Суд в Гааге огласит приговор по делу МН17: Спустя 8 лет узнаем правду?

387

Через восемь лет после сбития малайзийского Boeing 777 в небе над украинским Донбассом суд Гааги (Нидерланды) вынесет свой приговор в этот четверг, 17 ноября. Два с половиной года специалисты подробно разбирали документы, развенчивали теории заговора, исследовали альтернативные сценарии, прослушивали перехваченные телефонные разговоры и давали слово свидетелям.

Две трети погибших в крушении рейса MH17, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года, были нидерландцами, и именно нидерландский прокурор возглавил Международную следственную группу. В то же время Россия продолжает называть это дело политизированным, пристрастным и односторонним, хотя все аргументы, представленные Москвой, суд внимательно изучил. Ни один из подозреваемых в суде не появится, говорят специалисты, и даже если их осудят, вероятнее всего, за решеткой они не окажутся.

Объявление вердикта по делу запланировано на 14:30 по Киеву в судебном комплексе «Схипхол» возле Амстердама и будет транслироваться онлайн на нидерландском, английском и русском языках. Запись можно будет просмотреть в течение 48 часов после заседания, перейдя по ссылке.

Четверо подозреваемых отсутствуют

Процессу в деле МН17 предшествовало долгое и глубокое расследование, и после его начала также были предприняты все усилия. Судебный процесс, который начался в марте 2020 года и за которым можно было следить в прямом эфире в Нидерландах и за рубежом, насчитывал десятки судебных дней, пять судей и 102 папки с 36 000 страницами файловой информации. Сметные расходы – 54 миллиона евро. Для этого случая в закон были внесены поправки, чтобы отдельные части можно было рассматривать на английском языке. Также был построен специальный пресс-центр и впервые создан интерактивный вебсайт с обзором всех доказательств.

Контраст между утверждением обвинения и защитой разительный. Правосудие потребовало для троих россиян и украинца, находящихся под следствием, максимальное наказание: пожизненное заключение. Прокуратура обвиняет четверых в убийстве всех 298 пассажиров самолета Malaysia Airlines, в том числе почти двухсот нидерландцев.

Но трое из четырех подозреваемых лишь пожмут плечами, когда дело дойдет до обвинительного приговора. Ведь Сергей Дубинский, Игорь Гиркин и Леонид Харченко из Украины полностью проигнорировали суд и проходят в деле заочно. А россиянин Олег Пулатов получил юридическую помощь и утверждает, что не имеет никакого отношения к крушению рейса MH17, его адвокаты требуют оправдательного приговора.

«Это знание грызет ближайших родственников жертв катастрофы, как и тот факт, что есть еще много вопросов, ожидающих ответа. Например, кто нажал кнопку запуска «Бука», сбившем MH17? И каковы лица уполномоченных по запуску этой ракеты, как работает так называемая субординация? Да и какая польза от этого колоссального и дорогостоящего уголовного дела? Было приложено немало усилий, чтобы четверо подозреваемых предстали перед судом лично. Есть небольшой шанс, что они в конечном итоге окажутся за решеткой. Но хотя сегодня суд их осуждает, Россия своих граждан не выдает. И вопреки обещаниям премьер-министра Нидерландов Марка Рютте на следующий день после катастрофы, истина так и не поднялась на поверхность», – пишет издание Trouw.

Один из адвокатов родственников погибших рейса МН17 Петер Лангстраат говорит, что четверо подозреваемых по делу, которые считаются причастными к транспортировке и боевому применению ЗРК «Бук», не придут в суд на оглашение решения.

«Ни один из подозреваемых не предстанет перед судом из-за риска быть немедленно задержанным», – сказал он в комментарии «Укринформу».

По его словам, абсолютно непредсказуемо, каким будет судейский вердикт. В то же время отметил, что для него этот процесс очень особенный.

«Для меня это имеет большое значение, потому что я занимаюсь этим делом уже более восьми лет и потратил на него тысячи часов. Также я видел все эмоции и переживания моих клиентов не только в суде», – пояснил правозащитник.

Узнает ли мир правду через восемь лет?

Тем не менее, суд над MH17 вошел в историю. Каждое уголовное дело – это поиск истины. И если 17 ноября 2022 года суд согласится с прокуратурой, то, по крайней мере, станет ясно, как и почему был сбит Boeing 777 над Донбассом.

Истина, возможно, и не была обнаружена в ходе сложного процесса, но многие подводные камни все же были перемещены, говорят эксперты.

«Я требую вынесения обвинительного приговора из-за исторической регистрации этого варварского акта против человечества. Меня в основном не беспокоит личное пожизненное заключение преступников», – выразил свои чувства по поводу процесса Робберт ван Хейнинген, который потерял в авиакатастрофе брата, его жену и их сына.

Расследование крушения самолета прошло гладко: выяснено, что пассажирский лайнер был сбит над востоком Украины, где в то время бушевала война. В нем пророссийские ополченцы сражались против украинской армии. В бой вступили и российские солдаты: подозреваемый Пулатов – бывший подполковник армии РФ.

