Харьковский спрут или лики “недолюстрации”

1 042

Пока активная часть украинского общества в Киеве и других крупных городах поминает Небесную сотню, попутно сетуя на предательство “новой” властью своего народа, и, как следствие, полное отсутствие каких-либо позитивных сдвигов в развитии страны спустя год после трагических событий зимы 2013-2014 гг., в провинции все идет своим чередом. Эхо Майдана сюда явно не докатилось. В отдельных городах и весях Украины, “зажившей по-новому”, вообще происходит уродливая реинкарнация “лихих” 90-х.

Ситуация, сложившаяся сегодня в Лозовой, что на юге Харьковщины, ярчайший тому пример. С недавних пор жители 60-тысячного города стали безучастными свидетелями стремительного превращения вчерашней местной дворовой шпаны в полноценную ОПГ. Похоже, в данном случае также наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества совершаемых бандой преступлений и их все возрастающей наглости, вызванных практически полной безнаказанностью уголовников. Покуда здешние правоохранители разводят руками, расписываясь в собственной профессиональной немощи, их вышестоящие коллеги из областного центра, судя по всему, занимаются покрывательством набирающего обороты криминального беспредела. Все это, не в последнюю очередь, подтверждает правоту сторонников распространенного ныне мнения о полном провале реформы по очищению власти, пафосно названной постмайданым руководством страны люстрацией.

На сегодня судами Харьковщины рассматриваются несколько разных уголовных дел в отношении трех человек, которых с небольшой натяжкой можно было бы объединить в одну преступную группу: Дмитрия Александренко, Алана Икаева и Александра Оборы. Так или иначе, но данные уголовные производства роднятся меж собой участием общих фигурантов. Более того, несмотря на серьезную квалификацию совершенных преступлений (кражи и убийство), каждый из них рассчитывает на более чем лояльный приговор суда или даже на оправдание. И не без веских на то оснований.

Вряд ли лозовчане в восторге от того, что сейчас по улицам их города свободно разгуливает Александренко, известный многим жителям под прозвищем “Кабан”. Ведь неизвестно чего еще можно ожидать от ранее судимого Александренко горожанам. К примеру, в свое время все прелести общения с Кабаном испытал на себе один из местных таксистов, в которого Димон попросту разрядил обойму из травматического пистолета на “забитой” им на следующий день после скандала “стрелке”. Тогда Александренко удалось отделаться условным сроком — вместо пятилетнего лишения свободы. И, понятное дело, никаких выводов Кабан не сделал.

Сейчас он уже проходит подсудимым по делу о краже 100 тысяч гривен из машины киевского бизнесмена Юрия Микуляка в сентябре прошлого года и привлекается по ч.3 ст.185 УК Украины. Но, несмотря на то, что имел место рецидив преступлений, суд почему-то не посчитал нужным избрать Александренко меру пресечения в виде содержания под стражей. Кабан отбыл в ИВС не больше суток и благополучно отправился под домашний арест, условия которого, впрочем, вскоре же и нарушил. Но и это не стало для него помехой. Суд согласился оставить его на воле под залог в 23 тысячи гривен.

К слову, часть третья вышеуказанной статьи Уголовного кодекса предусматривает совершение кражи группой лиц. Подельниками 26-летнего Александренко следствие называет его сверстника Алана Икаева и их общего “шестерку” — Александра Сыпалова, которому не исполнилось еще и 20-ти. Но что интересно, дело по причастности двух последних персонажей к совершению преступления было выделено в отдельное производство. Ввиду невозможности проводить с ними следственные действия. Икаев и Сыпалов якобы подались в бега.

Не знаю, кто именно саботирует в Лозовской милиции расследование, но оба “беглеца” периодически появлялись в городе и укрывающихся от правоохранителей лиц вовсе не напоминали. Наоборот вся троица чувствует себя весьма вальяжно и уверенно. Во всяком случае автору статьи посчастливилось увидеть их вживую.
По опыту работы я знаю, как обычно проводят свободное от праведных трудов время подобные особы, а потому во время своего приезда в Лозовую в середине января решил взять такси и сделать импровизированный рейд по злачным заведениям ночного города. Благо, их здесь — на пальцах одной руки. В итоге, у входа в третье и последнее на моем пути заведение — ночной клуб “Березка” — я увидел Александренко, Икаева и Сыпалова, также подкативших к дискотеке на такси. Последний, выскочив из машины, с диким реготом справил малую нужду прямо у дверей входа в клуб. Икаев и Кабан вели себя не лучше, устроив ссору с извозчиком, которая едва-едва не завершилась рукоприкладством.

