Новый след в деле об убийстве Щербаня

556

…Намедни автору этих строк довелось общаться с майором Мельниченко. Уж больно хотелось спросить у обладателя пленок «о секретах Вселенной» из кабинета Кучмы, что у него есть по делу Щербаня. Майор заявил о наличии пленок по делу Щербаня накануне сам, объявив об этом во всеуслышанье и сказав, что ему нужны несколько сот «добровольцев» для расшифровки и распространения «правды» о данном убийстве. Вопрос — где был майор раньше и почему «всплыл» только сейчас по делу Щербаня, уже риторический. Давно известная примета о том, что если появляется беглый майор с пленками на ту или иную тему, то значит – это кому-то нужно, опять «сработала». Можно по — разному относится к пленкам майора, и к нему самому, да только в деле Щербаня все сильнее пахнет некой спецоперацией, причем пахнет не совсем приятно. То количество всевозможных странностей и нестыковок, которых в упомянутом деле было изначально предостаточно, позволяет судить о том, что ликвидация Щербаня и еще нескольких лиц была спецоперацией неких структур с самого начала – уж больно много концов было спрятано в воду еще в середине 90-х…

Исчезнувший охранник

В 2006 году автор этих строк имел несколько продолжительных бесед с одним из самых близких к экс-премьеру Павлу Лазаренко людей неким Константином Агеевым. Мой собеседник являлся бывшим сотрудником 9-го управления КГБ, а в бытность Павла Ивановича главой Кабмина занимался непосредственно охраной Лазаренко. Потом, когда Лазаренко оказался в США по известным причинам, Агеев стал его адвокатом и доверенным лицом в Украине, и имел в качестве адвоката доступ к делам, по которым проходил бывший глава украинского правительства. Благодаря Агееву удалось тогда ознакомиться с материалами уголовного дела по убийству Щербаня. Бывший охранник Лазаренко обратил мое внимание на некоторые нюансы в деле, которые его насторожили…

Речь шла о начальнике охраны Евгения Щербаня, который обеспечивал безопасность своему шефу в том числе и в тот день, когда Щербаня расстреляли в аэропорту. Так вот, материалы допроса этого самого начальника охраны, равно как и данные о нем самом исчезли из материалов дела еще в момент начала следственных мероприятий. Известно, что незадолго до смерти Щербань сменил руководство своей службы безопасности, которая, несмотря на все опасения Щербаня за свою жизнь и его заявления об угрозах, безопасность своему боссу так и не обеспечила. Еще раз акцентирую внимание на том, что никаких материалов о допросе тех, кто занимался охраной Щербаня, в деле не имеется. Как будто погибший народный депутат и бизнесмен, глава крупной компании и вовсе не имел охраны. Охрана у Щербаня была, но только после его смерти ее и след простыл. Еще более любопытно, что сразу после убийства в офис концерна «Атон» проникли неизвестные, перевернувшие вверх дном офис и всю наличную документацию. Охранники на входе беспрепятственно пропустили «гостей», не предъявивших никаких опознавательных ксив, и только после отъезда интересующихся документацией Щербаня группой лиц в офис нагрянули сотрудники силовых структур…

А силовых структур изначально в расследовании дела Щербаня задействовано было много. И милиция, и прокуратура, и СБУ. Каждое ведомство до того момента, как дело об убийстве было передано в отдел по особо важным делам Генпрокуратуры, проводило оперативные мероприятия. Ибо изначально было неясно, какое ведомство будет заниматься убийством Щербаня – аэропорт является стратегическим объектом, убит государственный деятель (народный депутат), а само преступление можно было бы классифицировать как теракт, поскольку в результате проникновения на территорию аэропорта неизвестных лиц было совершенно преступление, в результате которого погибло и ранено несколько человек. То есть, СБУ, в чью прерогативу входило расследование подобных преступлений, занималось в начале оперативно – следственных мероприятий делом Щербаня плотно. В любом случае главы всех ведомств каждый день держали отчет перед первыми лицами государства. Стало быть, для отчета должны были иметь информацию о том, как продвигается расследование этого резонансного преступления. То есть, информация была и потом была передана в Генпрокуратуру. И наверняка та же СБУ в любом случае держала руку на пульсе расследования данного преступления…

Молчание «стукачей»

Я неспроста перечислил все структуры, на плечи которых свалилось расследование убийства Щербаня в начале следственных мероприятий. У каждой из них – огромные возможности в розыскном деле, большая база «информаторов» и других способов добывать информацию официальным и не очень путем. Вопрос только один- неужели при всем наличии таких возможностей нельзя было в кратчайшие сроки и по горячим следам выйти на участников преступления? И неужели при всем наличии огромной базы «информаторов», осведомителей и внештатных сотрудников всех силовых структур нельзя было предотвратить заказное убийство, потрясающее своей наглостью, расследование которого затянулось на шестнадцать лет?