Однако Москва с самого начала отрицает свою причастность к катастрофе. Россия отказывается сотрудничать с уголовным следствием и предприняла несколько закулисных попыток затянуть и манипулировать расследованием. Так к делу подключились спецслужбы. Для Евросоюза причастность РФ к катастрофе MH17 стала последним толчком к введению санкций.

Из-за этого шума Совету по безопасности Нидерландов (OvV) и Совместной следственной группе (JIT) – партнерству Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины – удалось собрать значительное количество информации. Исследователи, среди прочего, тщательно изучили обломки, заслушали показания свидетелей и изучили радиолокационные изображения.

Ракета «Бука»

Все инженеры, участвующие в уголовном процессе, в качестве причины повреждений называют одно и то же оружие: ракету «Бук» серии 9М38. Именно потому, что после авиакатастрофы циркулировало так много дезинформации и заговоров, каждый мыслимый сценарий широко обсуждался и взвешивался. Например, гипотеза о том, что на борту рейса MH17 якобы была бомба. Заявления, сделанные российским режимом, также были признаны недействительными. В итоге прокуратура отвергла все альтернативы в пользу сценария с «Буком».

JIT пришла к выводу, что в день обстрела MH17 шли ожесточенные бои. Террористы «Л/ДНР» находились в тяжелом положении, несли потери и нуждались в помощи. Прослушанные разговоры 2014 года показывают, что четверо подозреваемых часто говорили о необходимости зенитных установок. Они могли использовать ракету «Бук», один из них так и сказал: «Это наша единственная надежда».

Их пожелания были «удовлетворены». В ночь перед катастрофой установку «Бук» действительно перевезли через российскую границу, утверждает исследовательская группа. Она кропотливо реконструировала маршрут транспорта. Например, аэрофотоснимки до и после крушения показывают, что в день катастрофы в поле возле Первомайского, находившегося в руках пророссийских боевиков, появились следы ожогов и от крупной машины. Эти отпечатки были опознаны экспертом как следы «Телара» – гусеничной пусковой установки, которая запускает ракету «Бук».

Ошибка в пылу битвы?

По словам экспертов, сбитие рейса MH17 было ошибкой в пылу боя, а не намерением. Свидетели показали, что группа мужчин, готовивших ракету «Бук», сначала была в восторге, когда с неба упал самолет. Но как только на месте крушения нашли чемоданы и игрушки, настроение изменилось: боевики, по словам очевидцев, были опустошены.

Расследования JIT и ОВВ, а также другие материалы и отдельные проверки по проверке их подлинности тоже показывают, по мнению прокуратуры, что террористы не осознавали, что это был пассажирский рейс.

Пулатов, Дубинский, Гиркин и Харченко сами не нажимали кнопку пуска ракеты «Бук». Но, согласно словам прокуроров в деле, это не имеет значения. Они считают, что четверо подозреваемых могли отказаться от планов запустить ракету и что им следовало обратить внимание на возможность поражения гражданского самолета.

Война в Украине повлияла на родственников жертв

Помимо установления истины, суд над MH17 также служит еще одной цели – справедливости. Большинство родственников жертв авиакатастрофы надеются, что вердикт подтвердит, что за трагедией стоит Российская Федерация.

При этом позиция России мешает справиться с их горем, и эта блокировка была еще больше усилена войной РФ против Украины. Родственники видят параллели между 2014 годом и настоящим. Они снова усматривают агрессию, саботаж и манипуляцию со стороны Кремля.

«Трудно продолжать, когда война в Украине заполняет ежедневные газетные колонки. Именно по этой причине далеко не все родственники относятся к уголовному делу с энтузиазмом. Уже заранее было учтено, что процесс MH17 будет затянутым делом. Снова и снова заседание, внимание СМИ и общества. Снова грусть, а очередной суд может нарушить процесс заживления», – отмечают нидерландские издания.

Другие же родственники, наоборот, неизменно благодарили журналистов и с удовольствием рассказывали о случившемся своим близким. Они также сделали это в Судебном комплексе. На глазах у всего мира около сотни человек поделились с судьями своими страданиями и воспоминаниями, рассказами о жизнях родных и друзей, полных планов на будущее, которые внезапно оборвались.

Все признают, что в Нидерландах еще никогда не случалось, чтобы так много людей последовательно использовали право говорить от имени жертв. По их словам, возможность заявить о себе была хорошей, хотя и сложной, для ближайших родственников.

Национальная травма

Позиция общества также была оправдана судом по делу MH17. Авиакатастрофа малайзийского Boeing 777 – это национальная травма. Нидерланды, жители других пострадавших стран и остальной мир смогли в прямом эфире наблюдать за тем, как вершится правосудие.

В дополнение к уголовному делу Гаага преследует два других пути, чтобы добиться справедливости. Например, в организации гражданской авиации ООН ICAO идет разбирательство, которое в конечном итоге может привлечь Россию к Международному суду. Ныне Европейский суд по правам человека также рассматривает жалобу Нидерландов на РФ и индивидуальные жалобы ближайших родственников.