Беспрецедентное напряжение. Как повлияла ситуация с «обменом пленных» на отношения Украины и Венгрии

269

В Украину вернулись трое из одиннадцати военнопленных, которых в начале июня Россия передала Венгрии. За все это время, украинская сторона пыталась выяснить, о ком идет речь и добиться встречи этих военных с консулом, но безуспешно. При этом в венгерском МИД заявляли, что часть военнопленных имеют паспорта Венгрии, другие приняли статус беженцев. Там утверждали, что пленные являются свободными людьми, их передвижение никак не ограничено. В то же время эту информацию опровергли в украинском внешнеполитическом ведомстве, а также в Главном управлении разведки Минобороны. Там заявили, пленные ограничены в возможности получения информации, к ним не пускают консула и даже их общение с родственниками лимитировано по времени и происходит в присутствии третьих лиц. В Киеве обвинили премьера Виктора Орбана в том, что он использует ситуацию с пленными в своих политических целях, демонстрируя, что якобы только он один может защитить венгров как в свое стране, так и за рубежом. В то же время, политологи считают, что бенефициаром всей этом ситуации является Россия, которой выгодно ухудшить и так непростые отношения между Киевом и Будапештом особенно перед вильнюсским саммитом НАТО, на котором вероятно, будут приниматься какие-то решения по Украине и в этом плане голос Венгрии очень важен.

В начале июня Русская православная церковь заявила, что якобы передала Венгрии 11 украинских военнопленных. Эта передача произошла без ведома украинской стороны. Как отметил представитель Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Андрей Юсов, разведка знала о том, что готовится такая операция и обращалась к венгерской стороне, чтобы получить информацию о пленных, но тщетно.

При этом вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен, который координировал передачу пленных, подтвердил информацию РПЦ, что она передала Будапешту украинцев «закарпатского происхождения». Украина практически две недели пыталась узнать, кого-именно россияне передали Венгрии и установить с пленными связь на уровне консульства, но безуспешно.

Позже уполномоченный по вопросам пропавших без вести Олег Котенко сообщил, что удалось установить местонахождение пленных, а также установить их имена. О большинстве из них до этого времени не было никакой информации, они считались пропавшими без вести. После этого МИД Украины потребовал немедленно допустить украинского консула к военнопленным. Тем не менее, государственный секретарь Венгрии Золтан Ковач 19 августа заявил, что Будапешт освободил украинских военнопленных. Он уточнил, что они были переданы при содействии Венгерской благотворительной службы Мальтийского ордена. Ковач добавил, что военнослужащие «хотели отправиться в Венгрию по собственной воле». Он также отметил, что большинство из них имеют венгерское гражданство, остальные приобрели статус беженца. Теперь они являются «свободными людьми», которые «могут оставаться в Венгрии или могут покинуть Венгрию в любое время по собственному желанию», добавил он. По его словам, правительство больше не отслеживает их перемещение.

Эту информацию опроверг спикер министерства иностранных дел Олег Николенко. По его словам, украинцы содержатся в изоляции, не имеют доступа к открытым источникам информации, их общение с родными происходит в присутствии третьих лиц, им отказывают в установлении контакта с посольством Украины. Он отметил, что такие действия Будапешта ставят под сомнение задекларированные гуманитарные мотивы вывоза украинцев в Венгрию и могут квалифицироваться как нарушение положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В свою очередь Юсов добавил, что от родственников пленных есть информация о том, что на самом деле они не были освобождены все это время. Эти военные находились в условиях под наблюдением, контакт и связь была ограничена, связь с родными в присутствии третьих лиц, лимитированная, сказал представитель ГУР. По его словам, то что сейчас украинское сообщество обсуждает эту ситуацию, ненормально, ведь событие, которое могло быть абсолютно положительным, превратилось в какой-то драматический детектив с очень ощутимым политическим подтекстом. В первую очередь, со стороны России, которая проводит ИПСО, добавил Юсов.

