Украинская прокуратура требует жертв

464

За их жизни боролись дипломаты, политики, журналисты. Им удалось выжить в одной из самых страшных тюрем мира и вернуться домой, к семьям. Но на свободе они были ненадолго. На днях Деснянский суд столицы вынес приговор двум морякам судна «Би Атлантик» Владимиру Устименко и Юрию Датченко, которых в 2007 году задержали в Венесуэле, предъявив сомнительное обвинение в контрабанде наркотиков и связях с наркомафией. В Киеве моряков арестовали прямо в зале суда и отправили в Лукьяновское СИЗО. Им предстоит отсидеть 5 лет – ровно столько, сколько оставалось в Венесуэле. У одного из них выйти живым на свободу шансов почти нет.

Хочешь жить - заплати

Об истории этих двух моряков узнала вся страна после того, как их родственники провели пресс-конференцию, где рассказали, что Владимир и Юрий находятся в тюрьме, а за то, чтобы там выжить, надо платить 6 тысяч долларов в месяц. Такова «такса», которую установили сами зэки. Тех, кто не хочет платить, могут просто убить, поскольку охрану тюрьмы осуществляют ее же узники. А полиция появляется всего два раза в сутки, чтобы пересчитать тех, кому все-таки удалось выжить.

«Одиннадцать дней мы находимся в антисанитарных условиях, - сказал капитан корабля Владимир Устименко во время прямого включения из карцера венесуэльской федеральной тюрьмы.- В основном, здесь сидят за наркотики и убийства. По камере бегают крысы и мыши, много комаров, и есть вероятность заражения малярией, лихорадкой. Второй день нам не дают воды. Мы можем здесь умереть. На наших глазах уже убили заключенного, который должен был выйти буквально через несколько дней. Он отказался платить за свою безопасность. Мы не виноваты. У нас на борту не было никакого оборудования для погружения в воду, и мы не могли прикрепить эти наркотики».

Больше ста килограмм кокаина, о которых рассказал Владимир Устименко, полиция онаружила в венесуэльском порту Маракайбо, обследуя днище швейцарского сухогруза «Би Атлантик». Пакет был спрятан на глубине восьми метров под водой. Украинский экипаж сухогруза отпустили почти сразу, а капитана и его второго помощника оставили под домашним арестом в ожидании суда. Но потом власти Венесуэлы неожиданно приняли решение о переводе украинских моряков в федеральную тюрьму, где вместе с ними в камере находилось около 80 человек.

«Судно перевозило уголь. На борту не было специально обученных людей и оборудования, чтобы привязать мешок с кокаином. Не водолазам вообще это не реально сделать, - рассказала МАИР дочь капитана Наталья Устименко. - Во-первых, большой вес - 128 кг. Во-вторых, на судне находились филиппинцы, которые не в первый раз уже были в Маракайбо и которые сказали, что этот груз кочует с судна на судно. И местные власти забрали 6 судов, подбрасывая наркотики».

Описывая подробно, что произошло тогда в Венесуэле, моряки и их близкие не скупились на подробности. По их словам, 12 августа 2007 года (после окончания погрузки) местные власти провели проверку подводной и надводной частей судна, стоящего у причала, на предмет наркотиков. Причем эти проверки запросила сама компания-судовладелец. Причина - напряженная обстановка, сложившаяся в Венесуэле из-за наркотраффика. Доскональное обследование, дважды проведенное со специально обученными собаками, засвидетельствовало: наркотиков нет. Для прохода по фарватеру, чтобы выйти в открытый океан, нужен был лоцман.

Судно вывели на ближний рейд, поставили на якорь и стали ждать лоцмана. Но вместе с ним 13 августа прибыли полицейские. Тогда-то в районе пера руля, на глубине восьми метров ниже ватерлинии, были обнаружены 128 килограммов кокаина. Наркотики привязали к винту… веревками.

