 60 млрд. Мы понимаем, какая значительная часть импорта находилась в тени еще 2,5года назад. В 2012 году наша задача – собрать для бюджета 137 млрд.грн.именно за счет вывода из тени той части импорта, которая декларируется не своим наименованием, которую намерены оформлять за счет занижения таможенной стоимости», - сказал глава ГТС.
В качестве примера господин Калетник рассказало том, что еще в 2009 году, с одного теплохода товара в Одессе собирали налогов в пределах 500-600 тыс.грн. Сегодня эта цифра в среднем составляет 21-23 миллиона. То же самое касается оформления контейнеров. Примерная уплата налогов с одного контейнера с обувью или одеждой составляет около 700 тыс.грн., а два с половиной года назад это было 50 тысяч.
«Это все те средства, которые находились в тени и потом использовались для дальнейшего увеличения теневого оборота, которые негативно влияли на бюджет страны и могли использоваться на что угодно, в том числе, возможно, на финансирование терроризма, наркотраффика, на покупку оружия. Сегодня благодаря совместной работе с налоговой службой мы должны четко понять, где находится субъект, который работает прозрачно и честно платит налоги, к кому мы можем применить все формы упрощенного контроля – и таможенного, и налогового, а где находится тот сомнительный субъект, который имеет намерение осуществить незаконную операцию», - сказал Игорь Калетник.
Соглашение, которое было подписано главами двух ведомств, предполагает, что по единому протоколу передачи данных службы будут обмениваться информацией в режиме онлайн. Данные будут передаваться автоматически через ftp-сервер, который позволит исключить «человеческий фактор» и повысить эффективность работы обеих служб.
Глава налоговой службы Александр Клименко напомнил, что обмен данными между двумя структурами начался еще в 1995 году, но тогда он осуществлялся на магнитных носителях раз в месяц.
«Сегодня разработан единый протокол, который позволяет нам получать информацию каждые 15 минут и проводить работу в режиме онлайн, - заявил Александр Клименко. – Таким образом, мы усилим межведомственную кооперацию и получим возможность задействовать механизм детенизации экономики. Увеличение оперативного обмена информацией между налоговой и таможенной службами позволит более эффективно и быстро отслеживать налоговые риски и контролировать налоговые обязательства при совершении экспортно-импортных операций. По предварительным оценкам, благодаря такому информационному сотрудничеству в бюджет в рамках борьбы с теневой экономикой дополнительно будет привлечено как минимум 1 млрд. гривен. Кроме того, мы получаем уменьшение недобросовестной конкуренции на рынке и соответственно, улучшение бизнес-климата в стране».
Предполагается, что таможенная служба будет передавать данные грузовых таможенных деклараций, по которым уже завершено оформление, а также те, которые только поданы (в режиме реального времени). Налоговики, в свою очередь, будут делиться с коллегами из таможни информацией о плательщиках налога на добавленную стоимость и субъектах хозяйствования, которые проводят внешнеэкономическую деятельность.
«Важно, что этим соглашением предусмотрен целый ряд важных, новых инструментов, которые будут направлены, прежде всего, на легализацию тех субъектов, которые нацелены на минимизацию и уклонение от уплаты налогов, - отметил глава ГТСУ Игорь Калетник. - Анализ данных, которые мы провели совместно с налоговой службой, свидетельствует о том, что 75% субъектов внешнеэкономической деятельности до настоящего времени используют посреднические схемы, так называемые непрямые контракты. Еще часть субъектов используют оффшорные зоны. Мы должны откровенно сказать, что посреднические схемы сегодня разрешены законодательством. Поэтому посредническая схема таможенного оформления товара не должна стопроцентно ставиться под сомнение. Этим соглашением мы предусматриваем, что с помощью налоговой службы, которая имеет в некоторых направлениях больше данных, мы сможем минимизировать деятельность именно тех, кто будет иметь намерение использовать оффшорную или посредническую схему для того, чтобы уклониться от уплаты налога в полном объеме». Он подчеркнул, что оба ведомства сделают все возможное, чтобы создать комфортные условия для ведения бизнеса тем субъектам внешнеэкономической деятельности, которые работают честно. «Задача сегодня - максимально упростить условия для ведения бизнеса, максимально дать возможность быстрого таможенного оформления, - подчеркнул Игорь Калетник. - Соответствующие шаги уже сделаны - 3 тысячи субъектов внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день уже осуществляют оформление деклараций в электронном виде. Мы планируем, что до конца этого года 50% субъектов внешнеэкономической деятельности будут осуществлять оформление в электронном виде, не выходя из своего офиса. Поэтому очень важно сотрудничество между налоговой и таможенной службой, которое позволит своевременно предусмотреть возможные риски, максимально использовать пост-аудит-контроль. Комплекс этих мер даст и дополнительные деньги для бюджета и очередной импульс для тех субъектов, которые являются сегодня легальными, которые при таможенном контроле используют простые, понятные и публичные схемы оформления, в том числе с подачей экспортной декларации и с перечислением средств. Поэтому усилий одной таможенной или налоговой службы здесь мало, тут важно объединение наших усилий для совместного результата».
