Слежка за украинским народом!
В июле жительнице Симферополя Ирине (фамилию называть не пожелала) пришло письмо из налоговой. В нем инспекторы напомнили женщине о необходимости предоставить декларацию о доходах за 2010 год. Свою настойчивость они объяснили тем, что крымчанка купила себе мазду стоимостью около 200 тыс. грн., тогда как ее официальные заработки за последние три года были меньше стоимости иномарки.
Ирина, наверное, выбросила бы такое послание в мусорное ведро, но ее насторожила следующая фраза: «В случае непредоставления декларации налоговая инспекция самостоятельно определит сумму денежного обязательства. При этом к плательщику налога применяется штраф в размере 25% суммы начисленного налогового обязательства». Тут же — куча ссылок на разные статьи нового Налогового кодекса.
— Действительно, сейчас я не работаю, левых заработков практически не было. И декларировать мне особо нечего. Чтобы купить машину, пришлось долго собирать, кое-чем помогли родители, — оправдывается Ирина. — Придя в налоговую, я рассказала все как есть. Женщина-инспектор попросила изложить мои аргументы в письменном виде и сказала, что будут дальше разбираться. Жду, чем закончится дело...
Глава Госналогслужбы Александр Клименко подчеркивает: отслеживая дорогостоящие покупки, его ведомство понимает, на чьи доходы нужно обратить особое внимание
Что может выдать
Вот так фискальные органы начинают использовать новые методы борьбы с теневыми заработками украинцев. Основной инструмент в этой работе — базы данных, которые стекаются в налоговую из самых разных ведомств. Они позволяют сравнивать, сколько официально зарабатывает тот или иной гражданин и что может позволить себе на самом деле.
Помимо базы ГАИ о регистрации транспортных средств в поле зрения налоговиков находится информация об операциях с недвижимостью и землей. «Мы также сделали анализ данных о регистрации предприятий на физических лиц. Как оказалось, некоторые люди в Украине вносят в уставные фонды десятки миллионов гривен, но при этом показывают официальный доход в 10 тыс. грн.», — рассказал Weekly.ua глава Государственной налоговой службы Александр Клименко.
Налоговики утверждают, что данные об операциях по обмену валют, которые с недавнего времени осуществляются только по документам, налоговая в своей работе использовать не может — банковская тайна не позволяет. То же самое касается, например, депозитов.
Настойчивая налоговая
Если при проверке имеющейся информации у налогового инспектора закрадывается подозрение, что гражданин живет не по карману, начинается переписка, как в случае с обладательницей мазды Ириной. Сначала ревизор может просто пригласить подозреваемого в гости для добровольного заполнения декларации. Если тот не отреагирует — получит второе письмо, уже с упоминанием о штрафе.
«Чтобы вы понимали, мы не пишем кому попало. Как правило, уклонение от уплаты налогов видно невооруженным глазом, — пояснил в беседе с Weekly.ua один из высокопоставленных руководителей фискального ведомства. — Поэтому в процессе диалога с нашими инспекторами около 90% людей понимают, что легче заплатить положенные сборы, нежели пытаться опровергнуть очевидное».
Одним из таких адресантов стал некий гражданин А. из Краматорска, чью историю привела в качестве примера налоговая. Узнав, что этот человек купил автомобиль, не имея больших заработков, ревизоры начали «применять меры». В конце концов, мужчина признался, что работал на строительстве и получил... 18 тыс. грн. Из этой суммы 15% (2,7 тыс. грн.) ему пришлось отдать в качестве налогов.
Под прицелом ревизоров
Что же будет, если, допустим, кто-то не поддастся на ультиматум налоговиков? Действительно ли фискалы имеют право самостоятельно начислить налоговые обязательства лишь на основании дорогостоящей покупки? Замглавы налогового комитета Верховной Рады Сергей Терехин категоричен: «Наше законодательство не предусматривает такой возможности. Судя по всему, людей просто берут на испуг».
Косвенно его слова подтвердила пресс-служба Государственной налоговой службы. На официальный запрос Weekly.ua о законности таких требований уплаты налогов она дала ответ: «Соответствующая работа (по отслеживанию материального состояния людей. — Ред.) направлена на привлечение граждан к налогообложению, в частности, на условиях добровольной уплаты такими лицами причитающихся сумм налогов в бюджет».
