Подозрение Порошенко — это юридический «трэш», необоснованный и незаконный
Подозрение, которое было подготовлено следователями Государственного бюро расследований – это юридический «трэш», оно необоснованное и незаконное.
Об этом заявил бывший Генеральный прокурор Руслан Рябошапка в интервью Олесе Бацман.
«Каждый юрист, кто хотел ознакомиться с этим документом, имел возможность это сделать, прокомментировать и собственно сделать свои выводы. То, что было предложено подписать, – это действительно юридический «трэш», который не выдерживает никакой критики. И очевидно, что моя подпись могла быть так же основанием для уголовного преследования в мою сторону. Потому что, во-первых, документ был необоснованным. И, во-вторых, он был незаконным. То есть то, в чем обвиняли пятого президента, не имело под собой достаточных оснований – не было никаких доказательств, подтверждающих эти действия. И собственно юридическая квалификация была фантастическая – в этих действиях нельзя было обвинить президента в то время», – отметил Руслан Рябошапка.
Он отметил, что каждый юрист, уважающий свою подпись и имя, не имел никакой возможности подписать такой документ.
Рябошапка предполагает, что Ирина Венедиктова, которая перешла на должность Генпрокурора просто из кабинета руководительницы ГБР может подписать любой документ, если таким будет указание руководства.
«Сегодня есть новый Генеральный прокурор, которая, возможно, является соавтором этого документа, она уже почти неделю Генеральный прокурор. Она может прекрасно подписать этот документ. Я не астролог и здесь я не могу предсказать. Я думаю, что она готова подписать все, что угодно, о чем ее попросят те, кто привел ее на эту должность», – считает Руслан Рябошапка.
Ирина Венедиктова. Кто она?
17 марта депутаты ВР собрались сразу на две внеочередных парламентских сессии. На первой они приняли законопроекты о мерах против вспышки коронавируса. А на второй сделали врио директора Госбюро расследований (ГБР) 42-летнюю Ирину Венедиктову новым генпрокурором.
Венедиктову, одногодку президента Владимира Зеленского и бывшего депутата от Слуги народа (СН), поддержали 269 депутатов. Причем «родная» ей фракция дала 224 голоса (из 248 возможных), — это на два меньше, чем нужно было для принятия решения. Но еще 45 депутатов от групп За будущее и Доверие (а также внефракционных) сказали Венедиктовой «да».
Среди них оказался даже львовянин Ярослав Дубневич, бывший депутат от БПП, а теперь представитель За будущее, которому Генпрокуратура в октябре 2019 года вручила подозрение в махинациях на закупках госкомпании Укрзализныци (дело сейчас слушает Высший Антикоррупционный суд).
Накануне голосования в партийных чатах СН депутатов настоятельно призывали приехать в Киев на внеочередную сессию. Но два десятка «слуг народа» не прибыли в Раду, а Елизавета Ясько и Дмитрий Кисель хоть и были в зале, но не голосовали за Венедиктову.
Ясько не стала объяснять НВ, почему не поддержала Венедиктову, заявив, что сделает это позже. А помощница Киселя объяснила, что у ее шефа «случилась осечка при нажатии кнопки «за».
Важный элемент Зе-команды
Венедиктова родилась в Харькове в семье милиционера. Ее муж Денис Колесник работает в органах внутренних дел, в подразделении киберполиции Харькова.
Сама новая генпрокурор до знакомства с Зеленским работала профессором кафедры гражданско-правовых дисциплин в Харьковском университете им. Каразина.
Зеленский еще был актером 95 квартала и собирал команду для похода на выборы, когда встретился с Венедиктовой. Представил ее будущему президенту нынешний первый вице-спикер ВР Руслан Стефанчук, — юрист, который на тот момент был знаком с харьковским профессором более 10 лет. Интересно, что в 2016 году оба — и Стефанчук, и Венедиктова, — участвовали в конкурсном отборе судей Верховного суда. И не прошли его.
Святослав Юраш из СН вспомнил, что когда он присоединился к Зе-команде в феврале 2019 года, Венедиктова в ней уже была. Депутат очень высоко оценивает вклад своей коллеги в победу Зеленского: «Она давала профессиональную юридическую экспертизу и отличалась большими усилиями. На парламентских выборах ездила по стране, упорно агитировала за партию и объясняла людям нашу миссию в государственном строительстве».
В партийном списке СН Венедиктова имела № 3
После победы на парламентских выборах она не только получила мандат, но и возглавила комитет по правовой политике. А 27 декабря 2019-го президент сделал ее исполняющей обязанности главы ГБР.
О близости Венедиктовой к Зеленскому знают все представители властной команды, — и когда глава государства представил ее в качестве кандидатуры на должность генпрокурора, никто не противился.
«У нас на фракции обсуждение ее кандидатуры увенчалось абсолютной поддержкой. Ее кандидатура не была сюрпризом. Венедиктова — человек, которого в команде хорошо знают и доверяют, — рассказал Юраш, — Других кандидатур не звучало».