Глава налоговой службы Александр Клименко подчеркнул, что одно из важных направлений в совместной работе – это контроль за возможным «псевдоэкспортом». Если ранее такие схемы были довольно примитивными и осуществлялись без фактического проведения экспортной операции и расчетов с нерезидентом с подделкой грузовых таможенных деклараций, то со временем они «модернизировались» в соответствии с мерами, принимавшимися контролирующими органами. В частности, в схемах начали использовать предприятия с признаками фиктивности, так называемых производителей товара, привлекать в качестве нерезидентов зарегистрированные в оффшорных зонах подконтрольные предприятия, через которые осуществлялось перечисление валюты для закрытия контрактов, и т. п.
Вместе с тем, товары псевдоэкспорта могли многократно возвращаться на таможенную территорию Украины по стоимости в несколько раз ниже экспортированной стоимости и повторно использоваться в псевдоэкспортной операции - то есть применялась схема так называемого карусельного характера. И чтобы отследить таких предприимчивых «бизнесменов», приходилось приложить немало усилий, как налоговой, так и таможенной службам.
Введенные критерии риска экспортных операций предусматривали возможность дополнительных форм таможенного контроля - осмотр, отбор образцов для проведения экспертизы, проверка достоверности документов и т. д.
Со временем многие теневые схемы удалось прикрыть. Но криминальный бизнес не стоит на месте. Сегодня тот, кто хочет сэкономить на уплате налогов, все равно предпочитает сотрудничество с криминальными структурами, которые готовы за определенный процент решить «насущные проблемы». В последнее время схемы минимизации налоговых обязательств за счет экспортных операций трансформировались в плоскость «продажи» налогового кредита по НДС и осуществления так называемых нетипичных экспортных операций. Схема выглядит примерно так. Например, плательщику реального сектора экономики надо уплатить 10 миллионов в бюджет, но он считает, что для него это много и готов заплатить два миллиона. То есть на остальные 8 миллионов ему нужно где-то взять нулевую ставку по НДС. И самый простой способ - провести экспортную операцию. Сам он это сделать не в состоянии. Поэтому находятся специализированные криминальные группировки, которые готовы оказать такую услугу. И если бизнесмен хочет сэкономить 8 миллионов гривен, которые должен был уплатить в качестве налога на добавленную стоимость, то с такой суммы он отдаст 20-30% в качестве гонорара тем, кто поможет ему в построении теневой схемы.
«Мы говорили о псевдоэкспорте, который есть. Согласно нашему сотрудничеству таких субъектов было выявлено 88. Им доначислено более 56 миллионов налогов. Все эти деньги были уплачены в бюджет, - рассказал глава Налоговой службы Александр Клименко.- Но здесь очень важно понимать, что налоговая и таможенная служба работают над тем, чтобы найти эффективные механизмы, которые позволят наполнять бюджет, но при этом не добавят какое-либо давление на реальный сектор экономики. Это сверхзадача нашего сотрудничества».
По материалам mair.in.ua