Старая новая реформа налоговой в Украине

805

С этого года в Украине наступил пиковый период выплат по государственному долгу, который продлится до 2021 года. Общий объем платежей на этот год — колоссальные 14,2 млрд долларов. Сумма обязательств, сдержанный рост ВВП и двойные выборы оптимизма не добавляют. Большой бизнес занял выжидательную позицию.
В апреле Европейская Бизнес Ассоциация, Dragon Capital и Центр экономической стратегии провели масштабное социологическое исследование, результаты которого впрочем обнадеживают: 88% опрошенных инвесторов подтвердили готовность вкладывать в Украину, но ждут результатов парламентских выборов. В числе первоочередных шагов новой власти бизнес ждет: борьбы с коррупцией, назначения авторитетных реформаторов на ключевые посты, ограничения влияния олигархов на политику и экономику. Мяч на половине поля команды Владимира Зеленского, ее пас определит инвестиционный климат в этой стране на ближайшую пятилетку.

Ключевой вопрос, какую налоговую политику предложит Зе!Команда? Карты приоткрыл Вадим Гетманцев.
Он назвал 6 приоритетов: упразднить планы сбора налогов, тотальная диджитализация, налоговая амнистия, реформа фискальных органов, обеспечение информатизации и налоговой прозрачности, международное сотрудничество. За декларацией о намерениях, в том числе, стоит лоббирование закона о налоге на выведенный капитал. Проект пылится в Раде с лета прошлого года и рискует не пройти первое чтение. Его принятие станет мощным сигналом для инвесторов: 20%, которые бизнес раньше платил государству, можно будет вложить в собственное развитие. «Для зарубежных инвесторов это значит, что ставка налога будет фиксированная — 15%. Сейчас же налоговая нагрузка на бизнес может достигать 25%», — говорит Гетманцев. Отдельного внимания стоят идеи по снижению давления на бизнес со стороны правоохранительных органов. Например, декриминализация ст. 205 УК — фиктивное предпринимательство предлагают отнести к административным правонарушениям. Это необходимо сделать не из соображений либерализации ответственности, а для того, чтобы забрать у нечистоплотных силовиков рычаг давления. Из этих же соображений функции экономических подразделений СБУ, МВД и ГФС предлагается передать новому отдельному органу — Службе финансовых расследований. Нынешний формат борьбы с экономической преступностью полностью дискредитирован: само законодательство поощряет коррупцию и манипуляции, а силовики могут открыть производство на основании жалобы конкурентов или для выполнения собственного плана.

Идеи интересные и своевременные, хотя и не новые. Многое из анонсированного либо уже сделано, либо в процессе. Например, казалось бы не реформируемая в принципе фискальная служба проделала немало шагов на пути к электронным сервисам. Заработала долгожданная автоматическая система возмещения НДС, электронный кабинет плательщика, единое окно, система е-Receipt дистанциируют плательщиков от фискалов на безопасное с точки зрения коррупционных рисков расстояние. Приоритет на диджитализацию 100% налоговых сервисов уже подтвердил новый глава налоговой Сергей Верланов.

О создании отдельного органа вместо экономических департаментов СБУ, ГФС и Нацполиции еще год назад говорила глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. По мнению парламентариев, борьбой с экономической преступностью как в части уплаты налогов, так и в части расходования бюджетных средств должно заниматься Национальное бюро финансовой безопасности. Для недопущения конфликтов интересов ведомство должно быть независимым, не подчиняться Кабмину и быть равно удаленным от всех ветвей власти. Законопроект предполагает много изменений действующей системы, например, в сфере регистрации уголовных производств, прав и обязанностей прокуроров, подследственности правоохранительных органов. С марта документ на рассмотрении руководства Верховной Рады.

Указанный выше законопроект о налоге на выведенный капитал также разрабатывался при самом непосредственном участии комитета. Нардепы настаивали: принять его надо было в 2016 году. Тогда экономика без существенных потрясений пережила бы временные потери бюджета, однако Минфин затормозил процесс на долгие годы. Закон по-прежнему необходим, но проголосовать его в 2019-м значит усилить нагрузку на бюджет и, с учетом долговых обязательств, нанести двойной удар по экономике.

План BEPS (план по противодействию выводу капитала в офшоры, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития), о котором говорят у Зеленского, имплементируют в Украине со следующего года. Еще 2 года назад комитет начал работу в этом направлении и предложил первый соответствующий законопроект.

Вообще комитет стал одним из самых продуктивных в раде действующего созыва. По итогам 2016 года он вынес на рассмотрение ВРУ 719 проектов, из них 50 были поддержаны и вступили в силу. Среди последних — закон №9260. Народный депутат от БПП и член комитета Валерий Ищенко подал сразу 11 поправок, 3 из них были учтены. Львиная доля документа посвящена электронному администрированию и реализации топлива и этилового спирта. Он вводит жесткое регулирование в отлаженную десятилетиями схему «черного» сбыта и дополнительно принесет бюджету до 25 млрд грн в год.

Валерий Ищенко стал соавтором еще одной важной законодательной инициативы в сфере детенизации экономики. Предлагается проиндексировать и увеличить предельный доход, предусмотренный для плательщиков единого налога, — с 300 тыс. грн до 1,5 млн грн для плательщиков 1-й группы, с 1,5 млн грн до 10 млн грн — второй группы, с 5 млн грн до 40 млн грн — для плательщиков 3-й группы. Из-за кратного увеличения курса доллара и повышения прожиточного минимума валовые расходы бизнеса объективно увеличились. В то же время несопоставимая с расходами граничная прибыль загоняет экономику в тень, тормозит развитие малого и среднего предпринимательства, а вместе с ним и создание новых рабочих мест. С апреля законопроект находится на рассмотрении парламента.

В развитии экономики и реформировании налоговой системы новой команде есть, на что опереться, и опереться стоит. Свернуть начатое ради нового и по многим пунктам идентичного означает сделать три шага назад и забрать у страны как минимум 5 лет. Украина не может себе этого позволить. Экономика должна стать эффективнее хотя бы для того, чтобы выполнить международные долговые обязательства и получить новые транши. Продолжение сотрудничества с МВФ — четвертый по значимости пункт, которого от команды Владимира Зеленского ждут инвесторы. Если эта работа окажется сорванной, капитал сюда не придет.

По материалам: from-ua.com