Собеседники НВ в монобольшинстве связывают назначение Венедиктовой на место отставленного генпрокурора Руслана Рябошапки с зачисткой кадров Андрея Богдана, которой сейчас занят новый глава Офиса президента (ОП) Андрей Ермак. У последнего с Венедиктовой, по словам сразу нескольких депутатов СН, сложились «теплые отношения».
Будучи руководителем ГБР, она конфликтовала с Рябошапкой. Но запомнилась не только этим.
Так, нынешняя глава ОГПУ говорила о необходимости отменить амнистию участникам Майдана для «объективного расследования тех событий».
Кроме того, она сделала своими заместителем по ГБР бывшего адвоката Виктора Януковича Александра Бабикова. И хотя пояснила, что тот не будет соприкасаться с делами Евромайдана, многие политики и общественные активисты не поверили.
«На нее нападают все мои бывшие друзья и знакомые, с которыми мы вместе принимали участие в Евромайдане, — говорит Юраш. — Я же думаю, что именно она принесет нам успех в этих расследованиях».
Три недели назад Венедиктова подала в суд на издание Украинская правда (УП) и организацию Центр противодействия Коррупции (ЦПК). В своем иске она утверждает, что обнародованные изданием слова Виталия Шабунина, главы ЦПК, о том, что ее муж Колесник влияет на кадровую политику ГБР — ложь.
Шабунин сообщил НВ, что на руки этого иска они не получали.
По словам адвоката Татьяны Козаченко, в ГБР Венедиктова отметилась двумя полярными решениями — непрозрачным конкурсом по отбору своих замов, но при этом сформировала конкурсную комиссию по избранию общественного совета бюро с действительно независимыми представителями общественности.
«Весенние посадки»
«Я сделаю все для того, чтобы вы никогда не подумали, что это решение было ошибкой. Я обещаю народу Украины выполнять свои обязанности честно и добросовестно. Я обещаю не продавать дела, не сливать их», — заявила Венедиктова с трибуны Верховной Рады в момент своего назначения.
В политическом истеблишменте уверены, что основной задачей Венедиктовой станет продвижение дел против пятого президента и депутата Евросолидарности Петра Порошенко, расследуемых ГБР.
Именно генпрокурор инициирует вопрос снятия депутатской неприкосновенности.
Всего в ГБР есть 13 производств, в которых фигурирует бывший глава государства: Порошенко обвиняют в целом букете грехов — от госизмены до уклонения от налогообложения.
В зале парламента к Венедиктовой обратился депутат СН Александр Дубинский с прямым вопросом, будет ли движение по делам Порошенко. На что та ответила: «Все, что может быть быстро и законно завершено, будет быстро и законно завершено. Нет возможности долго разбираться».
Зеленский искал на пост генпрокурора исполнителя, а не самостоятельную фигуру.
«Безусловно Зеленский искал на пост генпрокурора исполнителя, а не самостоятельную фигуру, как и в случае Рябошапки. Похоже, президент видит, что Венедиктова сможет обеспечить так называемые „посадки“, которые были обещаны избирателям», — считает политолог Владимир Фесенко.
Об этом же говорит и Юраш: «Пока нам не удается выполнить базовое обещание избирателям о весне посадок, которая должна прийти». Потому, мол, и случилась смена генпрокурора.
Ранее глава фракции СН Давид Арахамия прямо заявлял, что Рябошапка тормозит дела, в том числе и связанные с Порошенко.
Сама Венедиктова, еще будучи руководителем ГБР, сказала, что Офис генпрокурора (ОГПУ) не назначает процессуальных руководителей в более чем 1 тыс. дел, расследуемых Госбюро, чем фактически их блокирует.
При этом Венедиктову не устраивало, что Порошенко систематически не являлся на допросы. Поэтому ей пришлось согласовывать с Рябошапкой процедуру принудительного привода политика.
«Как я буду выглядеть в глазах следователей, в глазах общества, когда делаю свою работу, а человек 30 раз не приходит допрос?» — сказала тогда Венедиктова в интервью онлайн-изданию lb.ua. Впрочем, она же заявила, что рассчитывает на добрую волю Порошенко. И признала, что большинство дел против пятого президента ГБР возбудило по заявлениям Андрея Портнова, бывшего замглавы Администрации президента Януковича.
Фесенко отмечает, что первое время Венедиктовой будет достаточно сложно без прокурорского опыта руководить ОГПУ. Тем более, там у нее нет своих кадров. Кроме того, в ведомстве не завершена переаттестация прокуроров, что дезорганизует его работу. А потому показать быстрый результат, да и еще в эпоху разгулявшегося коронавируса, Венедиктова если и сможет, то ценой сверхусилий.
Не думаю, что Зеленский готов долго ждать результатов, но тем не менее, полгода у нее есть, — говорит Фесенко.
По мнению же адвоката Козаченко, новый генпрокурор вступила на должность в момент, когда правоохранительная система сильно разбалансирована. «Она или очень отважная, или не понимает, что происходит», — считает юрист.