Маркив рассказал о 3,5 года тюрьмы: меня поместили на этаж с ограниченными правами
Украинский нацгвардеец Виталий Маркив рассказал, какими для него были 3,5 года, которые он провел в заключении в Италии.
Об этом рассказал украинский нацгвардеец Виталий Маркив, передает Радио Свобода.
«Пребывание в тюрьме — это отдельный урок. Когда ты теряешь все и остаешься ни с чем, начинаешь обращать внимание на те вещи, которых раньше не замечал. На Майдане я научился ценить жертвенность, свободу и вдохновение, которую проявлял украинский народ, несмотря на препятствия. На востоке Украины, на войне, я научился ценить мужскую дружбу. Речь идет о моих побратимах, которые несмотря на все, не оставили меня в тюрьме, писали мне письма, были готовы приехать и свидетельствовать в суде. Это давало мне надежду, что я не один. Я обратился к греческой мифологии — или со щитом, или на щите — мы своих не оставляем. Я был уверен в побратимах, что они меня не оставят ни на поле боя, ни в тюрьме», — рассказал Маркив.
«Если говорить об итальянском законодательстве, то теоретически человек считается невиновным до третьей стадии осуждения. Но в действительности это не так. Как только ты переступаешь порог тюрьмы, то все — твои права, кем ты был — становится второстепенным. И входить в эти рамки для человека очень трудно. Особенно гражданским. Для военного немного по-другому, мы привыкли к соблюдению правил, выполнению приказов, дисциплине. Я был в одной из крупнейших тюрeм Ломбардии, там сидели осужденные за тяжкие преступления, меня поместили на этаж с ограниченными правами», — добавил он.
«День в тюрьме зависит от самого человека, тото, как ты сам себе его организуешь. Начинаешь свое свободное время приспосабливать к тамошним условиям. Буду откровенным, чего не хватает в тюрьме, так это свободного времени. И альтернатива такова: либо ты должен себя чем-то занять, или просто дуреть. Мне запрещали ходить в библиотеку. Все книги, которые я там читал, я получал благодаря моей жене Диане и моим родным. Они передавали мне разную литературу, и на патриотическую тематику тоже. Я прочитал Василия Шкляра «Черный ворон». Шкляр мне понравился как писатель. Еще поддерживал физическую форму, чтобы соответствовать образу военнослужащего», — добавил Маркив.
Напомним, 12 июля 2019 года итальянский суд признал служащего Национальной гвардии Украины Виталия Маркива виновным в смерти итальянского журналиста Андреа Роккелли в 2014 году. Маркив приговорен к заключению сроком 24 года. Сторона обвинения просила признать Виталия Маркива виновным и приговорить его к 17 годам заключения. Адвокаты Маркива требовали освобождения украинца из-за недостатка улик. 3 ноября 2020 года нацгвардеец Маркив оправдан апелляционным судом Милана.
В Киеве его встретили жена, родные, близкие и почетный караул на аэродроме Национальной гвардии.
«Главным фактором стала правда. Борітеся-поборете… Все обвинения были сняты не только с меня, но и со всей Украины», – сказал Маркив по прибытию. Он поблагодарил всех, в том числе дипломатов за свое освобождение из-под стражи.
Также он поделился своими дальнейшими планами: «Первая задача – продолжение службы в Национальной гвардии Украины». Кроме того, нацгвардеец планирует встречу с президентом Владимиром Зеленским.
Вместе с Маркивым прилетела омбудсмен Людмила Денисова. Она заявила, что нацгвардеец имеет все основания для обращения в ЕСПЧ, но это он должен решить с адвокатами.
По ее словам, сторона обвинения планирует подавать кассацию на оправдательный приговор украинцу.
Жена Маркива Диана трогательно рассказала о его возвращении на родину. «Виталий набрал меня где-то через час. Не верилось ни мне, ни ему», – сказала она.
Было очень много эмоций, поэтому первые слова мужа она не помнит. К приезду Виталия мама приготовила его любимое блюдо – печеночный торт. Об этом он сам попросил ее по телефону накануне возвращения.