Дабы пояснить масштабы странностей расследования убийства Щербаня, вкратце напомню обстоятельства самого преступления. Убийство Евгения Щербаня было совершено в аэропорту среди бела дня группой людей, проникнувших на территорию летного поля в костюмах сотрудников аэропорта. Подготовка к убийству велась больше месяца. В операции по ликвидации Евгения Щербаня было задействовано около двадцати человек – в основном, играющих вспомогательные роли и бывших на подстраховке у троих исполнителей убийства — Болотских, Зангелиди и Пушнякова. На непосредственно исполнителях убийства я еще остановлюсь, и пока сделаю акцент на тех стоящих «на стреме» лицах, помогавших киллерам. Подстраховывали троих исполнителей несколько человек, держащих наготове транспорт, средства связи, снаряжение, оружие, ведущих наружное наблюдение. Вдобавок ко всему у киллеров была схема аэропорта, данные о рассредоточении милиции и ППС на территории, и другие полезные данные, благодаря которым можно было бы рассчитать пути отхода группы исполнителей после убийства. То есть, наверняка был свой человек, и скорее всего, не один, на территории объекта.

Преступники несколько раз перед убийством проникали на территорию аэропорта в форме его сотрудников, рискуя примелькаться и нарваться на какую-либо проверку. Опять — таки, могли засветиться и подвергнуть риску выполнение задачи еще до ликвидации Щербаня. Само по себе мероприятие было более чем рискованным для киллеров, и необходимо было продумать и учесть в точности все нюансы. Непосредственно во время акции и в процессе ее подготовки преступники вели переговоры по рации, по мобильным телефонам – в частности, о том, что Щербань вылетел из Москвы чартерным рейсом с дня празднования серебряной свадьбы Иосифа Кобзона, киллерам было сообщено их предводителем Кушниром по мобильному телефону. То есть, кто-то сообщил преступникам о том, что Щербань вылетел и необходимо занять нужные позиции в аэропорту. В материалах дела об этом ни слова. То есть, проверка контактов киллеров через мобильные телефоны (которые стоили в 1996 году как автомобиль и являлись редкостью) либо не была проведена, либо материалы проверки также исчезли…

И вот теперь масса вопросов. Неужели среди всей группы лиц, прямо или косвенно участвующих в выполнении задачи по устранению Щербаня, не было тех, кто не прокололся и не «слил» информацию, в итоге дошедшую бы до силовых ведомств? В это не верится хотя бы потому, что группа Кушнира была «на слуху» в Донецке, который хоть и столица Донбасса, но по существу, город маленький, и каждый входящий в криминальный мир персонаж либо слышал, либо догадывался, либо имел информацию, что такое – группа Кушнира, и какие дела за ней числятся. В особенности, если учитывать, что это была далеко не первая акция «кушнировцев», повлекшая за собой кровь и милицейские «глухари». То есть, группу давно должны были «вести» — либо УБОП, либо СБУ, либо другие структуры. Даже если учесть некий фактор «неуловимости» группы, то в любом случае месячное подозрительное «топтание» вокруг аэропорта непонятных лиц и подготовку к акции должны были «срисовать» силовики. Кто-то должен был слить информацию о том, что в аэропорту что-то готовится. В любом случае. И видимо, слил. Однако преступление не было предотвращено. Вопрос - почему?

Преступников должна была бы «срисовать», в конце концов, и служба безопасности самого Евгения Щербаня. Который, кстати, незадолго до убийства, по информации автора этих строк, стал водить дружбу с высокими чинами из силовых структур, порекомендовавших депутату сменить охрану и предложивших взамен своих людей в службу его безопасности. Вопрос- куда делись эти люди в момент убийства Щербаня и что они делали до этого на протяжении месяца, пока велась подготовительная работа по его устранению?

