Мирные переговоры в тупике?

554

Президент России Владимир Путин заявил о том, что переговоры с Украиной зашли в тупик. По его словам, изначально получилось выйти на определенный уровень договоренностей по вопросам гарантий безопасности для Украины, которые должны были распространяться на всю территорию страны, кроме Донбасса и Крыма. Но, подчеркнул глава РФ, якобы Украина отошла от этих договоренностей. Также он добавил, что «спецоперация» будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты все цели, которые были поставлены изначально. При этом спикер МИД России Мария Захарова сообщила, что переговоры с Украиной продолжаются в онлайн режиме. Она рассказала, что российская сторона и дальше обсуждает ранее поставленные вопросы «демилитаризации», «денацификации», признания Крыма и Донбасса. Информацию о том, что переговоры продолжаются, подтвердили и в Украине. В Офисе президента также сообщили о том, что они идут сложно, а РФ прибегает к тактике «публичного давления». Также известно, что глава украинской делегации Давид Арахамия начал обсуждение возможных компромиссов с военными. Как отмечают украинские эксперты, власти вынуждены считаться с ними, поскольку именно от них и зависят переговорные позиции Украины. Также они добавляют, что сейчас все ждут большую битву за Донбасс, именно ее результаты будут напрямую влиять на переговорный процесс.

Российский президент Владимир Путин заявил, что после встречи в Стамбуле переговоры с Украиной «снова зашли в тупик». По его словам, на этих переговорах обсуждались вопросы гарантий для Украины, которые касались бы всей ее территории, кроме Крыма и Донбасса. Но, отметил он, Киев отошел от этих договоренностей. Теперь уже требования безопасности — это одно, а вопросы регулирования отношений по поводу Крыма, Севастополя и Донбасса выносятся за рамки этих договоренностей, добавил Путин. То есть, подчеркнул он, создалась тупиковая ситуация. Также глава РФ добавил, что ему сообщили о том, что украинская сторона «что-то изменила в позиции по переговорам», но он сразу не узнал подробностей.

Кроме того, Путин заявил, что «спецоперация» в Украине будет продолжаться до полного завершения и достижения целей, поставленных в самом начале.

В свою очередь официальный представитель МИД России Мария Захарова сообщила, что РФ в онлайн режиме продолжает вести переговоры с Украиной по поводу прекращения военного конфликта. По ее словам, обсуждают вопрос о нейтральном, внеблоковом и безъядерном статусе Украины, ее «демилитаризацию», «денацификацию», восстановление статуса русского языка и «признание территориальных реалий», включая российскую принадлежность Крыма и независимость «ДНР» и «ЛНР». Захарова обвинила украинскую делегацию, что та стремится затянуть переговорный процесс, а не достичь согласия.

О том, что переговоры с Россией продолжаются, сообщил и советник главы Офиса президента, который входит в переговорную группу, Михаил Подоляк. По его словам, с россиянами говорить сложно. Он сообщил, что украинская делегация работает исключительно в рамках, являющихся проукраинскими и прозрачными. Кроме того, Подоляк заявил, что российская сторона придерживается своей традиционной тактики публично оказывать давление на переговорный процесс, в том числе за счет определенных публичных заявлений.

В свою очередь глава украинской делегации на переговорах, народный депутат Давид Арахамия опроверг заявления россиян о том, что Украина якобы отказалась от Стамбульского коммюнике и изменила свою позицию. Он сообщил, что переговоры по соглашению о гарантиях безопасности для Украины продолжаются в онлайн режиме. Украинская сторона придерживается Стамбульского коммюнике и не меняла своей позиции, несмотря на заявления министра иностранных дел РФ, сказал политик. По его словам, единственное отличие заключается в том, что украинская сторона не принимает во внимание все дополнительные вопросы, которые не были включены в Стамбульское коммюнике. Возможно, это и вызвало неверную интерпретацию текущего состояния переговорного процесса, предположил он.

К слову, Арахамия встретился с командирами подразделений Вооруженных сил Украины в Черниговской области, чтобы посоветоваться о возможных компромиссах с РФ. Он подчеркнул, что задача на переговорах – это юридически закрепить успехи Вооруженных Сил Украины. Именно их сила и смелость формируют переговорную позицию, отметил политик. По его словам, он хотел услышать позицию военных относительно того, что для переговорщиков может быть компромиссом, а что неприемлемо. Также он добавил, что в ближайшее время проведут подобные встречи в других регионах. В то же время журналист, который ранее был в составе украинской делегации в Трехсторонней контактной группе, Сергей Гармаш отметил, что военные настроены решительно – как минимум освобождать Донбасс. По его словам, если у них получится отбить битву на Донбассе, которую сейчас все ожидают, то они вряд ли остановятся на границах отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Поэтому все будет зависеть от исхода этой битвы. В России это тоже понимают, поэтому готовятся к этому серьезно, добавил журналист.

В то же время исполнительный директор Института региональных проблем (Россия) Наталья Линдигрин говорит, что Путин в своем заявлении четко обозначил «красные линии», на уступки по которым РФ не пойдет. По ее словам, для России «основополагающие вопросы» — это статус Крыма, Севастополя, Донбасса, и в них РФ будет «непреклонна». Она заявила, что признание статуса Крыма и независимости «ЛДНР» изначально было одной из главных целей «спецоперации» в Украине. То, что Путин на этом сконцентрировал внимание, добавила Линдигрин, это важный знак, который дает понять, что Россия сделала выводы из последних восьми лет взаимоотношений с Украиной. Также она уверена, что Киев сам все сделал для того, чтобы отношение России к Украине было «жестким и безапелляционным», поскольку не выполнял «Минские соглашения».

В свою очередь российский политолог Олег Неменский считает, что переговоры между Украиной и Россией должны продолжаться, потому что они имеют смысл для решения гуманитарных вопросов. При этом он добавил, что «вопросы сражений и мира в ходе переговоров не решаются».

В то же время Гармаш считает, что на данный момент обе стороны используют переговорную площадку скорее в информационном плане, в дипломатическом и в политическом. По его мнению, обе стороны сейчас не нацелены на урегулирование конфликта именно дипломатическим путем. Все прекрасно понимают, что позиции дипломатии будут определяться позициями на фронте, и сейчас решающая битва, которую все ожидают, определит позиции сторон на переговорах, отметил журналист. Тем не менее, он считает, что переговоры – это площадка, которую нужно сохранять, потому что на ней потом что-то может решиться. Кроме того, он предположил, что во время переговоров украинская и российская сторона по-разному понимают, что они обещали друг другу. При этом он уверен, что обвинения в прессе или какие-то политические заявления и риторика на переговорах могут быть абсолютно разными. По его мнению, на переговорах не звучит термин «нацизм» или еще что-то. При этом журналист добавил, что слышать друг друга стороны могут, когда в этом есть взаимная их заинтересованность. Если две стороны заинтересованы выиграть время, то они ведут переговоры, если две стороны заинтересованы в нахождении каких-то компромиссных позиций, то они будут их находить, добавил Гармаш.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org