СНБО взялся за Виктора Медведчука?
В ряде изданий все чаще появляются призывы посадить Виктора Медведчука и запретить ОПЗЖ. Однако все в этой ситуации не так просто.
Впервые политик столкнулся с неприятностями еще в феврале, когда СНБО ввел санкции против депутата ОПЗЖ Козака, а также ряда украинских телеканалов. Уже в мае и Козаку, и Медведчуку вручили подозрение в государственной измене и покушение на разграбление национальных ресурсов. Госизмена включает три эпизода. В качестве первого в СБУ указали подрывную деятельность против Украины. Следователи указывают, что якобы Медведчук передавал российской власти информацию о разведке нефтегазовых месторождений вблизи Крыма, чем причинил убытков на миллиарды гривен. По словам, генпрокурора Ирины Венедиктовой, без этой информации России пришлось бы потратить годы. В качестве второго эпизода глава СБЮУ Иван Баканов указал то, что Медведчук якобы переправил в Россию секретные данные о секретном подразделении ВСУ, в том числе о составе и размещении войск. По словам Баканова, данные сведения были предназначены для спецслужб РФ, впрочем больше про этот эпизод он не упоминал. В-третьих, Медведчуку вменяют информационную войну. Баканов утверждает, что шла вербовка тех кто отправлялся в Россию на работу или учебу.
Сам политик естественно все обвинения опровергал, но несмотря на это суд постановил отправить его под круглосуточный домашний арест. Это означает, что он должен оставаться дома, сдать загранпаспорта и носить электронный браслет, являясь на вызовы следователя. Затем уже 12 октября Печерский райсуд Киева решил отправить Меведчука под домашний арест ещё раз, но уже по другому делу, где он является подозреваемым. Арест будет действовать до 7 декабря. Впрочем, генпрокуратура просила арестовать Медведчука с возможностью выплаты залога в миллиард гривен, но суд это ходатайство отклонил. По второму обвинению ГБР вместе с генпрокуратурой подозревают Медведчука в государственной измене и содействию деятельности террористических организаций. По информации следователей, в 2014-2015 годах создавались искусственные препятствия для поставок угля, причем мешал этому якобы именно Медведчук, который в свою очередь организовал поставки угля из неподконтрольных ОРДЛО на госпредприятия Украины. Такие действия принесли сепаратистам более 200 миллионов гривен.
Впрочем, многие уже обратили внимание на то, каким способом СБУ и генпрокуратура получали информацию о действиях Виктора Медведчука, а об этом сами спикеры ведомств ни разу не обмолвились, ведь эта информация является тайной следствия. СБУ выложила в Ютубе аудиофайлы, которые должна служить подтверждением вины Медведчука. Через месяц после первого подозрения появился другой компромат, а именно 36 часов записи разговоров опального политика. В этот раз источники, откуда поступили пленки, также не были названы, но журналисты утверждают, что записи были переданы в СБУ, причем еще в 2014 году. Фактически это частные разговоры Медведчука с некими российскими политиками, руководителями ОРДЛО, а переговоры велись в период 2014-2017 гг. Сам политик неоднократно упоминает на записях тогдашнего президента Петра Порошенко. Подтекст преподносится так, что Медведчук фактически был официальным медиатором между Киевом, ОРДЛО и Москвой и фактически действовал от имени Порошенко и при его согласии. В свою очередь у экс-президента отреагировали и потребовали через суд, чтобы журналисты выложили пленки Медведчука в первозданном виде, а последние ответили, что это и так сделано. В команде Порошенко утверждают, что у 36-часовых записей оригиналов нет, и все это является монтажом Журналисты же отметили, что требования Порошенко рассматривают как вмешательство в их професиональную деятельность.
Фактически обвинения от СБУ и генпрокуратуры изначально строились на этих записях, а точнее на их фрагментах. Как утверждают эксперты, привлечь Виктора Медведчука к ответственности хотя бы по одному эпизоду обвинения вряд ли будет возможно. Сама генпрокуратура озвучила, что единственными доказательствами в деле политика являются эти аудиозаписи и электронная переписка, и все это – очень сомнительно. Доказать что электронное письмо было отправлено им лично, а не кем-то со стороны практически невозможно. Кроме того, сомнения вызывает и способ получения доказательств, что вляется еще более критическим моментом. Вынося решение о домашнем аресте, судьи просто перестраховались , учитывая резонансность дела. Хотя фактически изучив доказательства и способ из получения и вовсе должны были отказать в этой мере. Печерский суд также не поддержать ходатайства прокуратуры взять Медведчука пож стражу с залогом, хотя залог не был бы для него проблемой. кк тому же еще до суда Вадим Рабинович заявлял, что при необходимости этот зало внесут.
Самым главным вопросом станет вопрос законности получения доказательств, но и это ещё не все. Придется, например, доказать обвинение в разглашении государственной тайны – был ли у Виктора Медведчука доступ к такой тайне, кто и каким образом его оформил, и кто в Украине передал ему такие сведения. Наверняка у политика все шаги просчитаны так как он квалиф юрист. При всем этом никакие пророссийские высказывания не тянут на уголовную статью. И если и дальше будут появляться подобные невнятные обвинения против Медведчука или каких-либо других политиков, то все это может сыграть лишь против власти. Впрочем в генпрокуратуре с таким мнением не согласны. Там все еще утверждают что доказательств для выигрыша дела хватит, хотя сама Ирина Венедиктова также отказалась оценить законность их получения. По ее словам следователи лишь изучали записи и опрашивали свидетелй.
В «Слуге народа» заявляют, что посадка Виктора Медведчука – уже почти свершившийся факт и этим все не ограничится, будут и другие дела. Политологи же считают, что с обвинениями против Медведчука власть несколько опоздала. Момент был упущен, а сейчас судебная власть оказалась вне влияния президентской команды. Максимум чего может добиться Банковая – это продлить арест в декабре до января. Более того, расследованиях каких-либо серых схем, связанных с ОРДЛО, власти рискуют выйти на самих себя и обнаружить ниточки как в прошлому президенту, так и к нынешнему. Не секрет что и сейчас руководство страны причастно к контактам с самопровозглашёнными республиками. Всвязи с этим перспективы дела весьма туманны. Тем более, что примеры тому уже есть. Ведь с начала президентства Зеленского против Петра Порошенко открыто много уголовных дел, но ни одно не дошло ни до суда, ни до приговора.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org