Георгий Гонгадзе и первый майдан. Для чего все это было?

780

Спустя 16 лет после пропажи известного украинского журналиста Георгия Гонгадзе его тело, наконец, было предано в земле. Произошло это в Киеве на церемонии, участие в которой приняли около полтысячи человек. Эти цифры выглядят крайне печально, практически полностью теряясь на фоне того, скольких граждан нашей страны волновала судьба журналиста и его дело в предыдущие годы. Пятьсот человек на таком значимом для всей Украины мероприятии в масштабах всей страны – это самый четкий показатель того, за что на самом деле погиб Георгий Гонгадзе.

Как не печально констатировать этот факт, но последние события показывают, что дело Гонгадзе уже практически никого не интересует, отмечает информационный портал job-sbu.org. Среди немногих, решивших отдать дань борцу и первопроходцу в битве за украинскую демократию, ставшему жертвой тоталитарного режима криминальной власти, были лишь близкие журналисту люди, родственники, коллеги и немногочисленные неравнодушные патриоты. Все остальные или и вовсе забыли об этой, без всякого сомнения, жертве во имя будущего великой Украины, либо используют имя Георгия Гонгадзе для политических манипуляции и достижения своих целей. Впрочем, если копнуть немного глубже, и совершить экскурс в историю, то с того положения, в котором мы сегодня находимся, становится более, чем очевидно – имя журналиста использовалось в манипулятивных целях ранее и причем неоднократно. Мало того, некоторые известные деятели смогли не только увеличить на этом свои доходы, но и добиться высокого политического успеха. Чего стоит одна только революция 2004 года, или как принято называть ее сегодня «первый майдан».

В те годы дело Георгия Гонгадзе имело, пожалуй, наибольший резонанс из всех, громких скандалов в Украине начиная с момента обретения нашей страной независимости. Пропажа журналиста, занимавшегося открытым обличением власти, посмевшего выступить против одного из самых влиятельных людей в Украине, которого причисляли и продолжают причислять, и сегодня, к руководящему звену украинского криминального мира – Леонида Кучмы, вовсе не стала рядовым явлением. Рядовым, потому что на выходе из бандитских девяностых Украина продолжала жить по инерции по старым правилам и понятиям, и пропажи людей, в том числе и представителей журналистского цеха, происходили не впервые. Тем не менее, Гонгадзе стал тем представителем отечественной журналистики, имя которого узнал весь мир. Узнал в тот момент, когда самого Георгия уже не было в живых.

Он же стал и тем, кого испугались власти, испугались по-настоящему, как еще живого, так продолжая дрожать при упоминании имени уже убитого Георгия Гонгадзе. Еще бы, ведь его гибель потянула за собой раскрутку истории, которой в общей сложности будет суждено продлиться более полутора десятка лет. Однако самые значимые ключевые для Украины события, так или иначе связанные с именем Гонгадзе произойдут именно в течение первого десятилетия с момента пропажи журналиста.

Удивительно, но шумиха о пропаже журналиста начала набирать обороты фактически сразу же после его пропажи. Новость подхватила мировая общественность, что в целом может выглядеть несколько удивительно, ведь до этого судьба украинцев, пусть даже и журналистов, не очень-то волновала мир. Так или иначе, но уже совсем скоро в деле появляются первые версии, а после всплывают улики, благодаря которым удается вычислить первых подозреваемых в причастности пока еще к пропаже Георгия Гонгадзе. Одним из них становится лично президент Украины Леонид Кучма, которого украинская оппозиция обвиняет в организации не только пропажи, но и убийства борца за украинскую демократию. Поводом для подобных обвинений становятся пленки, предоставленные сбежавшим в Соединенные Штаты сотрудником службы безопасности президента, майором Мельниченко. Последнему, кстати, тоже чуть не суждено будет стать сакральной жертвой, однако самую главную свою роль он выполнить сможет. Предоставлением аудиопленок, с записью разговора, происходящего в кабинете Кучмы и дающего основание обвинить его, а также Владимира Литвина в подготовке к убийству Георгия Гонгадзе, Мельниченко успевает дать повод для раскрутки в Украине серьезных народных волнений. Волнений, которые в последующем приведут к одной из значимых в истории современной Украины дат – первому майдану, или Оранжевой революции 2004 года. Иначе говоря, одним из поводов для начала майдана станет народное недовольство затягиванием процесса расследования убийства украинского патриота, которого, кстати, сегодня называют первым представителем небесной сотни.

Это недовольство стало той точкой кипения, которую грамотно использовали те, кто постарался извлечь из убийства Гонгадзе максимальную личную выгоду. Кстати, не теряет своей актуальности и то мнение, что в реальности, к смерти журналиста могут быть причастны не столько действующие на тот момент власти, сколько сама оппозиция. Впрочем, это всего лишь версия, доказать или опровергнуть которую сегодня было бы вряд ли возможно. Другое дело, что факт использования имени журналиста в политических целях налицо. По сути, людей намеренно разозлили вопиющей несправедливостью, при которой погрязшие в коррупции властьимущие предстали в глазах народа еще и кровавыми тиранами. Это послужило одним из основных поводов для начала и последующей победы оранжевой революции.

Самое циничное во всем этом заключается в том, что дело Гонгадзе начало забываться сразу после того, как перестало быть выгодным. При этом после возвращения к власти режима последователей Кучмы в лице Януковича и команды, о журналисте начали вспоминать с новой силой. И снова события привели к тому, что недовольство беспределом среди простых украинцев заставило их выходить на баррикады. И в очередной раз это привело к победе майдана или революции достоинства, возглавляемой сегодняшними лидерами государства.

Казалось бы, что теперь, когда все запреты и ограничения сняты, можно смело привлекать к ответственности тех, кого долгие годы называли организаторами убийства Георгия Гонгадзе. Однако, мало того, воз не только не двигается с места, сам главный подозреваемый Леонид Кучма чувствует себя вполне спокойно. Кроме этого он не просто продолжает оставаться на свободе, а еще и официально представляет Украину на переговорных процессах. Выходит, что все заявления, все громкие обещания наказать виновных в гибели журналиста – это не более, чем инструменты манипуляции сознанием электората? Ведь, по сути, сегодня у власти находятся те люди, которые стояли за организацией первого майдана, и те, кто обеспечил победу революции достоинства, и те, кто в обоих случаях обещал народу добиться торжества закона и справедливости.

Еще 16 лет назад имя Гонгадзе было практически неизвестно простому рядовому украинцу. Двенадцать лет назад, оно стало тем символом, который перечеркнул историю клана Кучмы в своем первоначальном виде. Два с половиной года назад память журналиста снова увековечивали на плакатах и транспарантах, а сегодня… Сегодня о нем снова позабыли. Жертва одного из самых ярких патриотов независимой Украины, как бы банально это не звучало, оказалась никому не нужна. Получается, что имя цинично использовали в качестве такого себе бренда и, судя по всему, сегодня избавляются от него окончательно, без каких-нибудь предположений использовать бренд «Гонгадзе» в дальнейшем.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org