Госзакупки: война все спишет?

288

В связи со странными перестановками в Счетной палате эксперты гадают о намерениях Банковой, и, похоже, все сводится к попытке взять под контроль оборонные закупки. Так глава Счетной палаты Валерий Пацкан уволился по собственному желанию, написав заявление. Позже было объявлено, что он это заявление отозвал, однако еще через некоторое вовремя появилась информация о повторном заявлении. На его место Банковая активно продвигала двух своих представителей – Счетную палату должен был возглавить Геннадий Плис или Андрей Клочко. Однако парламентское голосование было провалено, и до сих пор непонятно, состоится ли новый конкурс.

Стоит вспомнить, что Валерий Пацкан попал в Верховную Раду по спискам БПП, да и Счетную палату он возглавил еще при Порошенко. Конечно его пребывание на должности вот уже четыре года президентства Зеленского выглядит странно, притом что за это время Ермак и Татаров успели поменять всю верхушку МВД, СБУ, Нацполиции, Генпрокуратуры, Минюста, ГБР и многих других ведомств, которые по плану должны были следить не только за криминалом, но и за коррупцией в действиях власти в тех органах, которые подконтрольны президенту. Более-менее, независимыми по-прежнему остаются НАБУ и САП. Однако складывается впечатление, что эта антикоррупционная независимость ненадолго. Так в САП ведомство работает практически благодаря его руководителю Клименко, несмотря на то, что в штате до сих пор не хватает прокуроров. В НАБУ все еще отсутствует полноценный глава, что тоже складывается на работе. Эти недочеты еще можно устранить, и очевидно скоро это произойдет, так как Запад в преддверии больших денежных вливаний по восстановлению постарается отодвинуть украинских коррупционеров от огромной валютной кормушки. Но на другие органы контроля это вряд ли распространится.

Назначив в Счетную палату своего человека, офис президента практически стопроцентно утвердит свое участие в ручном контроле над бюджетными средствами, и прежде всего те, которые касаются обороны. Счетная палата является органом финансового контроля от парламента, и это позволяло сохранять некую субъектность для того, чтобы изучать коррупцию. Например, ранее в Счетной палате отважились публично заявить о том, что вертикаль Зеленского неэффективно борется с коронавирусом, а также что половину спецфонда потратили на дороги. При этом еще 12 миллиардов гривен напротив не смогли потратить на лечение больных и доплаты медикам.

Теперь у Счетной палаты новые проблемы. Война внесла свои коррективы в бюджетное планирование. Если ранее около 10% бюджета пропускали через «Укравтодор», то теперь половину бюджета пропускают через Минобороны. Из обращения министра обороны к главе профильного комитета Верховной Рады стало известно, что Минобороны полагается 736 миллиардов гривен, а это больше половины больше всех бюджетных расходов. Более 400 миллиардов пойдет на социальные траты, включая зарплаты военнослужащим и около 300 – на материально-техническое снабжение. Также 155 миллиардов должны потратить на обновление и закупку вооружение и около 20 – на ремонт. Естественно такие колоссальные суммы должны привлечь внимание западных партнеров, но остаются еще 75 миллиардов гривен, контроля Запада над которыми скорее всего не будет. Около 50 миллиардов – расходы на вещевое имущество, около 20 – на питание и 6 – на топливо. Такие большие суммы дают шанс коррупции размахнуться. Причем речь не про Генштаб, непосредственно воюющий, а про Минобороны, которое занимается хозяйственными вопросами для армии.

Уже сейчас начались перешептывания о том, кто сколько получит по военным контрактам. К примеру, украинские производители берцев и камуфляжа заявляют, что в министерстве всячески увиливали от заключения контрактов, но при этом появились слухи, что берцы будут закупать в Турции по цене почти вдвое выше. То же самое касается и военной формы, которая в Украине стоит около 3 тысячи гривен, а турецкая обойдется около 6 тыс. Традиционно и бронежилеты «Корсар» приобретаются через различных посредников. Сначала это были чешские фирмы, а теперь польские и турецкие. Причем деньги практически сразу выводятся за границу, куда на них не упадет взор украинских антикоррупционных органов.

Антикоррупционеры пытались строить свой отчет по результатам – закупки в соответствующие нормативные акты, но этом очень не понравилось Минобороны. Не сработало и обращение народных депутатов. Так глава антикоррупционного комитета лишь попросить Минобороны ответить, по какой стоимости закупалось оборудование и бронежилеты – речь даже не шла об объеме закупок, а лишь о цене каждой единицы. Однако ведомство дало ответ, что эти данные будут опубликованы лишь через 70 дней после прекращения военного положения. Таким образом, закупки могут производиться у любых посредников и по любым ценам, в средства – сразу выводиться за границу, и никто ни о чем не узнает. Теперь же на этот вопрос не сможет ответить даже Счетная палата, которая отныне полностью подконтрольна Банковой, и все можно будет списать на войну.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org