Каста неприкосновенных

501

Вскоре полномочия членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) увеличатся вдвое, а переизбираться они смогут любое количество раз. По крайней мере, такой вывод напрашивается из характера и скорости продвижения соответствующего законопроекта через парламент. Проблема состоит только в истинных мотивах подобного самопожертвования. Идет ли речь о рьяном и бескорыстном желании работать на благо независимого правосудия или же грядет всего лишь долгосрочная кадровая консервация ВККС, выгодность работы в которой за последние полтора года стала очевидной и неоспоримой
В сегодняшней повестке дня Верховной Рады содержится законопроект №9514 с расплывчатым названием «Об усовершенствовании положений о статусе членов ВККС». Накануне этот документ обсуждался на заседании парламентского комитета по правосудию, где и получил рекомендацию на принятие в первом чтении.

В отношении данного законопроекта настораживает уже тот факт, что представители нынешней власти много говорят об одних его положениях, но при этом категорически умалчивают о других. Так, и глава ВККС Игорь Самсин, лично прибывший на заседание комитета, и остальные участники дискуссии упоминали лишь о необходимости урегулировать вопрос с зарплатой членов ВККС. Но при этом никто из них не упомянул, что в этом же документе речь идет и о других, не менее значимых вещах. Во-первых, срок полномочий члена ВККС планируют увеличить с трех лет до шести. Во-вторых, из закона о судоустройстве и статусе судей убирается запрет на пребывание в должности члена ВККС два срока подряд. Излишне говорить, что количество сроков после этого становится неограниченным.

Помимо этого, нельзя не отметить и скорость продвижения законопроекта №9514 через Верховную Раду: документ был зарегистрирован 29 ноября, уже 7 декабря он получает одобрение профильного комитета, а через день выносится на рассмотрение в сессионный зал парламента. Не менее важно, что данный законопроект не значился в предварительной повестке последнего заседания комитета по правосудию — его внес с голоса народный депутат Владимир Пилипенко. Как следствие ситуация вокруг законопроекта №9514, кажется, имеет все признаки того, что представители нынешней власти чего-то очень сильно хотят для себя, но при этом прилагают все усилия для избежания огласки своих действий.

Для понимания процессов, связанных с разнородными продлениями сроков полномочий членов ВККС, необходимо вспомнить предысторию ее создания и формирования. Важно, что данный орган стал плодом прошлогодней судебной реформы, проведенной группой влиятельных юристов Партии регионов в кратчайшие сроки. «і» уже неоднократно писали о ключевых целях нового закона о судоустройстве и статусе судей, который регионалы, собственно, и именуют реформой — убрать из судов всех оппонентов и разделить влияние в судебном мире между ведущими юридическими группами нынешней власти. Эти цели ярко проявляли себя в течение всего времени с момента вступления в силу упомянутого закона.

В рамках судебной реформы процедура назначения, избрания и увольнения судей — святая святых судебной системы — была де-факто отдана в ведение всего двух органов: ВККС и Высшего совета юстиции (ВСЮ). И если сегодня в ВСЮ в разной степени представлены все юридические группы влияния нынешней власти, то в нынешнем составе ВККС опытный взгляд запросто определит наличие официальных и неофициальных квот, заполнявшихся под неусыпным взором ведущих провластных юристов. В этой связи вполне логично, что закон о судоустройстве и статусе судей существенно усилил и полномочия, и статус ВККС.

И пойди тут догадайся — увеличение сроков работы членов ВККС действительно связано с намерением улучшить деятельность данного органа по формированию судейского корпуса или влиятельные люди при власти увидели выгоду в фиксации прежде всего неформальных квот на более длительный временной период. И это при том, что по времени своего появления законопроект №9514, вероятно, совпал с еще одной важной тенденцией — с уменьшающимися шансами Игоря Самсина занять кресло председателя Верховного суда. Ну, а в последние годы ВККС настолько плотно связана с именем господина Самсина, что работу Комиссии без господина Самсина вряд ли кто-то сегодня отважится себе представить.

Роль и значение ВККС в текущих реалиях отечественной судебной системы не стоит преуменьшать. Во-первых, вот уже более года Комиссия де-факто принимает конечные решения по бессрочному избранию судей. При этом мотивация предоставления рекомендаций судьям на бессрочное избрание стала, кажется, совсем уж недоступной для понимания обычным украинским гражданам — «і» неоднократно об этом писали. Во-вторых, вот уже год, как ВККС занимается подбором кандидатов на более чем шесть сотен судейских вакансий — речь идет о назначении судей на первый пятилетний срок. Естественно, что большинство из этих людей займут судейские кресла на десятки лет вперед. Не менее естественно, что за этими шестью сотнями последуют еще сотни судейских рекомендаций от ВККС.

И тут скорее всего уже не имеет особого значения, сколько будут работать на своих должностях члены ВККС — шесть, десять, двадцать лет или до гробовой доски. Гораздо важнее, что из попыток чуть ли не бесконечного пребывания в должности проистекают истинный образ мышления и истинная мотивация работы соответствующих людей в соответствующих креслах. Вот только насколько все это способствует становлению именно независимого, справедливого и объективного правосудия, а не достижению сумасшедших выгод отдельных лиц при власти — тот еще философский вопрос.

По материалам: state.eizvestia.com