Александр Клименко добавил: его ведомство может начислять налоги лишь при наличии доказательств, что человек имел незадекларированные доходы. Факт дорогостоящей покупки — не доказательство этого, он лишь помогает определить, на кого стоит обратить особое внимание. Потом уже налоговая либо пытается просто убедить, либо особо тщательно присматривается к источникам доходов этих украинцев.
Без суда и следствия
Впрочем, власть не намерена останавливаться на этом. Так, на прошлой неделе президент Академии финансового управления при Министерстве финансов Татьяна Ефименко предложила ввести так называемые косвенные методы определения налоговых обязательств — они позволят налоговикам начислять налоги лишь на основании расходов украинцев, не доказывая факта получения левых доходов.
Народный депутат Ксения Ляпина говорит, что подобная практика имеет место в нескольких странах Европы. «И в Украине об этом говорят уже давно. В цивилизованной стране использовать косвенные методы, может, и было бы правильно. Но есть все основания подозревать, что у нас это будет применено, мягко говоря, наихудшим образом», — отметила она.
Как предполагает Анна Яренко, юрист юркомпании Astapov Lawyers, «от установления норм, регулирующих порядок применения косвенных методов, могут пострадать в первую очередь чиновники, доход которых не соразмерен с их расходами». Поэтому, по ее мнению, в ближайшее время ожидать принятия таких норм не стоит.
Соседи могут сдать
Следом за налоговиками следить за благосостоянием украинцев принялись социальные службы. С 1 декабря они начали оценивать благосостояние украинцев, претендующих на получение различных льгот (пособий по уходу за ребенком, скидок на услуги ЖКХ и т.д.). Пока это эксперимент, но если он завершится удачно, то совсем скоро на основании расчетов соцслужб наших людей будут лишать государственной помощи.
Как рассказали Weekly.ua в Минсоцполитики, оценка будет проводиться следующим образом. При подаче заявления на получение льгот гражданин должен будет подробно описать: где работают члены семьи и сколько зарабатывают, в каких условиях живут и какими дорогостоящими вещами владеют (автомобилем, бытовой и компьютерной техникой, драгоценностями и т.д.).
«Каждая из таких характеристик имеет свой вес и обычно хорошо освещает уровень благосостояния домохозяйства. Каждому показателю присваивается коэффициент, который трансформирует его в определенную долю оцениваемого дохода. Вычисленные таким образом доли суммируются, а полученная сумма и есть оцененный доход заявителя», — пояснили в ведомстве.
Конечно, заявитель может приуменьшить свой достаток, чтобы получить льготы. На этот случай инспекторам разрешили проверять достоверность поданной информации. Для этого, как и налоговики, они могут обращаться к официальным базам данных, выясняя, какое имущество было куплено за последнее время. Инспекторы также могут просто-напросто нагрянуть в гости или же расспросить о вашей жизни соседей.
Субсидии не положены
В том что далеко не все претенденты на льготы и субсидии от государства их заслуживают, в Минсоцполитики уже убедились. До того как начать оценивать благосостояние граждан по всей Украине, социальные службы обкатали новую систему в некоторых районах Волынской, Кировоградской и Черниговской областей.
«Граждане неполностью декларируют свои доходы в 85 случаях из ста», — рассказал Weekly.ua директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Мущинин.
Пока никого из тех, кто слукавил о своем благосостоянии, социальной помощи лишать не будут. Но ситуация изменится, как только правительство примет проект специального постановления, которое пылится в кабинетах на Грушевского. Согласно ему внедрение методов непрямой оценки доходов граждан в полном объеме предусматривается с 1 апреля 2012 года.
Главное, как считать
Разворачивая слежку за достатком украинцев, налоговые и социальные органы, прежде всего, работают на единую цель — устранить дыры в государственном бюджете. Однако уже сегодня, пока процесс пребывает на начальной стадии, есть много вопросов относительно эффективности подобной работы, как и справедливости ее применения по отношению к отдельным категориям населения.
Скажем, кто сомневается, что инспектор не закроет глаза на несметные богатства, если его отблагодарить за это? Тем более если у подозреваемого есть связи в верхах. Поэтому проверки налоговых и социальных органов рискуют обрушиться не на действительно состоятельных людей, а на тех, кто просто не может официально устроиться на работу или получает черную зарплату.
Да и начинать, наверное, стоило бы не с простых граждан, а с чиновников. «Вот непонятно, почему налоговики не спрашивают, откуда такие дорогие часы у членов правительства?», — говорит первый замглавы налогового комитета Верховной Рады Сергей Терехин. Или, например, почему бы налоговикам не посетить Межигорье...
По материалам cripo.com.ua