Две-три недели назад Икаев таки доигрался. Его задержали в Харькове и сейчас Алан ожидает суда в СИЗО. Правда, арестовали его по обвинению в краже, но вовсе не в той, за которую сейчас судят Александренко.
В последнее время в Лозовой резко выросло число квартирных краж. Поговаривают, что это дело рук Икаева и других членов его и Кабана общей шайки. В частности, некого персонажа с колоритным прозвищем “Чеченец”. Впрочем, все это на уровне слухов. А вот то, что Икаев также рецидивист — свершившийся факт. По информации из источников, когда-то он был осужден за разбой.
В то же время, следствие по делу Икаева и Сыпалова, выделенное ранее в отдельное производство, за эти дни не продвинулось ни на йоту. В Лозовском горотделе милиции это поясняют тем, что данное уголовное производство было истребовано для повторной проверки вышестоящим процессуальным органом – прокуратурой.

Представитель потерпевшего Микуляка, адвокат Татьяна Матяш не исключает, что такие меры в данном конкретном случае вызваны стремлением прокуратуры “развалить” дело: «Проблема в том, что в деле имеются материалы негласных следственных действий, показания свидетелей, результаты обыска и другие доказательства. Поскольку никому подозрение не предъявлено, ознакомиться с материалами никто не может. В то же время, в областной прокуратуре сейчас работает бывший адвокат Александренко. И как раз в “нужном” отделе — по надзору за милицией. Выводы сами собой напрашиваются…».

Адвокат Дмитрий Житченко
В любом случае подобные подозрения, высказанные адвокатом, совсем небеспочвенны. Еще в декабре месяце минувшего года адвокатом в деле Александренко о краже выступал Андрей Гагун, хорошо знакомый с Александренко еще со времен не такой уж далекой юности. Только вот жизненные и карьерные пути-дорожки приятелей пошли в разные стороны, пусть даже теперь и пересекаются.

Молодой да ранний, Андрей Анатольевич успел поработать в 2007-2012 гг. в органах прокуратуры, после — адвокатом, а с недавних пор вновь облачился в мундир законника. Однако, бросать Александренко на произвол судьбы не стал. Сегодня интересы последнего в суде представляет новый адвокат — харьковчанин Дмитрий Житченко.

Прокурор, подрабатывающий адвокатом, Андрей Гагун
По утверждению Татьяны Матяш, Гагуна и Житченко связывают тесные профессиональные отношения: «В начале следствия, осенью прошлого года, виновные в краже еще прощупывали почву на предмет возмещения ущерба потерпевшему — чтобы получить максимальные блага при рассмотрении дела. Так вот, осенью переговоры со мной, как представителем потерпевшего, вели адвокаты Гагун и Житченко. Со слов Гагуна, они коллеги, только Житченко более опытный в уголовном процессе и помогает Гагуну в этом деле. Что примечательно, как только решился вопрос с назначением Гагуна в прокуратуру области, Александренко и Ко оставили все попытки примириться с потерпевшим. Наоборот. Поведение Александренко в суде стало наглым и дерзким. Он хамил, язвил мне. Вот интересно, продолжают ли они помогать друг другу?».
Показательно и то, что, по инсайдерской информации, Андрей Гагун является зятем скандально известного Владимира Суходубова, еще совсем недавно занимавшего пост первого заместителя прокурора Харьковской области. Да-да, того самого чиновника, который был люстрирован, затем восстановился в должности через суд, а в феврале текущего года отозвал свой же собственный иск, встревоженный бурными протестами общественности.

До ухода на пенсию никто и ничто не мешало родственничкам совместно зарабатывать на ниве надзора за законностью. Более того, под чутким руководством Суходубова в прокуратуре Харьковской области трудился еще один его “сынок”, на этот раз уже родной — Дмитрий. Особого внимания заслуживает тот факт, что тогда и сейчас Суходубов-младший руководит в областной прокуратуре именно отделом надзора за соблюдением законов органами внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Экс-первый зам прокурора Харьковской области Владимир Суходубов
По информации пожелавших остаться неизвестными коллег Суходубова и Гагуна, сегодня оба родственничка делают хороший служебный бизнес, зарабатывая на “решении вопросов”, а, проще говоря, разваливая уголовные дела иных платежеспособных преступников. При этом, прокурор Гагун продолжает оставаться учредителем юридической конторы “Альянс Групп”, совмещая, так сказать, приятное с полезным. Это ли не очередное доказательство коррупции? Впрочем, ничто не ново. В свое время я подробно писал об аналогичном лохотроне в исполнении “адвоката в погонах”, выходца из Донецка Василия Фаринника, занимавшего при президенте Януковиче должность начальника Главного следственного управления МВД Украины.

Сразу оговорюсь, что мне удалось лично пообщаться с “прокурором-адвокатом” Гагуном на предмет его родственных связей с Владимиром Суходубовым. Тот наотрез отказался комментировать имевшуюся у меня в наличии информацию, очень возмутился данным вопросом и даже попытался пристыдить меня: мол, он же не интересуется тем, какую мне платят зарплату. На мою просьбу прокомментировать его деловые связи с адвокатом Житченко, Гагун посоветил мне обратиться за разъяснениями в пресс-службу “нашей организации”. Несколькими секундами позже он, вспомнив о том, что уже не является адвокатом, перестал злоупотреблять советами.

