Темная башня Бойко
Постепенно набирает обороты скандал вокруг так называемой «Башни Бойко» - самоподъёмной буровой установки, а по некоторым сведениям даже не одной. Уже четыре месяца прошло с момента покупки первой вышки. Весной этого года, а точнее первого марта прошел тендер, согласно которому государственная компания «Черноморнефтегаз» приобрела морскую буровую установку. Её стоимость составила 400 миллионом долларов. В конкурсе участвовали две компании, а финалистом стал Highway investment processing. Один из собственников компании Эрик Ванагельс, а второй Стан Горин, оба латыши, время от времени таинственно мелькают в ходе всей истории, а затем буквально исчезают.
К слову, проиграла тендер компания Falcona Systems Ltd., одним из основателей который был все тот же Эрик Ванагельс. Сделка судя по всему оказалась очень выгодной, ведь рыночная стоимость проданной вышки составляла всего 250 миллионов долларов. Информация об этом стала информационным взрывом, поэтому незамедлительно последовала реакция министра Минэнергоугля. Он торжественно пообещал отыскать заказчиков этой «липы» и обратиться за помощью в СБУ, но так и не обратился. Зато в ответ получил судебные иски и стал ответчиком за упоминание «заказухи», правда на заседания не является.
Кроме того, информация вызвала резонанс и во власти. Проверку назначил сам Президент, в результате чего он посоветовал Юрию Бойко относиться к потребностям бюджета более чутко. Не оставили проблему без внимания и в СБУ, и в Генпрокуратуре, и в Госфининспекции. В результате всех действий и последствий Минтопэнерго пришлось вновь выступить по этому вопросу. На этот раз он заявил, что вышка действительно стоит 250 миллионов, а остальные средства пойдут на другие товары, от вертолетов и кораблей, до экологических проблем.
Зампред руководителя «Нафтогаза» Вадим Чупрун даже продемонстрировал на «5 канале» платежки, подтверждающие стоимость вышки 250 миллионов, а точнее, что перечислены 202 миллиона, то есть 80% от суммы договора. Дело было 14 июня. Уже в августе Госфининспекция огласила, что проплата за вышку составила 296 миллионов долларов, что составляет 74% цены договора. То есть согласно выводам Госфининспекции покупалась вышка 1-штука, по цене 400 миллионов. Хотя «Нафтогаз» утверждает, что вышка стоит 250 миллионов, больше верится именно в данные от проверяющего органа (по сути КРУ). Бойко в тоже время продолжал оправдываться, мол часть суммы пойдет для Highway investment за доставку вышки в Черное море. При этом в договоре указано, что продавец обязуется доставить вышку лишь в Сингапур, где и передаст покупателю. Внезапно выясняется, что исчезла тендерная документация, которая была опубликована в Вестнике госзакупок (оттуда и исчезла).
Выводы по закупке первой вышки можно сделать более верными, изучив документы по закупке второй вышки. Бойко утверждает, что к первой вышке отдельно приобретались «сопутствующие товары», различные бетономешалки, вертолет, резервуары для очистки воды. В тоже время у второй вышки они оговорены в договоре, как входящие в комплект. При чем речь идет обо всем перечислено министром в полном составе.
После ажиотажа топлива в огонь подлила и компания-продавец Highway investment. Она стала превращаться в «Летучий голландец». Канал Tvi продемонстрировал интервью с директором компании Станом Гориным. Тот рассказал, что от компании весьма далек и даже не узнал своей подписи на тех документах, которые Чупрун продемонстрировал в эфире. Затем Горин попросил не связывать его с сомнительными конторами.
Что касается организатора обеих компаний, участвовавших в тендере, Эрика Ванагельса, то он является практически бомжом. Он сильно пьет и не живет дома. Соседи, узнав, что Ванагельс продал Украине вышку за полмиллиарда, буквально рассмеялись.
И так, что мы имеем? 80% суммы в 400 миллионов долларов уже ушли за границу в качестве предоплаты. Вышки еще нет, а продавец уже начинает растворяться. При этом готовится покупка второй вышки. При этом её снова покупают у посредника, а не у изготовителя. Президент Янукович обратил внимание на эту тему, но схема продолжает выполняться. Куда идут бюджетные средства и кто будет за это отвечать? Очевидно, что в ответе будет не столько президентская команда, сколько сам президент.
Жигалова Татьяна, для job-sbu.org