Новые «тушки» в Верховной Раде

900

Середина февраля 2016 года стала чёрной полосой для пропрезидентской коалиции в Верховной Раде. В те дни заявили о своём выходе из коалиции «Европейская Украина» три политические силы. Радикальная партия Олега Ляшко стала первой из этого списка, следующей была «Батькивщина», а за ними последовала и «Самопомощь». Таким образом, коалиция перестала быть количественным большинством. Согласно действующим в Украине законам, если в коалиции не наберётся минимум 226 нардепов, то в стране должны быть объявлены внеочередные выборы в парламент. А поскольку в коалиции оставалось всего 217 депутатов, то надо было что-то решать, причём, чем быстрее, тем лучше.

Поначалу и президент Украины Петр Порошенко, и глава правительства Арсений Яценюк были настроены на проведение выборов. Однако спустя некоторое время было решено, что всё-таки нужно попытаться договориться о возобновлении коалиции хотя бы с лидером партии «Батькивщина» Юлией Тимошенко. И к вечеру понедельника 28 марта украинский президент заявил, что ему удалось договориться с Тимошенко, и с коалицией больше не будет никаких проблем. Но, как говорится, утро вечера мудренее. На утро вторника Юлия Владимировна выдвинула от своей фракции ультиматум в виде восемнадцати законопроектов.

Читайте также: Коалицию в Верховной Раде создают из «тушек»

Чем стали предложения Юлии Тимошенко для президента Украины?
Сказать, что они стали для него неожиданностью это ничего не сказать. Такая постановка вопроса круто меняла весь расклад. То, что потребовала Юлия Владимировна, противоречило требованиям МВФ, а значит, априори не могло быть принято к исполнению. Поэтому в БПП решили реанимировать «Европейскую Украину» вместе с депутатами «Народного фронта», используя план «Б». Тем более что Тимошенко, даже когда находилась в коалиции большинства, не переставала критиковать «реформаторские» шаги Кабмина. Она неоднократно подчёркивала о недопустимости повышения тарифов на коммуналку, зная, что таково требование Международного валютного фонда по Украине. Глава партии «Батькивщина» давно позиционирует себя как ярого борца за национальные интересы страны и украинского народа в частности, как бы на время абстрагируясь от неподъёмных требований МВФ. Однако когда Юлии Владимировне задали вопрос напрямую – понимает ли она ответственность перед МВФ, она отвечает утвердительно, но при этом, каждый раз во время своих интервью высказывается весьма нелицеприятно в сторону главы Кабмина, и проводимой им экономической политики в стране. Поэтому решено было, что коалиция будет состоять из Блока Петра Порошенко и фракции «Народный фронт», а недостающее количество депутатов постараются восполнить, договорившись с внефракционными депутатами, так как коалиции «на троих», в состав которой вошли бы БПП, НФ и «Батькивщина», сами стороны предсказывали недолгое существование – максимум до осени 2016 года.

Действительно ли Тимошенко против выполнения требований МВФ?
На самом деле все заявления Юлии Владимировны по МВФ – чистой воды популизм. Она осознаёт, что обязательства перед Международным валютным фондом надо выполнять, но при этом заявляет, что нужно поменять состав правительства и самого главу Кабмина. При этом появляется надежда на проведение новых переговоров с МВФ, в результате которых можно добиться более выгодных для Украины условий. Можно сказать главным условием вхождения «Батькивщины» в коалицию является всё же смена премьера. Получается то, что хорошо для Тимошенко совсем невыгодно для Яценюка.

Во вторник 29 марта Юлия Владимировна собрала всех парламентариев из своей фракции, и обсудила с ними вопрос по вхождению в состав новой коалиции. Часть депутатов дали согласие, часть была категорически «против». Те, кто «против» сказали, что никому не доверяют, и боятся, что их голоса в коалиции могут быть использованы при голосовании совсем не за того премьера, которого они бы хотели видеть в премьерском кресле. После этого совещания Тимошенко и предъявила свой ультиматум БПП и НФ в виде анти-МВФ законопроектов.

Новый политический термин: «тушки-петрушки»
Понимая, что против МВФ не попрёшь, в Блоке Петра Порошенко и «Народном фронте» решают пойти другим путём. Приглашать в коалицию внефракционных депутатов посчитали делом рискованным, а посему было решено задействовать старую проверенную схему, как при бывшем президенте Януковиче. Всю ночь со вторника на среду обзванивали внефракционных парламентариев, предлагая им вступить или в БПП или в «Народный фронт». Один из депутатов БПП позже пошутил, что им обойдётся дешевле «мотивировать» десяток внефракционных депутатов, чем пойти на перевыборы. Сразу же распределили, кто за что отвечает в переговорном процессе с будущими так называемыми «тушками». «Дипломатическими переговорами» занялись два человека от БПП – нардепы Березенко и Кононенко, от «НФ» Андрей Иванчук, и один человек из администрации президента – Виталий Ковальчук, который является первым замглавы президентской администрации.

Так первые ласточки или всё-таки «тушки»?
Результаты не заставили себя долго ждать. Первой ласточкой и одновременно «тушкой» стала Ирина Суслова, ранее состоявшая в партии «Самопомощь». Свои действия Суслова объяснила тем, что ранее она общалась со спикером ВР Гройсманом, который на сегодняшний день является одним из наиболее вероятных кандидатов в премьерское кресло. Она также заявила о своей готовности поддержать Гройсмана на посту главы Кабмина, и войти в коалицию, в том случае, если она чётко будет понимать план их дальнейших действий.

У многих народных депутатов появилось ощущение дежавю, так как подобные манипуляции с переходом из фракции во фракцию уже были в 2010 году. Только тогда они всеми порицались, так как депутаты просто вливались в число недостающих в коалиции большинства. Теперь же, по мнению нынешних нардепов, ситуация выглядит более «благородно», так как «тушки-петрушки» уже будут становиться членами фракций. И это единственное отличие от манипуляций с «тушками» времён Яеуковича.

Что дальше?
По плану нужно, чтобы в Блоке Петра Порошенко состояло не менее 144 депутатов, а в «Народном фронте» - 83 депутата. Всё тот же Гройсман пригласил к себе на утреннюю встречу 31 марта депутатов из «группы Анны Гопко». Однако, по состоянию на вечер этого же дня в пропрезидентскую фракцию вошли лишь Виктор Кривенко и Павел Кишкар. Сама же Анна Гопко оказалась не готовой войти в БПП, как и нардеп из её группы – Остап Еднак. В коротеньком интервью для украинских СМИ народный депутат ВР Виктория Пташник заявила, что лично к ней никто не обращался с подобными предложениями. А вот нардепу от «Свободы» Сергею Рудику, «радикалу» Артёму Витко, экс-нардепу от «Народного фронта» Вячеславу Константиновскому такие предложения поступили.

Кроме этого, во фракцию НФ, скорей всего, вступят пять депутатов от «Укропа». Об этом заявил народный депутат Иванчук, у которого дружеские отношения с Игорем Коломойским, имеющим влияние на эту политическую силу.

Примкнуть к коалиции решили также и депутаты «Самопомощи», но только в том случае, если будет новый закон о выборах, и будет полностью обновлён состав Центризбиркома (ЦИК). Ситуация с миграцией «тушек» должна разрешиться по самым оптимистичным прогнозам до 12 апреля, как минимум, к началу новой пленарной недели. К этому времени и станут известны фамилии парламентариев, изъявивших желание превратиться в «тушек-петрушек».

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org