Служба финансовых расследований в Украине: быть или не быть?

1 012

Еще год с небольшим назад в Украине заговорили о необходимости создания специальной Службы финансовых расследований (СФР), главной задачей которой должна была стать ликвидация коррупции в некоторых государственных органах и более качественное расследование финансовых нарушений. Одним из инициаторов создания такой комиссии тогда выступил представитель Евросоюза в Украине Ян Томбинский. Однако в качестве настоящих авторов идеи все же выступили другие люди, поскольку все тут же заговорили о необходимости создания этого органа, пообещав, что в скором времени он уже начнет свою эффективную работу. Тем не менее, этого не произошло ни в скором времени, ни через полгода, и даже ни через год. Все, что успело произойти за данный период – это поручение уже занявшего премьерское кресло Арсения Яценюка о создании службы, презентация ее в мае того же года, утверждение Кабинетом Министров создания структуры в августе, принятие тогда же соответствующего законопроекта и еще одно возвращение Верховной Рады к этому вопросу в ноябре 2014 года.

По состоянию на сегодняшний день служба не только работает неэффективно, а и не работает вовсе, поскольку элементарно не была создана. Те, кто должен был заняться этим вопросом, в качестве отговорок приводят всевозможные причины и поводы. Некоторые из них и в самом деле имеют значение, и даже заставляют задуматься о том, целесообразно ли создание СФР вообще, и не принесет ли это еще большего вреда и без того страдающей от коррупции и беззакония стране.

Расследования: фальшивые дипломы в Виннице

Вопрос о создании СФР вновь был поднят не так давно на совещании между руководителями некоторых украинских силовых и правоохранительных ведомств и экспертов Евросоюза. Примечательно, что встреча проходила в закрытом режиме, и что конкретно на ней обсуждалось так и не стало достоянием общественности. Известно лишь, что Евросоюз крайне заинтересован в создании СФР, и соответственно недоволен тем фактом, что Украина вот уже более года всячески затягивает этот процесс.

Противники СФР

Затягивание процесса, в свою очередь, выглядит вполне логичным, поскольку очень много политиков, а конкретно чиновников во власти не заинтересованы в том, чтобы из-под их контроля уходил способ легкой наживы. Такой способ на сегодняшний день реализуется благодаря схемам, которые отрабатывались в течение многих лет, в независимости от политических предпочтений этих самых чиновников. Точно также не заинтересованы в каких-либо изменениях и провластные олигархи. Президент, судя по всему, лишь делает вид, что заинтересован в создании СФР, а на деле же является одним из первых, кто тормозит этот процесс. Как и чиновникам, олигархам не выгодно лишаться отработанных приемов продвижения собственных интересов, от которых в случае создании наделенной особыми полномочиями контролирующей службы конечно же придется отказаться. И, как полагается, вовсе не потому, что кто-либо из них боится оказаться за решеткой, и предполагать такое было бы как минимум глупо. В случае если СФР все же появится, и будет наделена соответствующими полномочиями, примерно такими же как КРУ, то тем же олигархам придется играть открыто, так как это принято в Европе. В частности, одним из предполагаемых полномочий СФР является контроль над финансовыми потоками и расходами олигархов, что может поставить крест на бизнесе многих из них.

Думается, что именно по этой причине проект под номером 4449а предложенный депутатами Верховной Рады на голосование, проголосован так и не был, поскольку подвергся жестокой критике со стороны прочих парламентариев, после чего и вовсе был отозван. Так, одним из доводов критиков законопроекта стали нечетко прописанные обязанности и полномочия структуры, а также дублирования ее функций с уже существующими органами, такими, как например, СБУ, МВС, Налоговая служба и прокуратура.

Доводы «против»

В принципе, некоторые из этих доводов, в самом деле очень весомы, тем более, что может произойти и так, что СФР не только не решит вопрос коррупции в госорганах, а напротив имеет все шансы стать еще одной коррумпированной организацией, может быть даже самой коррумпированной в стране. Это вполне возможно именно в силу размытости ее устава, а так же отдельных его пунктов, которые наделяют СФР чуть ли не диктаторскими полномочиями. Опять же очень сомнительно, что в случае их применения на практике граничащего с беззаконием, серьезно пострадают олигархи, и имеющие «крышу» чиновники, а вот представители мелкого и среднего бизнеса могут вполне реально подвергаться давлению, вплоть до уголовного преследования. Что же касается играющих по-крупному, то контролирующие органы также смогут найти на них управу, однако, используя совсем другие инструменты, такие например, как шантаж и угрозы вывода отдельных игроков «на чистую воду». Таким образом, СФР сможет стать неплохой машиной по «отжатию» бизнеса, которая будет работать в пользу тех, кому посчастливится ее контролировать.

Так, одним из пугающих моментов является возможное наделение СФР полномочиями дублировать в отдельных вопросах Таможню и Налоговую службу, в частности возможность проведения финансового аудита. Опасность в данном случае вовсе не является надуманной, и Украине уже доводилось переживать нечто подобное, когда похожие полномочия имела, так называемая Налоговая полиция, наделенная правами и налоговиков и силовиков одновременно. Подобная практика также водилась на одном из пройденных этапов крупного передела собственности, а ее последствия до сих пор вспоминают многие предприниматели и их подчиненные. Вряд ли сегодня те, кому «посчастливилось» стать участником такой вот аудиторской проверки захотели бы снова испытать подобное. Тем не менее, очень может быть, что в ближайшем будущем в кабинеты к сотрудникам по финансовой части вновь начнут врываться представители закона, используя неприкрытый прессинг, запугивание и прочие «методы» своей работы.

Еще одним аргументом «против» можно назвать фактическое отсутствие контроля за работой СФР со стороны общественности. Ведь, нечто подобное обещали сегодняшние руководители, когда задабривали участников Евромайдана обещаниями светлого будущего и открытой и прозрачной, к тому же, полностью народной власти. Тем не менее, никакой народной властью, сегодня конечно не пахнет. Точно также касается это и вновь создаваемых структур, в частности и самой СФР. Так что даже в случае явного превышения полномочий отдельными сотрудниками и руководителями ведомства, украинские граждане не будут иметь никаких инструментов для их отстранения либо увольнения. По проекту предполагается, что контроль над работой организации сможет иметь лишь Кабинет Министров да Верховная Рада и та контролировать работу СФР будет лишь номинально, выслушивая отчеты ее руководителей не чаще одного раза в год.

Вот и получается, что создание Службы финансовых расследований не выгодно, практически никому, кроме Евросоюза и западного бизнеса, уже давно имеющего свои планы относительно Украины и ее потенциала. В случае если СФР все-таки будет создана, то украинских предпринимателей может ожидать старое доброе «маски-шоу», государвстенные структуры – глобальная перестройка, и всеобщая неразбериха, на фоне которой могут произойти очень интересные вещи.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org