Майская война. Под прицелом ОБСЕ?

585

После непродолжительного относительного перемирия, которое было установлено в результате последних минских договоренностей, на Донбассе и востоке Украины вновь началась активная фаза противостояния.

В начале мая жители Донецка и прилегающих населенных пунктов вновь ощутили на себе весь ужас обстрелов, которым подвергся город со стороны ВСУ. Первые мощные обстрелы произошли в ночь на 2 мая, принеся городу очередные разрушения. С этого момента обстрелы города из тяжелых орудий повторяются каждую ночь, а между сторонами не прекращаются локальные противостояния. Тем временем в верхах по-прежнему «договариваются» и обвиняют друг друга в нарушении перемирия, отдельными личностями отдаются преступные приказы, готовятся и применяются провокации, и пишутся отчеты наблюдательных миссий. Все это смакует и перекручивает пресса, разгораются скандалы, с новой силой обостряется информационная война.

О том, что окончательный срыв искусственного перемирия рано или поздно обязательно произойдет, пожалуй, не сомневался абсолютно никто. Но наиболее очевидным это стало в конце апреля, когда заметно усилилось движение как в зоне противостояния, так и слишком активная возня вновь началась в политической среде.

Замороженная евроинтеграция Украины

Еще в конце апреля миссия ОБСЕ зафиксировала довольно большое количество явных нарушений с украинской стороны. Так, по данным наблюдателей за один только день 26 апреля со стороны Вооруженных Сил Украины было официально зафиксировано 413 выстрелов из различных орудий, который производились в сторону территории контролируемой силами ДНР и ЛНР. Вместе с этим, на территории подконтрольной ВСУ было зафиксировано лишь два взрыва в районе поселка Бердянское. На это заявление, практически молниеносно отреагировали представители украинского оборонного ведомства, назвав его не только не соответствующим действительности, а и вовсе бредом. Между тем, данное заявление является официальным документом и, несмотря на требования украинской стороны, до сих пор не было опровергнуто самой организацией.

Тем временем на высоком уровне опять прошли переговоры, в результате которых было достигнута договоренность о демилитаризации отельных приграничных зон, в частности населенного пункта Широкино. В отличие от многих других участков, там перемирие, практически не наступало. Уже начиная с середины февраля, в районе поселка ведутся непрекращающиеся бои между силами ополчения и ВСУ. По словам Александра Хага, являющегося заместителем руководителя СММ ОБСЕ в этом районе минские договоренности нарушаются уже достаточно длительный период. То же самое качается и Мариуполя, в котором он побывал незадолго до своего заявления. Так. Александр Хаг подчеркивает, что лично смог убедиться в применении тяжелого вооружения, в зоне конфликта. Хаг стал одним из инициаторов переговоров о демилитаризации зоны, которые, в конечном счете, были проведены и закончились успешно. Кроме того, Ивица Дачич, который сегодня занимает пост председателя ОБСЕ, решительно осудил усиление дестабилизации обстановки на юго-востоке Украины и использование запрещенных видов оружия в этой зоне. Он также призвал стороны конфликта к немедленному прекращению огня и решения проблемы дипломатическим путем. В итоге стороны договорились о необходимости такого шага. В телефонных переговорах, которые состоялись по этому поводу 30 апреля, приняли участие Ангела Меркель, Владимир Путин и Петр Порошенко.

Тем не менее, украинская сторона, похоже, пошла на этот шаг вынужденно, на деле совершенно не желая отвода вооружений с занимаемых сегодня позиций. Об этом говорят события, которые разворачивались в течение последней недели, в частности начало интенсивных обстрелов подконтрольных ополченцам населенных пунктов из тяжелых орудий. Очень похоже на то, что украинская власть создает все условия, дабы решение по демилитаризации было отменено, пытаясь таким образом вызвать ответ со стороны ДНР и ЛНР на те провокационные действия, которые она проводит сегодня. Тем не менее, последние не спешат отвечать той же монетой, по крайней мере, по той простой причине, что вся тяжелая техника ополченцев была отведена на предусмотренное минскими договоренностями расстояние.

Вовсе не случайно 3 мая в Мариуполе состоялся сход, в котором приняли участие якобы местные жители. От имени горожан участники направили обращение к руководителям Украины, в котором потребовали отказаться от планов по созданию в Широкино демилитаризированной зоны. Довольно небольшое количество участников схода охраняло не меньшее количество военных, в том числе и снайперов. Последнее не может не наводить на мысль о том, что само военное ведомство может оказаться заинтересованным в том, чтобы договоренность не была выполнена. Пока украинские власти не стали выполнять требования участников схода. И все же в последующей цепочке событий, данное требование может стать одним из ключевых моментов, на который может опираться официальный Киев при принятии своего решения.

Еще одним настораживающим фактом являются участившиеся провокации против представителей самой миссии ОБСЕ. Так, 1 мая во время запланированных объездов, якобы со стороны сил ополчения был произведен обстрел автомобиля с членами ОБСЕ. При обстреле никто из находящихся в салоне не пострадал, тем не менее, данный случай был зафиксирован в отчете СММ ОБСЕ.

Так же, в первые дни мая имели место провокации и в самом Широкино, который по заявлениям Киева подвергся обстрелам со стороны противника. Одновременно с этим, сами ополченцы утверждают обратное. По их словам обстрел производился именно со стороны подконтрольной Украине территории, и называют это провокационными действиями, направленными на дальнейшее усиление дестабилизации обстановки.

В это же время Украина продолжает наглеть, уже практически диктуя свои условия в Европе. Так, Киев намерен добиться запрета на присутствие в зоне конфликта представителей ОБСЕ от российской стороны. С резким заявлением по этому поводу 5 мая выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он раскритиковал и назвал категорически неприемлемыми всяческие попытки Киева вмешаться в процесс работы миссии, то пытаясь обвинить миссию в необъективности, то намереваясь дискриминировать ее российских членов. Кроме того, Лавров заявил о доверии российской стороны миссии ОБСЕ, которая, по его словам является источником объективной информации о том, что происходит в мире. Также Лавров еще раз акцентировал внимание на том, что украинская сторона явно не желает выполнять те пункты, которые были достигнуты в ходе минских переговоров. По его мнению, это объяснятся нежелание Киева вести прямой диалог с официальными властями Луганской и Донецкой Народных республик, как это предусмотрено пунктами соглашения.

Вместе с тем, он предложил европейским журналистам чаще бывать в зоне конфликта, чтобы иметь более объективную информацию о происходящих там событиях. По его словам, если бы последние чаще мониторили ситуацию непосредственно в зоне конфликта, то имели бы реальное представление о том, кто на самом деле является источником насилия на Донбассе…

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org