Три уровня коррупции: как на самом деле проходят выборы
Традиционно ни одни выборы не обходятся без избирательной коррупции. В попытках повлиять на результат используются самые разные технологии. Кандидаты раздают гречку, создают сетки и отправляют на выборы клонов. Однако наибольшая коррупция «скрыта» в избирательных комиссиях. Независимо от того, сколько раздадут гречки, гарантии победы это не даст в отличие от другого способа – расстановки своих людей в комиссиях разного уровня.
Наивысшим уровнем является ЦИК, на которую возложены функции подготовки и проведения выборов, а также создание территориальных избирательных комитетов, которым поручено создавать комиссии так называемого нижнего уровня. Самым нижним уровнем в структуре являются участковые избирательные комиссии. Все комиссии формируют по принципу квот и включают в них представителей парламентских партий, а теперь и депутатских групп. Каждой фракции предоставляется по два места в территориальных избирательных комиссиях. Депутатским группам и договорившимся с ними партиям представляется еще по одному месту. Еще по одному представителю могут направить партии местного уровня, идущие на выборы в данном регионе. В итоге каждая территориальная избирательная комиссия состоит из не менее чем из 9, и не более чем из 18 членов. Официальную зарплату в комиссии получает лишь председатель, его заместитель и секретарь комиссии, а размер вознаграждения устанавливается местной властью в размере не менее чем средняя заработная плата по основному месту работу и не более чем заработная плата руководителя поселкового или городского головы данного населенного пункта. Все остальные члены комиссии официально зарплаты не получают, но при этом государство выплачивает вознаграждение за работу в день выборов, которое составляет 294,28 гривен. Если протокол подписывается в тот де день, то оплачивается один день, если на следующий – то два дня работы.
Столь мизерные выплаты стали одной из причин достаточно легкого подкупа членов избирательных комиссий, где формировался целый теневой рынок. Свои представители в комиссиях нужны преимущественно на двух этапах – регистрация на выборах и подсчет голосов. Высшим уровнем в коррупции стоит самая главная ячейка ЦИК, назначающая руководителей областных и городских избирательных комиссий. Эксперты утверждают, что партии платят за это нужным людям в ЦИК. Далее коррупция переходит в территориальные избирательные комиссии – там назначения делаются жеребьевкой и если со своими кандидатами в ТИК не повезло, то на выборы могут и не допустить. Соответственно задействуется как можно больше партий, которые договариваются между собой, а выигранные места впоследствии продают. Главными покупателями этих квот традиционно являются основные кандидаты в мэры со своими партиями. Нужно отметить, что именно в ТИК выносят решения о том, регистрировать или нет кандидата и партию на выборы. Особенно это касается регистрации клонов, которых в одних регионах легко допускают, а других нет. Все это делается по воле членов ТИК, работающих в угоду «клоновикам» или против них. На третьей самой нижней ступени распространяется самая главная коррупция, ведь именно члены ТИК непосредственно работают с бюллетенями, подсчитывают голоса и могут признать выборы на конкретном участке недействительными или преднамеренно исказить результаты. От территориальных до участковых комиссий подкупы происходят без всяких проблем. Считается что услуги председателя территориальной комиссии стоят 5 тысяч долларов, рядового члена комиссии – 1 тысяча долларов. Именно столько им платят за два месяца работы перед выборами, с момента начала регистрации кандидата, а также за день подсчета голосов. Нередко партии подкупают даже не отдельных членов комиссии, а целые группы комиссий на разных уровнях.
Без своих лоббистов в комиссии шансы на победу, а то и на участие становятся минимальными. В комиссии начинают придираться чуть ли не к запятым, а иногда доходит и до порчи бюллетеней. В случае если заказчик на участке проигрывает, то участковая комиссия может сделать выборы на этом участке недействительными.
Конечно, подобные схемы в масштабах страны требуют больших вложений. Если речь идет о прицеле на один горсовет, то суммы могут быть не слишком большими, но когда всеукраинские партии пытаются взять как можно больше советов по всей стране, то на это уходят десятки млн. долл. В ЦИК даже не спорят с тем, что подкуп членов на нижних уровнях действительно присутствует. Причем неотвратимость наказания не предусмотрена. В качестве одного из вариантов решения проблемы указывается официальное поднятие заработной платы членам комиссии. Но самым главным решением эксперты называют реальной ответственности. На данный момент ни исполнители, ни заказчики из партий, но спонсоры не несут никакого наказания. Если за это начнут сажать, то и выборы будут проходить совсем иначе. С другой стороны эта система касается не только избирательных комиссий, но и судов, правоохранительных органов, и даже самой Верховной Рады.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org