Украинский след на американских выборах: был или нет?
Во внутриполитическое противостояние США втягивают другие государства. Так длительное время во вмешательстве в выборы обвиняли Россию, а теперь в скандал пытаются замешать и Украину. Советница Белого дома Сара Хакаби Сандерс на пресс-конференции 10 июля заявила, что следует обратить внимание на скоординированную работу комитета демократической партии с посольством Украины. Причем она отметила что это не просто обвинение, а зафиксированный факт. Сандерс указала на этот пример желающим связать избирательную кампанию с иностранными источниками и фактически обвинила посольство Украины в помощи демпартии по изучению политических противников. Затем 12 июля сенатор Линдси Грэм спросил кандидата на пост главы ФБР Кристофера Рэя о том, готов ли он расследовать вмешательство Украины в президентские выборы 2016 года, и тот согласился тщательно заняться этим вопросом. Эта ситуация породила в самой Украине опасения, а в рядах некоторых аналитиков едва ли панику в апокалиптических ожиданиях того, что администрация Трампа воспользуется этим фактом для давления в вопросе политической части Минских соглашений, а возможно и в более широком плане.
Впрочем, эта информация появилась на волне обвинения России во вмешательстве в американские выборы. Буквально за день до того Нью Йорк Таймс сообщила, что месяц назад сын Дональда Трампа, а также Пол Манофорт и Джаред Кушнер обсуждали с лоббистом Ренатом Ахметшиным и юристом Натальей Весельницкой вопрос предоставления информации, которая могла бы дискредитировать Хилари Клинтон. Издание сообщает, что это была спланированная кампания со стороны России для того, чтобы оказать Трампу помощь на выборах. Впрочем, отмечается, что никакая информация ему так и не поступила, а сам президент об этой встрече даже не знал. Тем не менее, огласка наделала много шума, ряд американских СМИ принял обвинять нынешнюю команду Трампа в сговоре с РФ. Но даже этих обвинений совершенно недостаточно для импичмента нынешнему президенту. Но в любом случае она возвращает его в позицию обороны. Кроме того скандал касательно встречи Трампа-младшего и российских представителей опять ослабил позиции президента и заставил его искать выход из ситуации. А, как известно, лучшей защитой является нападение. Возможно, именно для этой цели и была взята январская статья, опубликованная в издании «Политико», где и говорилось о сотрудничестве посольства Украины и демократической партии, а также о том, что Украина на государственном уровне передавала партии Клинтон сведения о деятельности Манофорта в стране. В частности данные были переданы представительнице комитета демпартии Оксане Чалупе для последующей дискредитации команды Дональда Трампа, в которой немаловажную роль играл Манофорт. Именно об этой ситуации и говорил Линдси Грэм, когда предложил ФБР заняться этим делом.
Впрочем, как ни странно, как раз Украине и важно чтобы в ФБР провели расследование и предоставили четкие и конкретные выводы. Иначе тема возможной помощи официального Киева демократической партии еще долгое время может быть поводом для спекуляции, причем не только в США, но и в самой Украине. В связи с этим Киеву важно иметь любой вывод – позитивный или негативный, но официально сделанный США. Даже в случае если события будут развиваться негативно – в Украине не стоит опасаться последствий. Уже сейчас в американской прессе четко указывается на то, что вмешательство Украины и России имеют принципиально разный характер и между ними нельзя ставить знак равенства. Можно ли считать это попыткой подыграть Украине? Возможно. Но возможно это и совершенно обратного рода деятельность, хотя бы потому, что пусть и косвенно, но страну все равно обвиняют в подыгрывании оппонентам Трампа. Вряд ли антиукраинские обвинения смогут превратиться в инструмент политического давления на Киев. И хотя многие аналитики опасаются того, что администрация Трампа может попытаться использовать это для того, чтобы заставить Киев выполнять политическую часть Минских соглашений, с этим согласны не все. Даже в случае если ФБР официально признает целенаправленную помощь оппонентам Трампа со стороны Украины – это станет лишь констатацией факта. Но этого недостаточно чтобы заставить другую сторону выполнять какие-то действия. Это можно реализовать лишь с помощью прямых инструментов, например, введения санкций. Обычная констатация факта не изменит поведения руководства другого государства.
Аналогично можно сказать и по поводу возможного сокращения помощи Украине, как в плане противостояния российской агрессии, так и в вопросах внутренних реформ и финансовой помощи. О всяком случае в конгрессе бюджетные вопросы четко указывают на то, что США продолжают политику поддержки Украины, и средства будут выделяться и дальше. Например, в 2018 году финансовом году стране будет выделено 410 млн. долларов – за это уже проголосовал комитет ассигнования палаты представителей. Можно сказать что финансирование меньше не становится, а точнее остается на том же уровне, даже несмотря на то, что администрация Трампа собирается сократить финансирование Госдепа на 30%. В связи с этим очевидно что скандал, в котором замешана Украина, вряд ли отразится как-то негативно. Скорее всего, перебрасывания обвинениями в американском политикуме не выйдут за пределы внутренней политики. Но, тем не менее, американская политика непредсказуема, и никакого развития сценария исключать нельзя – об этом уже сегодня должны задуматься в Киеве.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org