Три года моряки ждали, что суд разберется, а их невиновность будет доказана. Но в итоге их приговорили к девятилетнему заключению и отправили отбывать срок в тюрьму Сабанета, которая находится на острове Маргарита в Карибском море, в 60 километрах от материковой части. Ее относят к тюрьмам, где надо платить не только за воду и еду, но и за право на жизнь. По некоторым данным, на каждых 150 заключенных здесь приходится всего один охранник. В тюрьме нередки бунты. Самые кровавые из них произошли в средине 1990-х. В январе 1994 года там погибло 108 заключенных. В 1995 году 196 заключенных были убиты, 624 получили ранения.

Пришлось пережить бунты и нашим морякам. Позднее они расскажут журналистам о том, что на огромной территории Сабанеты расположены бараки с заключенными, которые поделены на группировки. Там постоянно стреляют - банды выясняют отношения. И жертвой такой «разборки» мог стать кто угодно и когда угодно.

«У меня на глазах убили двух человек, кровь текла под ногами. Во время проверки оружие прячут, а потом снова достают», - рассказал Юрий Датченко.

Чтобы не умереть с голоду, еду нужно было покупать. Как и лекарства. К счастью, судовладелец оказался порядочным и верующим человеком. Он не бросил своих подопечных даже после того, как власти Венесуэлы забрали у него балкер.

Но вода была настолько некачественная, что у Владимира возникли очень серьезные проблемы со здоровьем. «Папе пришлось удалить одну почку, - говорит Наталья. – Впоследствии врачи приложили немало усилий, чтобы вторая заработала хотя бы на 30%. Папа пережил три операции».

В Сабанете украинцы пробыли полгода. Все это время родственники моряков обращались за помощью к украинским и иностранным дипломатам, журналистам, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Нине Карпачевой, написали письмо Президенту Украины Виктору Януковичу, в котором просили гаранта обратиться с письмом к главе Венесуэлы Уго Чавесу. Совместными усилиями удалось добиться возвращения Владимира и Юрия на родину в декабре 2010 года. Правда, прямо с самолета их сопроводили в Лукьяновское СИЗО.

Без эмоций

В марте текущего года Деснянский районный суд столицы, рассмотрев дело моряков, засчитал им в наказание время, которое они провели в венесуэльской тюрьме и под домашним арестом - 3 года и 7 месяцев. После вынесения приговора Владимира Устименко и Юрия Датченко сразу же освободили.

Но прокуратура подала апелляцию, считая, что судья, рассматривавшая дело венесуэльских пленников, превысила полномочия. Мол, в силу определенных международных договоренностей она должна была подтвердить вердикт иностранного суда, а не выносить новый приговор. Апелляционный суд принял во внимание доводы прокуратуры и вернул дело на новое рассмотрение. Правда, и во втором случае, уже другая судья, подтвердила решение, вынесенное коллегой. Но прокуроры оказались настойчивы в своем желании добиться жесткого наказания и отправить моряков за решетку.

Им это удалось. На последнем заседании Деснянский районный суд Киева вынес решение о том, что Владимир Устименко и Юрий Датченко должны провести в заключении еще пять лет.

Наверное, с точки зрения политических отношений и закона можно объяснить подобную настойчивость представителей надзорного ведомства. Но так ли нужно приносить в жертву людей, которые натерпелись столько, что будут долго расплачиваться своим здоровьем за тот роковой, последний рейс? Тем более, что так и не появилось серьезных доказательств, подтверждающих их связь с наркомафией. Разве что злополучный груз, который непонятно как и кем был прикреплен к балкеру.

Наводит на размышление еще один факт. В апреле этого года в Венесуэле задержали 20 членов экипажа греческого судна MariaL. Среди них, кроме наших соотечественников, были греки, чилийцы, индонезийцы. На этот раз полиция нашла 400 килограммов кокаина. Причем снова в подводной части судна. Возле рулевого устройства.

По материалам mair.in.ua