Впрочем, вернемся к нашим баранам. Откуда же было взяться деньгам на оплату услуг адвокатствующих прокуроров (или наоборот — кому как угодно) у нигде толком не работавшего уголовника Александренко? Ларчик открывается просто. Ключ к разгадке содержится в кровавой истории, произошедшей в Лозовой около года назад.

Вечером 10 марта минувшего года в результате разборок от огнестрельных и ножевых ранений скончался некто Игорь Свергуненко. Убитый, которого знали в Лозовой под прозвищем “Свергун”, был ранее судим (вроде как “за честную драку” или типа того) и пользовался уважением окружающих и авторитетом в определенных кругах за свою принципиальность. По мнению моих собеседников, он был, что называется, “правильным пацаном”: не богатым и честным при выяснении любых отношений. В отличие от тех, с кем у него произошел конфликт, завершившийся убийством. Речь идет об известных на всю округу братьях Андрее и Александре Оборах.
Сейчас младший из них находится в СИЗО, где ожидает обжалования приговора по обвинению его в убийстве. Сам Александр Обора уже не раз имел проблемы с законом и был судим. Лозовчане из числа молодежи также помнят, как около двух лет назад Обора-младший нанес четыре ножевых ранения своему сопернику по драке все в том же ночном клубе “Березка”. Правда, в тот раз пострадавший выжил и, поговаривают, что отказался от своих претензий к обидчику за мзду в 6.5 тысяч долларов.

Так вот, в день убийства Свергуна рядом с ним находился и уже известный нам Дмитрий Александренко, который чудом уцелел и отделался лишь ножевым ранением. В милиции Кабан сначала дал пояснения, в которых указал, что убийцей Свергуненко был именно Обора-младший, который прибежал на помощь дерущемуся старшему. Об этом он лично рассказывал и матери покойного Светлане Свергуненко. Однако, спустя время Александренко отозвал свои данные ранее показания и заявил, что убийство совершил неизвестный ему человек. Мать погибшего утверждает, что Кабана купил Обора-старший. По словам Светланы Николаевны, Андрей Обора выплатил за Александренко и залог в суде. Более того, сегодня он где ни попадя похваляется тем, что “младшой не сядет”, пусть ему даже придется отдать на взятки миллион. А в Лозовой люди Оборы цинично расклеивают объявления с просьбой о помощи в поимке “настоящего убийцы” Свергуненко.

Мать убитого Свергуна Светлана
Крутой норов владельца аграрного предприятия “БОТиК” Андрея Оборы давно известен в Лозовском районе Харьковщины и за его пределами. Здешние жители приписывают ему многочисленные притеснения соседей-фермеров, незаконные присвоения сотен акров чужих полей, а некоторые региональные СМИ в свое время даже сравнивали его с одиозным убийцем-нардепом Лозинским. Но Оборе-старшему по сей день все сходит с рук. Во многом это объясняется его родственными связями с Богданом Ревой, который, по имеющейся у меня информации, приходился кумом самому покойному Евгению Кушнареву. Андрей Обора женат на Зоряне — дочери бывшего депутата Харьковского облсовета от Партии регионов и экс-главы Лозовской райгосадминистрации. Рева был уволен с поста головы РГА сразу же после смены власти в марте 2014-го, но, как это у нас водится, реального влияния в регионе вовсе не утратил. Также, по непроверенной информации, его дочь является судьей одного из районных судов в Днепропетровской области.
Если смотреть на проблему шире, то в связи с вышеизложенным вспоминаются слова историка Станислава Овчаренко о том, что в условиях сегодняшней войны внутренний враг еще опасней внешнего. Вопрос на засыпку: как вы думаете, что ожидает регион в случае обещаемого вторжения российских войск и боевиков “ДНР” в регион при таких правоохранителях и уголовниках, при таком “очищении власти”? Ведь это те же латентные титушки и предатели в погонах. Костяк “народных республик” в Донецкой и Луганской областях изначально формировался именно из таких, с позволения сказать, личностей — продажных правоохранителей и криминальных элементов.
Для сравнения: вся сумма компенсации, указанная Светланой Свергуненко в ее иске, по задумке женщины, в случае выигрыша суда пойдет на нужды бойцов АТО.

P.S Во время написания данной статьи автору строк от Светланы Свергуненко стало известно, что адвокат Александра Оборы подал ходатайство о приглашении в суд Алана Исаева, которого и близко не было в момент убийства Игоря Свергуненко, в качестве свидетеля по делу….
P.P.S А буквально полчаса назад выяснилось, что сегодня судом был выпущен из-под стражи под залог в 300 тысяч гривен Казбек Юсупов, ранее задержанный по подозрению в квартирной краже и незаконном хранении оружия. Это именно он известен в Лозовой под кличкой “Чеченец” (см. выше в тексте — Авт.) и как один из подельников Алана Икаева. Показательно, что по утверждению моего источника информации, адвокатом Юсупова выступает все тот же Дмитрий Житченко…

По материалам: ord-ua.com