При этом министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что передача украинцев производилась в пользу премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. По его словам, по задумке, Орбан должен был показать венграм и в Венгрии, и за ее пределами, что он их единственный защитник. Вся эта операция была реализована в политических интересах одного человека, утверждает Кулеба.

На эти слова отреагировал министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто и подчеркнул, что венгерское правительство не имело никакого отношения к освобождению пленных. По его словам, одиннадцать человек были освобождены благодаря сотрудничеству Русской православной церкви и Мальтийской службы помощи. Он добавил, что в то же время в правительстве Венгрии рады, что это произошло, ведь «если хотя бы один человек вернется на свободу, это уже хорошая новость. А это в 11 раз больше». Сийярто еще раз подчеркнул, что эти люди могут свободно передвигаться и делать все то, что считают нужным, в частности, контактировать с кем хотят. Впрочем, венгерский оппозиционера Петер Марки-Зай напомнил, что к процессу обмена был привлечен вице-премьер Жолт Шемьен, что последний подтверждал публично. При этом он поинтересовался, что взамен российскому президенту Владимиру Путину пообещал официальный Будапешт.

В то же время, как стало известно, 20 июня, посольству Украины в Будапеште удалось вывезти из Венгрии трех украинских военнопленных. Они уже находятся на украинской территории, им предоставляется всевозможная поддержка, сообщил Николенко.

При этом уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец заявил, что Венгрия нарушила международное гуманитарное право, забрав украинских пленных из РФ без ведома Украины. По его словам, трое из 11 пленных уже вернулись в Украину, а Венгрия с самого начала данной истории подыгрывала российской пропаганде. Он отметил, что Венгрия получила пленных абсолютно тайно и без всякого информирования Украины — это нарушение международного гуманитарного права и Женевской конвенции. Лубинец говорит, было удивлением, что страна-член ЕС и НАТО может такое делать. Чиновник подчеркнул, что к украинским воинам в Венгрии не допускают дипломатов и не дают мобильные телефоны. По его словам, Киев знает, где они находятся, но хочет, чтобы Венгрия публично прокомментировала ситуацию. С самого начала это планировалось как информационная операция спецслужб РФ с привлечением Венгрии. Они будут продолжать искать новые возможности для дискредитации Украины, подытожил омбудсмен.

На самом деле, говорит политолог Дмитрий Тужанский, официальный Будапешт не мог отказать в принятии этих военнопленных, особенно если они этнические венгры или имеют второй паспорт, венгерский. В Конституции Венгрии написано, что защита венгров вне зависимости от того, где они живут и какое у них гражданство, – это конституционная обязанность правительства. Здесь такая ловушка, и россияне точно об этом знали, говорит эксперт. По его словам, неинформирование Киева до, во время или в первые день-два после передачи военных можно списать на деликатность дела или какие-то условия обмена, поэтому украинская сторона реагировала сдержанно. Но информацию о пленных Украина не могла получить больше десяти дней, а это означает, что вопрос превратился в политический. Политолог уверен, что венгерская сторона своим поведением играет на руку России, которая хочет в очередной раз спровоцировать дипломатический и политический конфликт между Киевом и Будапештом в преддверии саммита в Вильнюсе, где будут решаться вопросы по Украине и поэтому важно иметь поддержку Венгрии. Тужанский считает, что вот этот обмен уже спровоцировал беспрецедентный политический кризис между двумя странами.

О том, что речь идет о попытке рассорить украинский и венгерский народы, говорит и политолог Кирилл Сазонов. По его словам, речь идет о своеобразном подкупе венгерского президента Россией и попытке предоставить Венгрии статус посредника. При этом эксперт не исключил «новых фокусов» от Орбана и «грязной игры» от России, и предположил, что возможно, для таких обменов они будут заставлять украинских защитников делать антиукраинские заявления.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org