В акции по устранению Щербаня все было продумано и построено до мелочей. Однако факторов риска было множество. Это и находящиеся в курсе участники группы, которых было несколько десятков человек, и всевозможные внешние факторы, способные в любой момент сорвать операцию. Киллеры должны были быть уверены в том, что у Щербаня не будет охраны, что он не окажет сопротивление, что ему на помощь вовремя не придут милиция или ППС, и что в ситуацию не вмешается еще кто-то. Иначе акция не имела бы смысла. Кто-то дал твердые гарантии, что Щербань вылетел из Москвы, что у него не будет охраны, и что с места преступления можно будет беспрепятственно уйти…

Кстати, о Москве. Об этом городе я еще упомяну ниже в другом аспекте. Сейчас хочу сказать только, что Вадим Болотских, который, по его собственному признанию, застрелил Евгения Щербаня, и был ранен своим напарником Зангелиди во время расстрела нардепа у трапа самолета, чуть позже после преступления беспрепятственно покинул территорию Украины, и долгое время лечился в госпитале Минобороны Российской Федерации…

«Курсант – недоучка»

Вадим Болотских – еще одна «странность» в деле Щербаня. Выше я описал саму ликвидацию Евгения Щербаня и связанные с ней некие «непонятки». Убийство можно смело назвать «идеальным», если уподобиться создателям детективного «фольклора». Акция была продумана до мелочей, и условия для устранения народного депутата были насколько благоприятными, что задумаешься поневоле- то ли киллерам повезло несказанно, во что не верится, потому как такие акции никогда не совершаются в расчете на только лишь везение, то ли кто-то эти условия создал. И создал их тот, кто знает толк в подобных делах. Однако, несмотря на кажущуюся простоту задания, в деле был необходим исполнитель — профессионал, способный завершить идеально продуманный план.

Вадим Болотских не только выполнил задачу «курка» — то есть, застрелил Евгения Щербаня, но и сам фактически организовал, продумал все тактические мероприятия по убийству народного депутата и главы концерна «Атон». Пути отхода, отработка плана действий, работа с планом аэропорта, расстановка участников акции – все было продумано Болотских до мелочей.

Странность Болотских – в его биографии. В расследовании дела об убийстве Евгения Щербаня, возобновленном недавно Генпрокуратурой , Вадим Болотских, отбывающий доселе пожизненное заключение в Луганской области, вдруг оказался важным звеном в деле, способным пролить свет на ситуацию с заказчиком данного преступления. От Болотских ждут показаний в свете последних разговоров сотрудников Генпрокуратуры о причастности к заказу на убийство Щербаня Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко. Однако Болотских в свое время так и не признал факт получения денег за убийство Щербаня, подтвердив только что получил семьсот с копейками долларов от людей Кушнира в качестве оплаты за проживание в гостинице, питание и покупку костюма. Адвокат Дмитрий Поезд, защищавший Болотского во время досудебного следствия в 2001 – 2003 годах, считает, что Болотских не будет оговаривать кого-то, и вряд ли изменит свои показания на предмет получения денег непосредственно от заказчика на убийство Щербаня. «Насколько я знаю Болотских, он не пойдет ни на какие сделки. Не будет делать ложных заявлений. Болотских прошел в свое время подготовку в антитеррористическом подразделении. Он не болтун», — утверждает Дмитрий Поезд.

В связи с этим вопрос – кто такой, собственно, Вадим Болотских, он же «Вадик Москвич»? Из его биографии в материалах дела следует, что родился Болотских в 1968 году, чуть больше двух лет проучился в высшем военно-командном училище МВД в Новосибирске, затем проходил службу в армии, охранял заключенных. Автору этих строк еще стало известно, что Болотских увлекался литературой по взрывному делу еще с училища МВД, из которого был отчислен за конфликт с преподавательским составом. Однако был на хорошем счету как неглупый и инициативный курсант. Удалось узнать, что Болотских после армии проработал сторожем-охранником в одном из московских кооперативов во время перестройки, а потом вдруг пропал из официальных данных учета граждан…

«Вынырнул» Болотских в середине девяностых в Донбассе. Сюда он приехал уже признанным авторитетом в области всевозможных диверсионных мероприятий. Сам он объяснял свои поездки в Донецк тем, что навещал своих знакомых (Кушнира и его окружение), которым помогал в их делах. Болотских обвиняли в организации взрыва на стадионе «Шахтер» , когда был убит Ахать Брагин, еще в нескольких убийствах, в организации которых подозревался Болотских, однако признался «Москвич» только в убийстве Щербаня. И то после того, как был вывезен из России специальным «кортежем» через леса в ходе совместной операции украинских и российских силовиков. Кстати, в материалах дела нет этого факта — признание Болотских оформлено как «явка с повинной», несмотря на то, что было заявление его гражданской жены Марии о пропаже Болотских без вести.

