Закон «Савченко». Украинские депутаты готовы открыть двери в тюрьмах
К большому сожалению за последние годы в Украине не только не удалось искоренить преступность, как того наверняка хотело бы большинство украинских граждан. Напротив, преступность растет, причем делает это бешеными темпами. Большой «вклад» в этот стремительный рост вносит экономическая ситуация, которая сложилась в стране. Это и нелегальные перевозки оружия, которые попадают в страну из зоны АТО, и рост безработицы и прочие факторы, которые негативно сказываются на криминальной ситуации. Однако вместо того, чтобы принимать меры по борьбе с этим опаснейшим для всего общества явлением политики и депутаты принимают весьма странные, сомнительные и спорные законы. А ведь они могут иметь резко негативные последствия для безопасности жизни и здоровья каждого гражданина.
Казалось бы под благовидными предлогами, а именно из-за стремления к евроинтеграции и гуманизации украинского общества Верховной Радой был принят закон, получивший негласное название «закон Савченко». Он предусматривает начисление срока наказания с учетом уже отбытого времени нахождения в досудебном заключении, с оговоркой, что год такого заключения идет за два года отбытия наказания после вынесения приговора суда. Иначе говоря, те, кто провел в СИЗО шесть месяцев до вынесения судом обвинительного приговора, отбудет наказание сроком на год меньше того, которое предусматривает обвинительная статья.
С одной стороны, закон действительно гуманный. Если поверить его сторонникам, то проталкивался и принимался он с единственной целью – реально противостоять милицейскому беспределу, когда людей могут держать в СИЗО годами по различным надуманным причинам или в результате затягивания следственного и судебных процессов. Особенно если это касается тех, кто был арестован несправедливо, что, к сожалению, сегодня является довольно распространенным явлением. Однако в реальности такой закон стал очень удобной лазейкой для таких известных арестантов, как экс-нардеп Лозинский отбывающий срок за убийство, знаменитый «колядник» бывший судья Зварич и прочие лица, которые уже смогли воспользоваться возможностью пересмотра срока отбывания наказания. Впрочем, если последних с натяжкой можно даже отнести к политическим, то помимо них в Украине содержатся тысячи заключенных, многие из которых смогут выйти на свободу уже в ближайшее время. К сожалению, нет сомнения насчет того, что основная их часть снова займется своим привычным промыслом. И это в то время, когда на свободе и без того находится невероятное количество преступников, с которыми не в силах справиться правоохранительные органы. Тем более что согласно статистике, солидная часть освобождаемых из мест заключения возвращается туда вновь, спустя уже короткое время.
Но и это всего лишь цветочки. Настоящее опасение вызывает стремление отдельных народных депутатов «пропихнуть» законопроект, представленный в ВР еще летом прошлого года, и получивший номер 2033а. За внешне ничего не значащими цифрами скрывается поправка к законодательству, в случае принятия которой лица, заключенные под стражу на срок свыше десяти лет или получивших пожизненные сроки получат шанс на обжалование своих приговоров. Согласно законопроекту, пересмотр и обжалование приговоров может производиться в судах базовой инстанции, которые находятся по месту отбывания заключенным его наказания. Все это кардинально переворачивает с ног на голову всю существующую сегодня в Украине систему обжалования приговоров в судах высших инстанций. Ведь по новым правилам предусматривается возможность рассмотрения апелляции, даже если приговор был подтвержден Верховным судом, либо отклонено право на его обжалование в самой последней инстанции – Европейском суде по правам человека.
С точки зрения гуманизма закон и в самом деле неплох, как и в случае с уже принятыми изменениями. Мало того, он дает шанс на справедливость для тех, кто оказался в местах отбывания наказания за преступления, которого заключенный не совершал. Особенно это имеет большое значение для осужденных на большие или пожизненный сроки. Для того чтобы понять насколько спасительно он может выглядеть в глазах этих несчастных людей достаточно просто поставить себя на их место. В случае если законопроект все-таки будет принят, то многие фактически получат свое второе «право на жизнь». Однако есть здесь вторая и очень нелицеприятная сторона медали – законом тут же воспользуются преступники, которые умеют покупать и договариваться. Прежде всего, договариваться с продажными судьями «на местах», которых в ближайшее время в Украине может стать намного больше.
Процедура выглядит очень даже просто: первым делом принимается сам законопроект, после чего заключенные находят судей, с которыми можно договариваться. За внесенную предоплату дела принимаются к повторному рассмотрению, а уже дальше раскручивается традиционная схема. К делу могут быть снова привлечены те свидетели, которые проходили по нему изначально, с которыми, вполне вероятно, «побеседуют» или проведут «воспитательные работы». То есть, существуют серьезные опасения насчет того, что на свидетелей может оказываться давление со стороны «коллег» заключенного. Не секрет, что чаще всего такие методы приводят к отказу свидетелей от дачи своих прежних показаний, и как следствие оправданию заключенного, и выхода его на свободу.
А вот теперь мы подбираемся к самому главному: столь большие сроки, как правило, получают те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. В частности, на свободе очень скоро может оказаться немалое число всевозможных убийц, маньяков, насильников, членов ОПГ и других лиц, изолированных от общества органами правосудия. Согласно данным все той же статистики, по состоянию на 1 апреля прошлого года в украинских тюрьмах под стражей содержалось восемь с половиной тысяч человек, чей срок наказания составляет 10 лет и выше. Полторы тысячи из них – это те, кто имеет пожизненные сроки. Сложно представить, во сколько именно раз могут вырасти показатели совершаемых на территории нашей страны тяжких преступлений, в случае, если законопроект за номером 2033а будет принят украинскими депутатами.
Так или иначе, но хочется верить в то, что авторы «2033а» всего лишь ошиблись в просчетах возможных последствий, а не выполняют волю криминального мира, который, прежде всего, заинтересован в принятии такого «удобного» закона. Хочется верить в то, что если причина кроется в банальных ошибках, то они еще подлежат исправлению – единственному способу не допустить сдачи судеб миллионов украинских граждан на откуп матерым преступникам и окончательного наступления эпохи «десятых», которая может стать куда покруче пресловутых «лихих 90-х».
Поэтому сегодня украинцам остается надеяться на то, что народные избранники все же взвесят все за и против и в конечном итоге примут единственно правильное решение. Нужно надеяться на то, что они не допустят массового открытия «решетчатых дверей» для тех, кто несет одну из наиболее реальных угроз для всего украинского общества. Очень важно, чтобы при рассмотрении подобных законопроектов депутаты руководствовались не личной выгодой, а осознанием тех последствий, которые может иметь страна от неграмотных, непродуманных и непрофессиональных действий и решений.
По последним данным более 10 тысяч убийц, воров и насильников будут освобождены в течение 6 месяцев по "закону Савченко". Уже освобождены 6 тысяч заключенных.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org