«Его кололи какими-то препаратами всю дорогу из Москвы в Киев, везли в машине через леса. На всех КПП тем, кто вез Болотских, отдавали честь», — рассказывает адвокат Болотских Дмитрий Поезд. По словам адвоката, когда он вошел в дело, Болотских уже дал признательные показания по Щербаню. Возможно, что «Москвичу» дали понять на границе во время поездки через лес, что он вывезен нелегально и о его местонахождении может никто и не узнать, если он не даст признательные показания. Как я уже упомянул, в материалах дела о том, как попал в Украину Вадим Болотских, нет ни слова…

Однако здесь следует задаться другим вопросом. Что происходило с курсантом – недоучкой Болотских после того, как он оставил службу в армии и поработал сторожем в кооперативе? Операция по устранению Евгения Щербаня, в которой Болотских признался, выглядит фактически идеальной для профессионала подобных дел. В училище МВД Болотских этому научить не могли. Равно как и не мог он научиться подобным вещам, конвоируя зеков по этапу. И даже работа сторожа в кооперативе вряд ли могла в этом ему помочь…

Возможно, что таланты Болотских еще во время учебы в училище могла заприметить одна из многочисленных спецслужб, под крылом которой он и проходил дальнейшую подготовку и повышал свой, так сказать, профессиональный уровень, слава о котором докатилась аж до Донбасса…

Если предположить, что Болотских таки причастен к убийствам Брагина и Момота (он поначалу подтверждал, что консультировал группу Кушнира по этим убийствам, а затем отказался от своих показаний), то выходит, что «Москвича» целенаправленно привлекали к «разборкам» и переделу власти в Донбассе. И если предположить, что Болотских работал под российскими спецслужбами (кстати, в госпиталь Минобороны обычный курсант-недоучка и конвоир просто не попал бы, особенно с таким ранением, и особенно после убийства Щербаня ), то остается только догадываться, какие интересы у этих самых служб были в Донбассе в середине девяностых…

На сегодняшний день Болотских, по словам его бывшего адвоката Дмитрия Поезда, скорее всего, ожидает , что его передадут России, где он может рассчитывать на пересмотр дела.

А Генпрокуратуре, возможно, придется, наконец отрабатывать все версии убийства Евгения Щербаня, в котором за эти шестнадцать лет странностей только добавилось. Например, непонятно, что стало с бизнесом Евгения Щербаня – кому и в каких долях он был продан или передан? Например, дом Щербаня, куда потом, по данным автора, въехал нынешний нардеп от Партии регионов Нурулислам Аркаллаев.

А вот, кстати, наверняка служба безопасности того же Рината Ахметова в свое время проводила свое альтернативное расследование убийства своего фактического компаньона по «Индустриальному Союзу Донбасса». Было бы интересно узнать …

Вообще, с этими службами безопасности в девяностых была настоящая беда. Начальники охраны куда-то девались, а их боссы гибли. Взять, например, то же дело Ахатя Брагина – как могла его служба безопасности допустить, чтобы кто-то долбил несколько ночей подряд бетонную плиту под vip-ложей стадиона «Шахтер», да так, что ни один мент, ни один бандит, не говоря уже о службе безопасности самого Брагина, об этом даже услышать не могли… Опять-таки, информаторы и осведомители, видимо, выходные были или в запое. А тот факт, что о перемещениях подъезжающего к стадиону Брагина его убийцы спокойно объявляли друг другу по рации, и их эфир никто из силовиков так и не подумал прервать или вставить свои пять копеек, тоже как-то смущает…

Кстати, есть ведь в Донецке люди, которые могли бы рассказать о системе безопасности того времени у Брагина. Например, нынешний заместитель главы донецкой областной организации «Фронта змін» Сергей Чирин. Он тогда с Брагиным работал, отвечал как раз, насколько известно автору этих строк, за безопасность. Хотя может быть, автор ошибается…

Прокуратуре скоро, по всей видимости, придется сдувать архивную пыль не только с дела Щербаня. Потому как много факторов указывают на то, что резонансные убийства в девяностых годах в Донбассе как-то связаны друг с другом тем или иным образом. Исполнителями, загадочными исчезновениями материалов дела, начальников охраны, внезапной сердечной недостаточностью у тех, кто знал очень много… Так что – продолжение следует….

По материалам ord-ua.com